Дневник работы над проектом
Проект - это долгосрочное исследование, имеющее практическую часть, которая включает в себя:
- Дневник работы над проектом - письменная часть проекта, где учащиеся фиксируют все этапы работы над проектом.
- Проектный продукт – результат работы над проектом.
- Презентация (защита проекта), в ходе которой учащиеся знакомят со своей работой и своим проектом продуктом.
Дневник работынад проектом должен содержать отчет о работе.Примерная форма отчета:
Введение
Тема моего проекта…
Я выбрал эту тему, потому что…
Цель моей работы…
Проектным продуктом будет - …
Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как…
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы)…
Выбор темы и уточнение названия…
Сбор информации (где и как делал)…
Изготовление продукта (что и как делать)…
Написание письменной части проекта (как это делал)…
Основная часть
Я начал свою работу с того, что…
Потом я приступил к…
Я завершил работу те, что…
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…
Чтобы справится с возникшими проблемами, я…
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например…
Это произошло, потому, что…
Если бы я начал работу заново, я бы…
Я думаю, что решил проблему своего проекта, так как…
Работа над проектом показала мне, что…
Знакомство с различными проектами учащихся из опыта работы.
Проекты могут быть как групповыми, так и индивидуальными. В ходе работы может корректироваться и тема проекта, и сам проектный продукт. Например, темами проектов учащихся 11 классов стали: «Маркетинговое исследование торговых центров города Воронежа», «Как выбрать экономический факультет вуза», «Как провести лето в Воронеже», «Территория закона острова детства» и т.д. Также разнообразны проектные продукты: путеводитель по вузам города; кластер с рекомендациями по защите прав ребенка; игра для проверки сплоченности коллектива; статья о классном коллективе; видеофильм и многое другое. Учащиеся придумываю абсолютно гениальные названия для своей работы: «Это страшное образование» или «Как нам жить вместе?» и «поднимают» только те темы, которые их действительно волнуют.
Учащиеся, которые занимаются проектированием, приобретают вкус к исследованию вообще, становятся более самостоятельными и ответственными. Они могут выбрать тему исследования, свободно подобрать информацию, блестяще защищают свою работу, легко контактируют с аудиторией. Они занимаются действительно теми вопросами, которые их интересуют, отстаивая свою точку зрения. Это особенно важно для выпускников, которым придется каждый день принимать решение, о том, как построить свою дальнейшую жизнь и как добиться поставленных целей. При создании проекта максимально важны фантазия и воображение, так необходимые и для творческого мышления, так как в готовом виде свой проект уже не «скачаешь», как привыкли наши дети, работая над рефератом или докладом.
Практикум «Организация и содержание проектной деятельности учащихся»
Задание 1.
Назовите главные отличия метода проектов от других видов исследовательской деятельности учащихся:
1) __________
2) __________
3) __________
4) __________
5) __________
Задание 2.
Охарактеризуйте этапы работы над проектом:
Этап | Краткая характеристика |
Проблематизация | |
Целеполагание | |
Планирование | |
Реализация | |
Самооценка | |
Рефлексия |
Задание 3.
Оцените роль учителя в работе над проектом:
Возраст | Роль учителя | Деятельность учителя |
5-6 класс | ||
7-8 класс | ||
8-9 класс | ||
10-11 класс | ||
? |
Задание 4.
Назовите основные виды проектов, соответствующие им проектные продукты, подумайте над темами проектов:
Вид проекта | Проектный продукт | Тематика проекта |
Практико-ориентированный (продуктом может быть: пособие, макет, инструкция, памятка) | ||
Информационный (продуктом может быть: результат исследования) | ||
Творческий (продуктом может быть: произведение, видеофильмы и т.д.) | ||
Игровой или ролевой (продуктом может быть: мероприятие). |
Задание 5.
Подумайте, в чем положительные и отрицательные стороны данной исследовательской технологии:
Положительное | Отрицательное |
Литература
1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта // М.: 2003.
2. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт // М.: 2005.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении // М.: 2003.
4. Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Сборник статей // Под общей редакцией Н.Г. Минько// М.: Учебно-методический центр-ЮАУО, 2005.
5. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений// М.: Центр «Школьная книга», 2006.
6. Современные педагогические и образовательные технологии в системе образования. Учебное пособие // Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина/ / М.: Издательский центр «Академия», 2007.