Особенности методического обеспечения учреждений культуры

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы методического обеспечения учреждений культуры как фактора повышения эффективности их деятельности ……………………………………………..
1.1. Понятие и сущность методического обеспечения учреждений культуры
1.2. Система методического обеспечения учреждений сферы культуры…………………………………………………………
1.3. Особенности методического обеспечения учреждений культуры.......
Выводы по 1 главе …………………………………………………………….  
 
 
 
 
   
Заключение ………………………………………………………………………  
Список литературы ………………………………………………………...........  
Приложения..….………………………………………………………………….
     

Современное развитие общества требует постоянного совершенствования, как форм, так и методов работы, а также новых решений и современных технологий от деятельности учреждения культуры. Ввиду этого требования, которые предъявляются к самой системе методического обеспечения, достаточно высоки и без разработанных и обоснованных методик не может эффективно развиваться ни одно учреждение культуры.

Методическое обеспечение деятельности учреждения культуры характеризуется как организованная деятельность по информационному обслуживанию специалистов учреждений культуры и внедрению передовых методик в их деятельность. Информационное обслуживание направлено на своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики. Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения использованию новых методик в деятельности учреждений культуры. В основе педагогической функции методического обеспечения лежит работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов. Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций.

Из этого следует, что методическое обеспечение деятельности учреждения культуры осуществляется на основе принципов научности, оперативности, дифференцированного подхода. Методические решения и рекомендации основываются на глубоком анализе практической деятельности учреждений и являются результатом научно-исследовательской работы. Методическая деятельность выявляет недостатки и недочеты в деятельности учреждений и в нужный момент оказывает консультативно-методическую помощь. Методические рекомендации способствуют качественному росту социально-культурных услуг. Дифференцированный подход в методическом обеспечении предполагает учет специфики типов и видов учреждений, технологических процессов и специализаций, а также условий деятельности учреждений.

Специалисты учреждения культуры в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой должны уметь осуществлять такие виды профессиональной деятельности как: научно-исследовательская, учебно-педагогическая, производственно-практическая, научно-методическая, экспертно-консультационная.

Субъектом методического обеспечения является методист, который объединяет методические идеи, создаёт методические знания и рекомендации. Поэтому требования к подготовке методистов высокие и охватывают уровень информационной, организационной и педагогической культуры.

От методического обеспечения, конечно же, зависит качество и эффективность деятельности учреждения культуры. Проблемы методического обеспечения деятельности учреждения культуры заключается в том, что, если в советское время методическое обеспечение играло важную роль как фактор повышения эффективности деятельности учреждений культуры, то с произошедшими переменами в культурной и экономической жизни общества, отвергнувшими административно-командную систему в целом, роль методического обеспечения была без достаточных оснований отвернута.

На сегодняшний день методическое обеспечение, как фактор повышения эффективности деятельности учреждений культуры, в реальной жизни не всегда используется оптимально, положение его чаще недооценивается руководителями сферы культуры, органами местного самоуправления, а порой работниками учреждений культуры и методистами. Поскольку методическая деятельность является профессиональной деятельностью методиста и нередко сводится лишь к поиску подходящего сценария или помощи в подготовке и проведении какой-либо отдельной программы, то на самом деле эта деятельность в учреждениях культуры часто подменяется административной, в обязанности методистов вменяется инспекторская работа, что приводит к дублированию управленческих служб и снижает эффективность методического обеспечения. Большинство методистов не обладают четким представлением о своих обязанностях как целостном процессе, то есть они не воспринимают методическое обеспечение как стройную систему, все компоненты которой взаимосвязаны, выполняют совершенно определенные функции и представляют единое целое. Из-за этого работа методических органов нередко ведется беспорядочно, бессистемно, непоследовательно, не используются новые технологии методического обеспечения, что отрицательно сказывается на эффективности реализации его деятельности.

Проблемы становления, развития, организации, методического обеспечения деятельности сельских Домов культуры, централизованных клубных систем, совершенствования форм работы в клубах по интересам находят отражение в трудах А.Б. Лихановой, А.П.Макаровой,Е.Е. Масленниковой, С.В. Сабуцкой, В.А.Федорова, Б.Г. Мосалевой, Ю.А.Шубина.

Тем самым исследование проблем методического обеспечения деятельности учреждений культуры дает знание не только о его сущности, значении, функциях в прошлом, понимание его роли, места в сегодняшних условиях, но и создаёт его будущие перспективные модели.

