Методы анализа внутренней среды организации
Внутренняя среда фирмы определяется множеством переменных факторов внутри организации, которые формируются самой организацией в процессе её деятельности, оказывая влияние и на её результаты, и на перспективы развития.
Внутренние факторы формируются самой организацией, в первую очередь её руководством. Некоторые из этих факторов, например, структура баланса, выбор ценовой и сбытовой политики, управление активами компании, находятся целиком и полностью в компетенции руководства и специалистов соответствующих служб. Однако в отдельных случаях нельзя не учитывать и роль трудового коллектива, особенно это характерно для больших предприятий с многолетней историей. Например, действия трудового коллектива могут стать угрозой нормальному функционированию предприятия в текущем периоде и снизить инвестиционную привлекательность предприятия на перспективу. Такие примеры весьма характерны для российской экономики в последние годы.
Особую роль играет всесторонний анализ внутренних факторов для принятия управленческих решений на предприятии. Такой анализ позволяет увидеть границы производственных и сбытовых возможностей предприятия при краткосрочном планировании и определить те направления преобразований, развитие которых даст максимальный хозяйственный эффект в долгосрочной перспективе.
Технология - является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать; на скорость устаревания продукта; на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию; на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.
Методы анализа внутренней среды:
• Прогнозирование наличия и движения денежных средств (Cash flow анализ)
• Проверка финансовой реализуемости бюджета организации
• Определение сроков и объёмов необходимых заёмных средств
• Анализ консолидированного финансового потока по группе объектов.
• Оценка внутренней среды
• Оценка потенциала предприятия
• Технологии выбора ассортимента
• Технологии выбора объема продаж и точки безубыточности
• Технологии выбора рациональной структуры капитала
• Технологии выбора рационального срока оборачиваемости
• Технологии выбора целесообразности взятия кредита
• Технологии выбора целесообразной инвестиционной политики
• Технологии выбора механизмов по стимулированию персонала и т.д.
Стратегическое управление организацией
Для осуществления стратегического управления организацией необходимо осуществить стратегический анализ. Стратегический анализ внешнего окружения -это система составляющих его анализов двух уровней.
1 уровень: классические методы стратегического анализа
2 уровень: вспомогательные методы стратегического анализа
Уровень: классические методы стратегического анализа
• Анализ макросреды (PEST- анализ, DRETS –анализ)
• Отраслевой анализ (анализ жизненного цикла отрасли, анализ движущих сил отрасли, анализ фактора успехов в отрасли и др.)
• Конкурентный анализ (оценка типа конкуренции и степени ее интенсивности, анализ основных конкурентных сил, анализ стратегических групп конкуренции и др.)
Уровень: вспомогательные методы стратегического анализа
1. Методика поиска новых факторов внешней среды на основе технологии автоматического анализа текстов.
2. Методика применения метода сценариев.
3. Методика экспертного прогнозирования.
4. Методика анализа нестабильности внешней среды.
5. Методика построения стратегических групп конкуренции.
6. Методика анализа степени интенсивности рыночной конкуренции.
7. Методика отслеживания (мониторинга) конкурентов.
8. Методика применения метода анализа иерархий.
К методам анализа внешней среды относят 3 типа анализа:
1. анализ макросреды
2. отраслевой анализ
3. конкурентный анализ
Все три типа анализа преследуют три главные цели в отношении данной фирмы:
1. оценить произошедшие изменения в рассматриваемой сфере
2. выявить потенциальные угрозы для текущей и будущей деятельности
3. обнаружить потенциальные возможности для реализации стратегических целей
Для достижения этих трех целей необходимо ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО решить 3 аналитические задачи:
Рассмотреть максимальное число факторов в соответствии с поставленными целями и отобрать среди них наиболее важные с точки зрения их влияния на результат.
Сбор факторов, влияющих на цели:
§ воспользоваться типовым (эталонным), широко известным и общедоступным списком факторов.
§ привлечь опытных специалистов в данной предметной области, провести их опрос и составить экспертное заключение.
§ применить технологию полуавтоматического поиска факторов, путем использования технологии Data Mining извлечения полезных знаний из больших массивов текстовой информации по данной проблеме.