Тема 1.3. Основные этапы развития управленческой мысли. Ведущие школы менеджмента
Есть рубежи, где осуществляется переход от одной системы взглядов к другой. За основу периодизации этапов развития управленческой мысли можно взять 3 момента: 1) какому из факторов уделяется наибольшее внимание - технологическому или человеческому; 2) признается ли значение внешнего воздействия на менеджмент; 3) в каком разрезе в основном рассматриваются проблемы. Если их применить, можно выделить 4 исторических этапа: 1) От начала века до 30-х гг. На этом этапе характерно повышенное внимание ученых к технологическому фактору, игнорирование внешних воздействий, основное внимание на внутренних резервах и возможностях, процессный подход к рассмотрению проблем; 2) 30-60 гг. Характерно наибольшее внимание человеческому фактору, абстрагирование от внешней среды, процессный подход к управлению; 3) 60-70 гг. Возврат к технологии управления, уже обращали внимание на зависимость управления от нерегулируемых внешних условий, проблемы начали рассматриваться системно; 4) конец 70-х - начало 80-х гг. Характеризуется усиленной разработкой вопросов управления человеческими ресурсами, признается влияние на управление внешней среды, большое внимание уделяется анализу нестандартных ситуаций, проблемам управления в условиях неожиданностей, ситуационный подход к рассмотрению проблем. Каждый этап вносит всё новые знания. На пути развития управленческой мысли формировались отдельные школы, каждая из которых научно вырабатывала свою концепцию, свое видение проблем управления, делала ставку на те или иные методы и методики: 1) классическая научная школа, которая распадается на рационализм, административную школу, бюрократическую доктрину; 2) школа человеческих отношений; 3) поведенческая школа; 4) количественная школа; 5) школа системных исследований (социальных систем); 6) рыночная концепция управления; 7) школа стратегического управления. Для классической школы характерно повышенное внимание вопросам рациональной организации управления, попытка разработать универсальные принципы управления, раскрыть содержание функций управленческой деятельности, разработать наиболее рациональную структуру аппарата управления, детально проработать рациональные приемы деятельности управленческого аппарата. Представители несколько упрощенно походили к проблемам менеджмента, считали, что качество управления зависит в основном от руководителя и от того, как хорошо построена сама организация. Чтобы улучшить управление, надо мобилизовать внутренние резервы, максимально использовать все имеющиеся ресурсы. Сформировали такие основные положения, как: 1) постановка цели как исходный путь управления; 2) опора на здравый смысл; 3) признание ошибок и поиск их причин; 4) совершенствование управления на основе рекомендаций компетентных профессионалов; 5) справедливое отношение к персоналу: дисциплина, контроль, поощрение людей. Школа обосновала важнейшие функции управленческой деятельности: выработка решений, организация их выполнения. Классики детально проработали структуру аппарата управления, рекомендовали разделить аппарат на специализированные службы, закрепленные за каждой соответствующей функцией. Вклад этой школы в управленческую мысль недооценили, т.к. это первая попытка. Представители: Тейлор, Эмерсон, А.Файоль, Вебер и др. Представители школы человеческих отношений в отличии от рационалистов основное внимание сконцентрировали на путях совершенствования управления людьми (мотивация). На основе социальных экспериментов они доказали, что можно добиться высоких результатов труда не только за счёт повышения заработной платы, но и за счет создания благоприятного морально-психологического климата, внимания и забот руководителей о подчиненных. Школа призвала руководителей советоваться со своими подчиненными, т.к. от них могут исходить полезные идеи, создавать благоприятные условия для общения людей в процессе совместной трудовой деятельности. Представители: М.Фоллетт, Э.Мэйо, Паркер. Представители поведенческой школы предложили использовать достижения психологии в управлении. Изучались такие проблемы, как лидерство и авторитет руководителя, характер и типы власти, проблемы межличностных отношений в коллективах. Они развили дальше исследование школы человеческих отношений по вопросам мотивации труда. Представители: Ф.Герцберг, Р.Лайкерт, Манлекап. В количественной школе основной упор делали на использование математики, кибернетики, вычислительной техники для совершенствования менеджмента. Активно занимались моделированием управленческих систем, разрабатывали методы количественной оценки параметров управления, оптимизации управленческих решений. Представители: К.Арджирис. Школа системных исследований занималась вопросами взаимодействия управления с окружающей средой, приспособления организаций к меняющимся условиям окружающей среды. Много внимания уделялось совершенствованию структуры организаций, организационной культуры. Представители: П.Друкер. В рыночной концепции управления много внимания уделялось вопросам выработки стратегии, максимально отвечающей требованиям рынка, рассматривались проблемы анализа конкурентной позиции фирмы. Большое внимание уделялось исследованию рыночной конъюнктуры, проблемам прогнозирования спроса, вопросам формирования имиджа фирмы, связи менеджмента с общественностью. Представляла как бы синтез теорий и менеджмента и маркетинга. Школа стратегического управления разрабатывает вопросы организациями в нестабильной быстро меняющейся среде, систему мер в условиях возникновения стратегических неожиданностей, исследуют такую область, как реинжениринг бизнеса. Отдельным направлением этой школы является риск-менеджмент. Много внимания уделяет проблеме формирования в организации запаса прочности, прежде всего культуры, информации, технологии.
Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями. Наука об управлении получила развитие в трудах отечественных ученых – Д.М. Гвишиани, Г.Х. Попова, А.В. Попова, А.Г. Аганбегяна, Ю.П. Васильева, О.С. Виханского, Э.М. Короткова, Д.С. Львова и в трудах зарубежных авторов – А. Файоля, С. Фишера, П. Друкера, М.Х. Мескона, Х. Вольфганга, И. Ансоффа, Дж. Хедоури, П. Маршала, М. Портера.
Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные требования:
- использование научного анализа для определения наилучших способов достижения целей и решения конкретных задач;
- важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и обеспечение их обучения;
- необходимость обеспечения работников ресурсами для эффективного выполнения задач.
В зарубежной науке управления сложились следующие важнейшие
концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления:
- научного управления;
- административного управления;
- управления с позиций психологии и человеческих отношений;
- управления с позиций науки о поведении;
- адаптации;
- глобальной стратегии;
- целевой ориентации;
- рыночного управления].
Концепция научного управления получила развитие в США с 1885 года и особенно в 1920-е годы. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы. Он сформулировал важный вывод: работа по управлению – это определенная специальность, и организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточиться на том, что она делает успешнее всего.
Авторы концепции научного управления Ф. Тейлор, Г. Френк, Л. Гилбрет посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения эффективности производства. Они полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно значительно усовершенствовать многие операции ручного труда. Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и на отдых.
Количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать выполнимые нормы производства и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. Авторы теоретических разработок также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой работе; подчеркивалось большое значение обучения.
Основными положениями в данной школе являются:
* рациональная организация труда. Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа в управлении трудом рабочих:
- научный подход к выполнению элементов работы,
- научный подход к подбору, обучению и развитию рабочего,
- кооперация с рабочим,
- деление ответственности между рабочими и менеджерами;
* отделение управленческих функций от фактического выполнения работ;
* разработка функциональной структуры управления.
Концепция административного управления направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 1920-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию.
Организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять, чтобы более эффективно достигать целей. Эта концепция получила также название классической школы управления.
А. Файоль (один из представителей классической школы) рассматривал управление (в его терминологии – администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности при наиболее эффективном, оптимальном использовании ресурсов и возможностей фирмы. Главный вклад Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как
планирование, организация, контроль. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.
* Сформулирована концепция административного управления, включающая пять элементов административной функции на любом уровне управления:
- планирование,
- организация,
- руководство,
- координация,
- контроль.
* Практически отработана линейно-штабная структура управления.
* Файоль сформулировал следующие требования к управлению:
- разделение труда – сокращение числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;
- полномочия и ответственность – полномочия дают право отдавать приказ, ответственность – их противоположность;
- дисциплина;
- единоначалие – работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;
- единство направления – каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
- подчиненность личных интересов общим;
- вознаграждение персонала – справедливая зарплата;
- централизация – необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;
- скалярная цепь – ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, - вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;
- порядок – место для всего и все на своем месте;
- справедливость – сочетание доброты и правосудия;
- стабильность рабочего места для персонала – высокая текучесть кадров снижает эффективность организации;
- инициатива – означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;
- корпоративный дух – союз – это сила, а она является результатом гармонии персонала.