Непременное изучение методического обеспечения деятельности учреждений культуры как системы следует за потребностью расширения теоретических представлений об этом уникальном явлении в современных условиях, с одной стороны, с другой же позволит сделать достоянием практиков научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию методического обеспечения, повышению эффективности деятельности учреждений культуры. Всё выше сказанное явилось актуальной темой дипломной работы.

Проблема заключается в том, что эффективность деятельности учреждений культуры в значительной мере обусловливается наличием методической службы и разносторонним методическим обеспечением сельских учреждений культуры, однако ресурс данного инструмента изучен теоретически и практически реализуется в недостаточной степени.

Понятие и сущность методического обеспечения учреждений культуры

Трудности, возникающие при исследовании категориально-понятийного аппарата методического обеспечения деятельности учреждения культуры объясняются неполной разработанностью понятия «социально-культурная деятельность». В научных трудах существуют различные точки зрения на сущность этого понятия и его место в системе общественных наук.

Понятие «социально-культурная деятельность» выделяет три составляющих: социум, культура и деятельность. Французский социолог Ж. Р. Дюмазедье трактует социально-культурную деятельность «как сознательную преднамеренную организованную даже планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой и анархичной социально-культурной обусловленности», как эффективное средство воспитания [76.с. 42]. Основной целью социально-культурной деятельности было создание условий для приобщения людей к культуре, адаптации к научно-техническим изменениям.

Исследователь в области культуры Н. Н. Ярошенко подразумевает под социокультурной деятельностью совокупность педагогических технологий, обеспечивающих превращение культурных ценностей и регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы [81.с. 21].

Профессор В.В. Туев о социально-культурной деятельности говорит как об управлении обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс» [64.с. 55].

Таким образом, исходя из этих определений, обозначим понятия, обуславливающие современную систему методического обеспечения.

Итак, начнём с понятия «метод». Под этим понятием понимается способ достижения цели, совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия, а также совокупность приемов или операций практических или теоретических освоений действительности, подчиненных решению конкретной задачи. К примеру, приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала, освоения (познания) действительности.

В философии методом называется способ построения и обоснования философского знания. Идея метода была разработана еще философом Декартом. Он указывал: «Под методом же я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное, и, без лишней траты умственных сил, постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно ...» [25.с. 86]. Иными словами, методы рассматриваются как приемы, с помощью которых решаются цели культурно-досуговой деятельности. Неоднородный, разноплановый характер культурно-досуговых программ, в которых используются и музыка, и устное слово, и кино, и хореография, и средства наглядности, предопределяют совокупность применяемых средств, способов и приемов. Основная функция метода заключается в организации и регуляции деятельности в любой её форме.

Переходя к «методической деятельности», это понятие вбирает в себя совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Методическая деятельность осуществляется учёными, методистами, практиками с целями изучения теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности и внедрения передовых разработок в социальную практику.

Основные виды методической деятельности: самообразование, методическое исследование, описание и обобщение передового опыта, создание методической продукции, обучение кадров, методическое руководство, методическая помощь, методическая коррекция.

Громов С.Н. и Чижиков В.М. в своих трудах обозначили, что «методическая работа должна иметь четко поставленные задачи, отражающие ее отношение к организации в целом, а также к коллективу, руководителям творческих коллективов и участникам коллективов, но и, конечно же, посетителям» [21.с. 23].

По отношению к учреждению методическая работа решает такие задачи как:

– нормативно-правовое, методическое обеспечение деятельности учреждения;

– совершенствование существующих и внедрение новых технологий, форм, методов, способов культурно-досуговой деятельности и внедрение передового опыта, современных информационных технологий;

– информационное обеспечение.

По отношению к специалистам методическая работа ставит перед собой следующие задачи:

– повышение уровня профессионализма;

– ознакомление и обучение методике использования в профессиональной деятельности современных технологий, методик и способов;

– совершенствование деятельности руководителей творческих коллективов по организации творческой, учебной работы участников коллективов;

– обучение технологии использования современных способов анализа и мониторинга качества услуг;

– поддержка поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;

– организационное и содержательное сопровождение аттестации специалистов;

– организация информационного обеспечения профессиональной деятельности работников;

– внедрение в практику работы основ научной организации труда.

