Основные аспекты управленческого решения: правовой, организационный, психологический, социальный, интеллектуальный и информационный

Управленческие решения и их особенности, требования к управленческим решениям. Условия и факторы качества управленческих решений.

Управленческое решение - это результат выбора из нескольких вариантов того, которое позволяет решить проблему, приблизить желаемое.
УР являются составной частью общего набора решений наряду с техническими и биологическими. Поэтому классификация УР во многом напоминает классификацию обычных решений, приводимую многими авторами. Тем не менее имеются и различия в содержании отдельных групп классификации.
Классификация УР может быть представлена в следующем виде:
1) По функциональной направленности: Прогнозирующие, планирующие, организационные, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие;
2) По организации: Индивидуальные, групповые, коллегиальные и корпоративные
3) По причинам: Ситуационные, по предложению, по предписанию, программные, инициативные, сезонные
4) По повторяемости выполнения: Одинаковые, однотипные, разнотипные и инновационные (нет альтернатив)
5) По широте: Общие и частные
6) По характеру и уровням принятия решения: Стратегические, тактические, оперативные
7)По времени действия: долгосрочные, краткосрочные, среднесрочные
8По методам переработки информации: Алгоритмические, эвристические
9) По прогнозируемым результатам: С определенным результатом, с вероятностным или неопределенным исходом
10) По характеру ЛПР: Уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные решения
11) По числу критериев: Однокритериальные, многокритериальные
12) По направлению воздействия: Внутренние и внешние
13) По глубине воздействия: Одноуровневые и многоуровневые
14) По используемым ресурсам: С ограничениями, без ограничений
15) По способу фиксации: Письменные, устные и виртуальные
15) По масштабу: Для одного человека, подразделения, компании, отрасли, страны
Среди УР, составляющих приведенные группы классификации, относительно новыми являются корпоративные, эвристические и виртуальные. Корпоративный характер разработки и реализации УР требует от руководителей соблюдения корпоративных установок, правил, морали и ценностей компании. Это ограничивает инициативу руководителей и отклонения от утвержденной стратегии («шаг влево или вправо - недопустимы»). Эвристические методы обработки информации при РУР основаны на интуиции, обобщениях, представлениях, опыте, ассоциациях. Это вызвано тем, что информация в экономике, управлении и других социальных науках не всегда логична, определенна и не всегда адекватно отражает реальные процессы. Обработать и оценить такую информацию можно посредством беседы, обсуждения, задания наводящих вопросов, активизации мышления на уровне сознания и подсознания. Виртуальный способ фиксации УР связан с постепенным внедрением электронной почты, электронной подписи и печати. Электронная подпись и печать освобождают руководство компании от дорогостоящей транспортировки оригиналов документов на большие расстояния. По законодательству РФ документы в электронном виде имеют юридический статус.
Прогнозирующие решения основаны на специальном исследовании для формирования заключения о возможном развитии и результатах какого-либо управленческого процесса. Из набора прогнозов выбирают наиболее приемлемые для разработки детального плана развития (планирующее решение). Для реализации плана разрабатывается набор организационных решений. Они предусматривают формирование новой или совершенствование имевшейся структуры управления компанией, а также комплекс административных мероприятий по организации выполнения задания. Для повышения эффективности выполнения задания формируют решения по активизации деятельности работников компании за счет стимулирования и мобилизации (активизирующие решения). При появлении
непредвиденных в плане мешающих воздействий координирующие решения необходимы для гармонизации деятельности компании, контролирующие решения направлены на обеспечение своевременного выполнения планов и намеченных рубежей развития. Информирующие решения направлены на ознакомление инициаторов и исполнителей решения с необходимыми им сведениями, а также с промежуточными и конечными результатами выполнения задания.
Требования к УР: 1) целевой характер. 2) обоснованность. 3) законность. 4) своевременность. 5) выполнимость. 6) адресность. 7) контролируемость. 8) продуманность + привлечение информационных и математических методов.
Основные причины ухудшающие качество УР: 1) жесткое ограничение по времени. 2) некомпетентность ЛПР. 3) непродуманность целей, ресурсов, технологий. 4) некомпетентность персонала. 5) слабый контроль. 6) мало информации.

Основные аспекты управленческого решения: правовой, организационный, психологический, социальный, интеллектуальный и информационный.

1) организационный аспект:
Проявляется в организации как разработки, так и выполнении УР; при этом реализуется ряд следующих функций:
- направляющая - выражается в том, что решение принимается в соответствии с долгосрочной стратегией развития организации с одной стороны, является направляющей основой для реализации общих функций управления с другой стороны;
- координирующая - обеспечивает согласованные действия по выполнению решения всеми его участниками в утвержденные сроки и надлежащего качества;
- мотивирующая - реализуется через систему организационных мер (приказы, распоряжения, постановления), экономических (премии, надбавки), социальных (самоутверждение, творческая самореализация) стимулов.
2) социальный аспект: Выражается социальным содержанием выбранного способа действий, отражается на социальной стороне деятельности всего коллектива, в результате - повышает ответственность. Социальная сущность УР заключается в механизме управления исполнителями с целью достижения взаимодействия всех его участников. В самом УР или в процессе его разработки и реализации должны быть учтены потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги. Социальная сущность УР должна быть отражена в общей цели решения. Например, создание комфортной среды обитания человека, всестороннего развития личности. Без социальной ориентации УР приобретает технократический характер с доминирующим влиянием технологической сущности, и его главной целью становится достижение заданных характеристик технической продукции.
3) психологический аспект (пол, возраст, стаж и т.д.):
Сопряжен с психологическими возможностями человека, принимающего решение и обеспечивающего его выполнение. Человеческий фактор - совокупность психологических особенностей личности, отражающаяся на профессиональной деятельности, являясь продуктом мыслительной деятельности руководителя; своевременность и эффективность решения во многом определяется личностью самого руководителя.
4) информационный аспект: Сводится к информационному обеспечению процесса разработки решения. Информация является предметом УР, владение информацией надлежащего уровня - определяющий фактор обоснованности принимаемого решения, который позволяет уменьшить вероятность принятия неверных решений.
5) экономический аспект: Сводится к экономическому обоснованию принятия решения; конечная цель системы управления - повышение эффективности деятельности организации, в том числе - экономической.
6) правовой аспект: Правовая сущность УР заключается в возможности осуществлять заданные мероприятия в правовом поле, то есть при строгом соблюдении законодательных актов РФ, международных обязательств, уставных и других документов самой компании. Невозможность разрабатывать и реализовывать УР в правовом поле должна привести к отмене решения. Компания может понести существенные потери, если уже разработанное решение будет отменено, а в случае незаконной реализации решения может быть начислен штраф или возбуждено уголовное преследование кого-либо из инициаторов УР. Незнание законодательства не освобождает нарушителя от ответственности. Поэтому во многих компаниях УР проходит правовую и экологическую экспертизу. Руководитель может самостоятельно оценить правовое поле для своих УР по современным информационно-правовым системам: «Гарант» и «Консультант Плюс».
С позиций интеллектуального аспекта управленческое решение должно быть профессиональным, наукоемким и основываться на современных достижениях информатизации и технологизации социальных явлений.

Наши рекомендации