Роль предложения в тексте. Прогрессия текста
ВВЕДЕНИЕ.
Предложение является основным, центральным объектом синтаксической науки. Проблема предложения - его места в системе языка, назначения и функционирования — входит в круг «вечных» вопросов синтаксиса, грамматики и лингвистики вообще. Сложность, противоречивость и нередко запутанность интерпретации предложения обусловлены тем, что оно является центральной единицей языка, поскольку предназначено для выполнения важнейшей из основных его функций — коммуникативной.
Сущность предложения неодинаково трактовалась лингвистами в силу различия теоретических взглядов ученых на язык в целом и его связь с процессами мышления в частности.
Понимание предложения в синтаксической теории со времени появления первых научных трудов существенно изменилось. Современный синтаксис отличает взгляд на предложение как на целостную высокоорганизованную многоаспектную единицу, в которой следует различать содержательную, формальную и коммуникативную стороны. Каждая из этих сторон организации предложения составляет особый объект изучения синтаксиса как науки.
Необходимость интегрированного подхода к изучению предложения объясняется наличием взаимосвязанности и взаимопроникновения явлений разных уровней языка. По мнению Г. А. Золотовой, каждой языковой единице, помимо формы и значения, присуще имманентное свойство — функция, тот способ, которым она служит построению коммуниканта. «Характеристика каждой единицы определяется взаимообусловленностью ее формы, значения и функций».
Роль предложения в тексте. Прогрессия текста
Роль предложения в тексте. Прогрессия текста
• Предложение может выполнять ряд текстообразующих функций (ролей). Знание механизма действия этих функций помогает понять не только структуру текста, но и его смысл, разобраться, каким образом развивается в нем информация, а следовательно, имеет большое значение для понимания внутритекстовых связей.
• Обеспечение прогрессии текста. Прогрессия текста – увеличение его объема и количества информации.
• Функцию обеспечения прогрессии текста выполняет предложение, в котором заявлено коммуникативное задание всего текста или одной из его частей. Такое предложение помогает настроить читателя на восприятие текста. Информация его развивается в последующих микротемах с целью раскрытия коммуникативной задачи текста. Предложение, выполняющее функцию прогрессии текста, обычно расположено в начале всего текста или в начале микротемы (1-3-е предложение).
• Прогрессия текста с однонаправленным данным. Информация текста может развиваться в одном или нескольких направлениях. Это зависит от того, как сформулирована коммуникативная задача, какое в ней данное текста: однонаправленное или разнонаправленное.
• Данное текста однонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, один смысловой центр (только одно данное). Информация текста в таком случае развивается в одном направлении.
• Модель показывает, что коммуникативная задача текста содержит один смысловой центр – одно данное. Следовательно, данное текста однонаправленное. Значение его развивается в ряде микротем и конкретизируется с помощью новой информации.
• Прогрессия текста с разнонаправленным данным. Чтобы понять, каким образом может быть выбрана данная информация текста и как от этого зависит его структурно-смысловое развитие, необходимы знания не только об однонаправленном данном, но и о разнонаправленном.
• Данное текста разнонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, несколько смысловых центров (Д1, Д2 и т.д.). Информация текста в таком случае развивается в нескольких направлениях.
• Значение предложения с разнонаправленным данным в том, что оно настраивает читателя на восприятие текста, в котором явление рассматривается с разных сторон, позволяя предположить, о каких именно сторонах пойдет речь.
• В обобщенном виде модель показывает, что коммуникативная задача текста содержит несколько смысловых центров, т.е. более, чем одно данное. Два смысловых центра соответствуют двум направлениям развития информации в тексте: первое – Д1, второе - Д2 (см. схему).
• Количество смысловых центров коммуникативной задачи (Д1, Д2) и новой информации дано условно.
• Словесное выражение разнонаправленного данного текста может совпадать со словесным выражением микротем, если каждое данное представлено только одной микротемой.
• Такое явление можно отразить в модели (см.схему).
• Количество данной и новой информации указано условно.
• Функция обобщения текста. Для того чтобы уяснить, какие связи существуют между информацией текста и его заключением, каким образом сформулировать вывод, необходимо познакомиться с понятием о предложении в функции обобщения текста.
• Функцию обобщения текста (ФОТ) выполняет предложение, в котором содержится вывод из предыдущего текстообразования. Оно обычно начинается словами-сигналами обобщения: так, таким образом, в заключение отметим, из сказанного следует, из сказанного можно сделать вывод, из приведенных примеров видно, одним словом. Предложение, выполняющее функцию обобщения текста, обычно расположено в конце текста, его части, законченной по смыслу, или микротемы.
• Смысловым центром в таком предложении является слово или словосочетание, которое обобщает новую информацию предыдущего текста.
• В обобщенном виде роль предложения, выполняющего ФОТ, можно представить с помощью модели (см.схему).
• Двунаправленное развитие информации в текста. Для того чтобы углубить представление о внутритекстовых связях при переходе от одной смысловой части текста к другой, необходимо познакомиться с понятием о предложении в функции двунаправленного распространения информации в текста (ФДТ).
• Функция двунаправленного развития информации в тексте выполняет предложение, информация которого развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно обобщает содержание предыдущего текста, т.е. осуществляет ФОТ, с другой стороны, способствует прогрессии последующего текстообразования, т.е. выполняет ФПТ. Такое предложение находится в интерпозиции – между двумя смысловыми блоками. В нем может быть один или два смысловых центра. Если смысловых центра два, то один из них обобщает содержание предыдущего текста, другой – способствует его дальнейшему развитию. Если смысловой центр один, то он совмещает в себе эти две функции.
Роль предложения в тексте. Предложение может выполнять ряд текстообразующих функций (ролей). Знание механизма действия этих функций помогает понять не только структуру текста, но и его смысл, разобраться, каким образом развивается в нем информация, а следовательно, имеет большое значение для понимания внутритекстовых связей.