По отношению к коллективу методическая работа ставит такие задачи как:

– согласование понятий, ценностей, представлений и позиций по вопросам культурно-досуговой деятельности

– сохранение, поддержка и развитие традиций коллектива;

– способствование формированию доброжелательной, созидательной, творческой среды;

– организация и стимулирование процессов повышения квалификации работников;

– создание комплекса условий для изучения, обобщения, внедрения и распространению передового опыта.

По отношению к участникам творческих коллективов методическая работа оказывает учебно-методическую помощь по конкретным видам творчества.

Исходя из этого следует, что методическое обеспечение социально-культурной деятельности можно охарактеризовать как организованную деятельность по информационному обслуживанию специалистов учреждений культуры и внедрению передовых методик в их деятельность. Информационное обслуживание направлено на своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики. Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения использованию новых методик в деятельности учреждений культуры. В основе педагогической функции методического обеспечения лежит работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов.

Соколов А.С. подчёркивает: «Если методическое обеспечение социально-культурной деятельности осуществляется на основе принципов научности, оперативности, дифференцированного подхода, то суть назначения методического обеспечения заключается в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности» [64.c. 56].

Методическая работа в учреждении культуры выполняет следующие функции:

1) осуществление связи с внешней средой:

– именно: осмысление и своевременное доведение до каждого члена коллектива социального заказа, современных тенденций, нормативно-правовых и программно-методических требований вышестоящих органов культуры;

– внедрение в систему деятельности работников достижений и рекомендаций науки и передовой практики;

– трансляция лучшего опыта специалистов учреждений.

2) повышение эффективности деятельности коллектива:

– диагностика, коррекция и повышения уровня профессионализма и квалификации сотрудников;

– выявление, обобщение и распространение передового опыта;

– стимулирование инновационной деятельности, творчества и инициативы сотрудников;

– развитие экспериментальной работы.

3) повышение индивидуального профессионального мастерства руководителей:

– диагностика, коррекция и развитие профессионализма знаний каждого руководителя;

– развитие и совершенствование прогностических, аналитических, организационных умений руководителей;

– повышение культуры общения, эмоций и волевых проявлений руководителей, саморегуляции деятельности;

– формирование и развитие социально значимых мотивов деятельности, нравственных качеств личности;

– повышение готовности к профессиональному самосовершенствованию.

По отношению устройства менеджмента можно выделить такие уровни управления методической работой как:

1) Стратегический уровень. Подразумевает определение целей системы методической работы в целом и координацию деятельности учреждений культуры. Данный уровень представлен органами управления культуры (федеральных, субъектов РФ, муниципальных), научно-исследовательскими институтами, институтами повышения квалификации, научно-методическими центрами, кабинетами.

2) Тактический уровень. Этот уровень представляет собой управление процессом методической работы в учреждении культуры в целом и координация деятельности работников, осуществляемые администрацией учреждения и методической службой.

3) Оперативный уровень. Это тот уровень, который является непосредственным управлением методической работой в каждый момент времени со стороны руководителей методических объединений.

В работах Шубина Ю.А. сказано: «Управление методической работой осуществляется методической службой, которая решает широкий спектр вопросов, а именно:

– Образовательные: создание системы непрерывного повышения квалификации руководителей и специалистов по основным направлениям деятельности; повышение управленческой культуры руководителей.

– Информационные: обеспечение профессиональной информацией по различным направлениям культурно-досуговой деятельности; информационно-методическое обеспечение самообразовательной деятельности коллектива.

– Консультативные: консультации по различным профессиональным проблемам, оказание помощи творческим коллективам.

– Проектировочные: участие в разработке программ, проектов.

– Экспертные: экспертиза разработанных специалистами инновационных форм, методов и средств культурно-досуговых технологий.

– Аналитические: анализ итогов деятельности учреждений.

– Прогностические: прогнозирование направлений деятельности учреждений; перспектив развития методической работы» [77, с. 93].

В результате улучшение методов работы в основном зависит от методической работы, которая является целой системой взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого социально-культурного работника, на развитие и повышение творческого потенциала коллективов. Основой методической работы представляется достижения культурологической, педагогической, социологической, философской наук, передовой опыт менеджмента и анализ происходящих социальных и культурных процессов.

Новый этап развития научно-методической деятельности это методическое обеспечение, которое является оснащением учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечением уровня работы, соответствующего потребностям общества и каждого человека в отдельности.

