Тренируем внимание и зрительно-пространственное восприятие
Осваиваем образы букв
Мы знаем, лучше усваивается то, что человек сделал сам. Так вот, буквы, слова, знаки, цифры для наилучшего освоения ребенок должен делать сам в трехмерном, осязаемом изображении: вырезать из бумаги (даже взрослому ребенку можно предложить сделать красивые аппликации для баночек со специями), лепить (украшения на торт из теста), рисовать на снегу и на песке, вышивать, выкладывать из веточек. Рукой рисуйте очертания букв на спине у ребенка или на ладошке, чтобы он чувствовал их кожей и угадывал, какую букву или слово вы нарисовали. Если вы заметили, какие буквы вызывают у него трудности, нужно работать именно с ними. Описывайте очертания буквы словами: вертикальная палочка, а от ее верхнего конца вправо отходит одна горизонтальная. Какую букву можно сделать из Г, если добавить другие элементы?
Учимся читать
В этом навыке часто кроется залог успеха в других областях. Наша первая цель – научить ребенка при чтении переводить взгляд слева направо, а не скакать хаотично по строчкам. Берем хорошую книжку с крупным шрифтом. Закрываем читаемую строчку полосой бумаги и сдвигаем ее постепенно, не позволяя ребенку пропускать буквы.
Вторая цель – расширить поле зрения, увидеть слово (со временем и несколько слов) целиком. Кладем перед ребенком на несколько секунд лист с напечатанным словом (потом двумя, тремя и т. д.) и быстро убираем. Что было написано?
Полезно очень медленное чтение с растягиванием гласных, четким произношением каждой буквы – так, как написано, а не так, как обычно произносится. Но длиться это упражнение должно недолго, минут пять. Для повышения интереса к занятию посоревнуйтесь с ребенком, кто медленнее (а не быстрее, как обычно) прочтет, к примеру, 10 строчек из книги.
Пение тоже полезно, поскольку заставляет растягивать гласные. При этом нужно четко выговаривать согласные. А если вы положите на знакомый мотив алфавит или какое-нибудь правило, список слов, правописание которых надо выучить, получится замечательное и веселое упражнение.
Расширяем словарный запас
Активно, желательно всей семьей, решайте кроссворды. Не ленитесь искать ответы на трудные вопросы в энциклопедии, в Интернете. Составляйте кроссворды сами. Особое внимание уделите определениям слов, чтобы они были точными и корректными.
Откройте словарь на любой странице. А что бы могло значить вот это слово, пятое сверху? Кто может объяснить настоящее значение?
Составляйте всякие смешные предложения с умными словами. А потом переводите их на доступный русский. То же самое можно проделывать со словами молодежного сленга.
Игры вроде «Эрудита» и «Чепухи» тоже должны быть вашем арсенале.
Учимся видеть, что пишем
Пусть ежедневно в течение 2 минут (не больше) ребенок в любом тексте зачеркивает определенные буквы (лучше взять детскую книжку с крупным шрифтом). Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные, например: букву А – зачеркнуть, а букву О – обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневных занятий и не более 2 минут) улучшается качество письма.
Каждый день пишите с ребенком короткие забавные или красивые диктанты карандашом. Можно стихи, по строфе в день. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. А те, что все же появятся, не исправляйте. Поставьте на полях тем же карандашом точки на той строчке, где есть ошибка. Дайте ребенку возможность самостоятельно найти свою ошибку, но не зачеркивать, а стереть и написать правильно. Цель достигнута: тетрадь в прекрасном состоянии. Если ребенок сам не находит ошибки, сотрите неправильные буквы. Пусть ребенок внимательно посмотрит на пустоту на строчке и подумает, чем ее заполнить.
Некоторые навыки легче отрабатывать через противопоставление: твердый согласный – мягкий, глухой – звонкий... Тренироваться можно, повторяя слова, подобранные на заданные звуки.
Магнитная азбука – отличный способ украшать холодильник посланиями друг для друга. Коротко и душевно. Заодно лишний раз ребенок наберет слово буква за буквой. А не слитным движением, как при письме.
По той же причине полезно печатать на компьютере, на пишущей машинке. Старшеклассник может не только набрать на компьютере сочинение по литературе, но и смешную записку для мамы (заведите традицию переписки – со всех сторон полезная вещь). Школьник помладше пусть наберет на компьютере семейную праздничную газету. Можно сделать книжку лучших творений семьи (стихов, историй, анекдотов), а потом разрисовать ее от руки. Смысл в том, что, печатая на компьютере, ребенок вынужден делить слово на отдельные буквы. К тому же компьютер правит ошибки. Но сначала спрашивает пользователя: исправить? На что заменить? Ребенку придется подумать, глядишь, и запомнит с сотого раза, как пишется «потому что» или «как будто».
Тренируем внимание и зрительно-пространственное восприятие
Для этого лучше всего подойдут игры в крестики-нолики и в морской бой. Потом можно обсудить с ребенком ход сражения. Пусть вспомнит, где стояли корабли или крестики.
Вот еще способ: разделите лист на девять квадратов и предложите ребенку посадить на любой из них, например, игрушечную лягушку, которая будет «прыгать» на два квадрата влево, на один вниз, на один вправо. Игру можно развить, если в каждый квадрат вписать разные буквы, и отправить, например, букву А путешествовать по каждому из них. Чтобы она пришла к Р, куда и на сколько ее нужно подвинуть? Если она встанет перед Р, что получится? А если после Р?