С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, а именно: разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности.

Вообще методическое обеспечение рассматривается не как управленческий процесс с его управленческими функциями, а как одна из сфер, направлений, функций методического руководства. В свою очередь методическое руководство – это организация любого вида методической деятельности, которая всегда начинается с отбора целей, содержания, методов и форм работы в социо-культурной сфере. Главное в этой функции – информация (а именно: критерии отбора, способы ее накопления и средства передачи). Информация должна быть организована для развития системы методического обеспечения. В качестве субъектов управления выступают: методисты, педагоги Домов детского творчества, Центров внешкольного развития, спортивных школ, других образовательных учреждений. Их главные функции - прием методической информации, закрепление и воспроизведение в своей деятельности. Здесь управляет не информация, а организационные средства ее трансляции: методы, способы, формы передачи. Происходит не развитие качества, а накопление, то есть увеличение количества информации. Объект управления один - это смысл, содержащийся в методической информации, который должен родиться в познающем сознании методистов, педагогов. Предметом методического руководства культурно-досуговой работы является методика, правила требований и приёмов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени.

Итак, основное различие между методическим руководством и методическим обеспечением заключаются в том, что первое организует субъектов культурной сферы, информацию, которую они предоставляют, и управляет процессами критерии отбора, передачи и сохранения, предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций; второе определение заключается в средствах и учебных комплексах, оснащающих, способствующих более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей, направленных на получение, оснащение методическими материалами учреждений.

Ещё немаловажным моментом можно назвать систему методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, которая отличает, прежде всего, предмет деятельности. Авторы научных трудов в сфере культуры, такие как Г.М. Бирженюк, Л.В. Бузене, Н.А. Горбунова считают, что «предметом методического руководства культурно-просветительной работой является сама методика этой работы, воспринимаемая как совокупность правил, требований и приемов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени» [10, с. 41].

Методикой как сферой человеческой деятельности занимаются учёные, а также институт методистов (методическая служба). С другой стороны, методика представляет собой и результат этой деятельности, то есть полученные и систематизированные знания об организации какой-либо деятельности или же процесса воспитания.

Методика представляет собой совокупность целей, информационного содержания, средств, методов и форм культурно-просветительной работы, то есть продукта индивидуальной или коллективной творческой деятельности как специалистов, так и актива культурно-просветительных учреждений, и как всякий продукт творческой деятельности человека несет в себе немало субъективного. То есть методика – это определённый способ осуществления практической или теоретической деятельности; алгоритм создания и организации деятельности с точки зрения воспитательного и творческого процесса. В основном она отвечает на вопрос «как мы действуем?» «как нужно (можно, возможно) действовать?» и выступает средством достижения практических целей, приводящих к определённым результатам.

В научных трудах методика трактуется как определённая область знаний, отрасль науки (к примеру, методика воспитания в педагогике, методика извлечения звука в вокале, методика досуговой деятельности, методика художественно образовательной деятельности, методика искусствознания и другое). В этом случае, как и любая наука, методика представляет собой, с одной стороны, особую сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Отсюда становится ясно, что методика является ещё и центральным блок в культурно-просветительной работе, который осуществляет прием и переработку информации и преобразует ее в художественно-образную, символико-аллегорическую форму. Это особенно важно потому, что в своей работе культурно-просветительные учреждения обращаются к эмоциональной сфере человека, широко учитывают и используют комплекс специфических закономерностей управления поведением человека, прежде всего, социально-психологические.

Специалист, разрабатывающий методики работы (например, организационно-массовой) и планирующий работу учреждения или отдела, в котором работает, называется методистом (например, методист организационно-массового отдела Дворца культуры).

В результате всего вышеперечисленного следует, что основными понятиями, использующимися в системе методического обеспечения социально-культурной деятельности являются «метод» и «методика», «методическая деятельность» и «методическая работа», «методическое обеспечение» и «методист».

По своей сущности и назначению методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности предполагает создание сервисных условий в обслуживании и обеспечении передовой методикой практиков культурно-досуговых учреждений. Поэтому очень важно изучение системы методического обеспечения. Чтобы эффективно вести методическую работу, необходимо в первую очередь четко представлять себе ее цели и задачи.

Процесс методического обеспечения изначально начинается с изучения практики. Прежде всего следует глубоко изучить и освоить фактическое состояние дел в культурно-досуговых учреждениях, знать объект, его реальное состояние, узкие места, положительный опыт, потребности в методической помощи.

Объективно оценить положение дел в сфере культуры поможет углубленное изучение запросов, потребностей и интересов реальных и потенциальных посетителей учреждений культуры. Изучая деятельность культурно-досуговых учреждений, необходимо обратить внимание не только на положительную, но и на негативную стороны работы. Оценивая положительные результаты практики, следует взять из нее наиболее ценное, значительное и перспективное. Рассматривая недостатки, необходимо разобраться в причинах, сделать конструктивные выводы, которые позволят в последующем избежать повторения негативных явлений.

Сабуцкая С.В. в актуальных проблемах социокультурных исследований подчеркнула: «Исходным положением в освоении практики культурно-досуговых учреждений является умение осмыслить достижения как в теоретическом, так и в практическом аспектах, важно заметить перспективы, тенденции, ростки нового в развитии данной отрасли. Невозможно объективно оценить практику без глубокого знания законодательных актов, правительственных решений и документов, специальной и периодической литературы. Деятельность учреждений культуры необходимо рассматривать с точки зрения возможностей повторения лучших ее достижений в широкой практике» [61,c.422].

Целостное представление о практике может дать личное участие методиста в работе учреждений культуры. Важно глазами специалиста, а не зрителя видеть и процесс подготовки мероприятия (технологию, методику), и ход мероприятия. Это позволяет наиболее точно разглядеть элементы нового, какие-то упущения, сделать правильные выводы, увидеть педагогический аспект, цель и смысл мероприятия.

Особо важным источником изучения клубной практики являются документы, поступающие в органы культуры, в методические центры: статистические отчеты, текстовые отчеты, планы работы, государственные статистические отчеты.

В ходе изучения клубной практики осуществляется ряд функций методической деятельности. Эти функции раскрываются в процессе методической деятельности в виде осмысления и обработки практики. Любая форма работы, будь то тематическая программа или репетиция, выступление художественного коллектива или диспут молодежи и т.д., имеет многообразие и богатство красок, свои неповторимые и своеобразные черты. В процессе методического осмысления необходимо выделить и охарактеризовать культурно-досуговую программу, опуская различные малосущественные, на первый взгляд, черты и свойства. Такое видение представляет собой методическую схематизацию практики и является необходимым условием для успешной последующей деятельности методиста. На основе такой схематизации осуществляется фиксация программы в виде определенной последовательности действий, которые производились в ходе ее реализации. Подобное видение мероприятия является непременным условием в успешной методической деятельности, оно дает возможность зафиксировать опыт. Таким образом, данная функция методической деятельности состоит в том, чтобы изученную практику представить инструментально-расчлененно. Другой функцией методической деятельности является фиксация целостного процесса практики культурно-досуговой программы. В процессе обобщений следует объединить наиболее характерные для определенных форм общие признаки. Важно при этом обратить особое внимание на сохранение характерных, специфических особенностей и черт. В процессе развития культурно-досуговой деятельности возникают новые связи и отношения между наукой, методикой и практикой работы. Это выражено еще одной функцией методической деятельности - быть посредником между научно-исследовательской работой и практикой, достижения науки внедряются и осваиваются практикой не напрямую, а через методические формы ее осознания и организации, и в этом заключается особая значимость данной функции. На этой основе методическая деятельность становится научно обоснованной, а наука оказывает управляющее воздействие на совершенствование культурно-досуговой деятельности, повышение эффективности.

Отсюда - необходимость постоянного обращения к теоретическим разработкам, специальной литературе, профессиональной информации о передовом опыте работы учреждений культуры.

Система методического обеспечения учреждений сферы культуры

Для полного представления понятия «системы методического обеспечения» дадим чёткое определение. Под системой методического обеспечения понимают всю совокупность разноуровневых методических органов различных ведомств, объединенных едиными целями, объектом, средствами, методами и формами деятельности, находящихся в постоянном взаимодействии.

Немного предыстории. Система методического обеспечения формировалась постепенно и охватывает довольно значительный исторический период её становления и развития. Первые признаки методической деятельности в России в области культуры начали появляться в начале нынешнего века. Это были народные дома, где работали самодеятельные кружки, проводились концерты, читались лекции. Народный дом, как правило, располагал зрительным залом, библиотекой-читальней, чайной, имел набор народных инструментов. Также в нём создавались и работали народные театры. С помощью сподвижников развития самодеятельных театров (В. Поленов, К. Станиславский, Л. Толстой, Н. Бунаков, Н. Бурмакин и другие) вырабатывались основы определенной системы оказания им постоянной методической и организационной помощи.

В 1909 году по инициативе энтузиаста, руководителя крестьянского театра в селе Бурмакино Ярославской губернии Николая Владимировича Скородумова при Всероссийском союзе сценических деятелей была организована комиссия по сельскому театру, которая через два года перешла в ведение Русского технического общества и стала называться отделом содействия фабричным и деревенским театрам.

Членами и сотрудниками отдела наряду с профессиональными артистами, художниками, литераторами стали рабочие, студенты, сельские учителя, крестьяне. Преемником и продолжателем деятельности отдела стала секция содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров Московского общества народных университетов под председательством академика живописи В.Д. Поленова. Секция снабжала любительские народные театры пьесами, рекомендательными репертуарными рецензиями, режиссерскими разработками. Был организован прокат декораций, костюмов, бутафории, осветительных приборов. По словам В.Д. Поленова, секция стала «театральной лабораторией на всю Россию».

Становление культурно-досуговой работы, создание сети учреждений культуры, зарождение и развитие форм и методов их деятельности требовали принципиально новых подходов к организации работы, ее методического обеспечения.

В этот период появляются ростки, элементы методической деятельности. Наиболее существенные из них:

– в уездных центрах создаются центральные клубы, в задачу которых входит не только организация работы с населением, но и осуществление «единого» руководства работой удаленных от центра более мелких клубов-ячеек; центральный клуб как бы «группирует» около себя городские, волостные клубы-ячейки;

– в волостях создаются культурные центры, которые работают как учреждения культуры и одновременно в их обязанности входит помощь в организации работы учреждениям культуры своей территории;

– создаются показательные клубные учреждения для распространения передового опыта работы;

– для координации работы учреждений культуры на предприятиях создаются общественные культкомиссии, комитеты.

Таким образом, создается достаточно целостная сеть учреждений культуры, в структуре которой рельефно обозначаются элементы методического характера, оказывающие заметное влияние на содержание деятельности клубных учреждений. Идеи методического влияния на все учреждения культуры заключались в том, чтобы больше внимания уделялось методической стороне дела, выявлялся и перерабатывался «опыт мест», полнее отражая живую действительность, чтобы «методические руководства» создавались не лабораторным путем. Клубные учреждения должны дополнять друг друга, поддерживать органические связи между собой, в их работе необходимы поиск, «проверка достижений в области форм».

Период становления культурно-досуговой работы в двадцатых годах характеризуется осознанием и разработкой основ методики, отработкой форм и методов работы. Опираясь на практику, путем проб и ошибок методическая работа обретала и накапливала опыт. Это создавало предпосылки последующего формирования в культурно-досуговой работе устойчивых, целевых методических структур.

До 1924 года учреждения культуры испытывали большие финансовые трудности. После чего в 1924 году удалось восстановить и даже увеличить число клубных учреждений, где были поставлены новые задачи в области методического обеспечения. Начали издаваться специальные репертуарные сборники, инсценировки для самодеятельных коллективов. Народные дома, клубы, избы-читальни превращались в опорные пункты массовой культурной деятельности, в своеобразные низовые методические органы. Этот период характерен повсеместным усилением методической работы. Появилась необходимость в распространении лучших достижений в этой области, в направленной методической деятельности, где на этой базе методическая деятельность начинает обретать черты определенной системы. В городах стали появляться дворцы и дома культуры, на селе – совхозные и колхозные клубы. Это были новые, более высокие типы учреждений культуры, которые являлись на тот момент методическими центрами своих территорий. В их работе стали появляться новые методы, методическая деятельность поднимается на новый качественный уровень, переходя от разрозненной деятельности к единому методическому руководству культурно-досуговой деятельностью.

В 1930 году Поленовский Дом был переименован в Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне, а в 1931 году в краевых и областных центрах создано 19 домов искусств. Эти дома искусств и составили основу системы методического руководства самодеятельным творчеством.

В 1936 году Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества, возглавивший систему методического руководства, а в 1959 году перешел в ведение Министерства культуры РСФСР и получил название «Центральный Дом народного творчества».

Наши рекомендации