Уроки компьютерной индустрии 4 страница

Система биометрической защиты запоминает такие физиологические особенности человека, как отпечаток пальца или спектр голоса. Например, перед совершением сделки с серьезными финансовыми последствиями Ваш компьютер может потребовать от Вас громко прочесть случайное слово, выведенное им на экран, или прижать большой палец к специальному устройству. Потом он сравнит то, что «услышал» или «почувствовал», с цифровой записью отпечатка пальца или голоса.

Компьютер-бумажник с соответствующей начинкой в любой точке Земли сообщит Вам Ваши точные координаты. Спутники системы глобального определения координат (Global Positioning System, GPS), вращающиеся вокруг Земли, передают сигналы, которые позволяют авиалайнерам, океаническим кораблям и крылатым ракетам с приемниками этих сигналов фиксировать свои координаты с точностью до ста метров. Подобные устройства – кстати, весьма компактные – сегодня доступны всего за несколько сот долларов и будут встроены во многие карманные компьютеры.

Компьютер-бумажник соединит Вас с информационной магистралью, когда Вы будете двигаться по обыкновенному шоссе, и подскажет, где Вы находитесь. Встроенный в него динамик поможет Вам выбрать оптимальную дорогу, даст знать, что бесплатный участок трассы заканчивается или что на следующем перекрестке часто бывают аварии. Отслеживая цифровые отчеты по транспортному потоку, он предупредит, что сегодня в аэропорт надо выехать пораньше или предложит альтернативный маршрут. На цветные карты, формируемые карманным компьютером, можно будет накладывать любую информацию: названия дорог, погодные условия, расположение кемпингов, живописных мест, даже пунктов быстрого питания. Если, допустим, Вы спросите: «Где находится ближайший китайский ресторанчик, который еще открыт?» – запрошенные сведения будут переданы Вашему компьютеру по беспроволочной сети. Вдали от дорог, где-нибудь в лесу этот компьютер послужит компасом, да и вообще будет полезен ничуть не меньше, чем швейцарский армейский нож.

В сущности, карманный компьютер и видится мне новым швейцарским армейским ножом. В детстве у меня был один из таких ножей – не совсем простой, с двумя складными лезвиями, но без целого магазина всяких приспособлений. У него была классическая блестящая красная ручка с белым крестом, набор лезвий и несколько инструментов, в том числе отвертка, маленькие ножницы и даже штопор (хотя в то время я им еще не пользовался).

Некоторые карманные компьютеры, простые и элегантные, предоставят лишь самый минимум возможностей: маленький экран, микрофон, защитное устройство для денежных операций и какие-то базовые звуковые средства. Другие модели, напротив, будут изобиловать всяческими «наворотами» вроде телекамер, сканеров (способных считывать печатный или рукописный текст) и устройств для приема сигналов в системе глобального определения координат. У большинства карманных компьютеров появится «кнопка SOS» – специально для тех случаев, когда Вам понадобится экстренная помощь. В каких-то моделях не исключены встроенные термометры, барометры, высотомеры и измерители пульса.

Соответственно будут колебаться и цены, но в среднем карманный компьютер вряд ли обойдется дороже современной видеокамеры. Если простая смарт-карта («интеллектуальная» кредитная карточка), предназначенная исключительно для операций с «цифровыми» деньгами, стоит сейчас столько же, сколько рядовая видеокамера, то цена действительно совершенного карманного компьютера может быть близка к стоимости престижной видеокамеры, т.е. от 1000 долларов и выше. А ведь его возможности будут куда шире, чем у самого экзотического компьютера прошлого десятилетия. Смарт-карты со встроенными микропроцессорами (базовая форма карманных компьютеров) внешне похожи на обычные кредитные карточки и очень популярны сейчас в Европе. Смарт-карты будущего смогут идентифицировать своего владельца и хранить электронные деньги, билеты и медицинскую информацию. У них не будет экрана, звуковых средств и прочих атрибутов дорогих карманных компьютеров. Но они пригодятся для туристов и как запасное устройство для денежных операций; а кому-то их хватит на все случаи жизни.

Если у Вас нет с собой компьютера-бумажника, Вы все равно получите доступ к информационной магистрали через киоски – одни платные, другие бесплатные, – которые будут установлены в офисных зданиях, торговых пассажах и аэропортах, как сейчас на каждом шагу встречаешь фонтанчики с питьевой водой, комнаты отдыха и таксофоны. Такие киоски заменят не только таксофоны и банкоматы, ведь, перекрывая по своим возможностям эти аппараты, они предоставят и другие услуги информационной магистрали: от пересылки и приема сообщений до сканирования карт и покупки билетов. Они станут неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, их найдешь повсюду. Некоторые киоски украсит реклама, похожая на ту, что сейчас можно увидеть в аэропортах, у телефонных будок системы бронирования номеров в отелях и аренды автомашин: бегущая строка проинформирует Вас обо всех специфических услугах. Как и банкоматы в аэропортах, эти киоски, внешне напоминающие обычные автоматы, тоже будут компьютерами.

Независимо от форм, которые примут персональные компьютеры, пользователи по-прежнему смогут работать с большим числом приложений. Вспомните, как сейчас Вы выбираете телевизионные каналы, пользуясь пультом дистанционного управления. Будущие системы, предоставляя больший выбор, сделают это лучше. Вам не придется по очереди нажимать на все кнопки. Не нужно будет мучительно вспоминать номер канала, чтобы найти интересную передачу. Вместо этого на экране появится графическое меню, и Вы выберете программу, указав на легко узнаваемую картинку.

И необязательно указывать. Со временем мы сможем голосом управлять нашими телевизорами, персональными компьютерами и другой информационной аппаратурой. Поначалу придется ограничиться весьма узким словарем, но в конце концов с ними можно будет чуть ли не разговаривать. Это потребует мощного оборудования и программного обеспечения, потому что речь, которую человек воспринимает без малейших усилий, компьютеру интерпретировать очень трудно. Уже сейчас программы распознавания речи прекрасно работают с небольшим набором предопределенных команд вроде «Позвони моей сестре». А вот расшифровать произвольную фразу компьютеру гораздо сложнее, хотя и это станет возможным в ближайшие 10 лет.

Кому-то покажется удобным от руки писать команды компьютеру, а не проговаривать их в микрофон или вводить с клавиатуры. Многие компании, в том числе и Microsoft, успели по несколько лет поработать над так называемыми «перьевыми компьютерами» (pen-based computers), способными считывать рукописный текст. Надо признаться, я был излишне оптимистичен в отношении сроков разработки программ, позволяющих распознавать рукописный текст, особенно написанный разными почерками. Трудности возникали на каждом шагу. Когда мы сами испытывали систему, она работала отлично, но посторонние пользователи все время сталкивались с проблемами. В результате мы обнаружили, что неосознанно пишем четче и аккуратнее, чем всегда. Получалось, что мы подстраиваемся под машину, а не она – под нас. В другой раз, когда группа решила, что наконец удалось создать работающую программу, сотрудники с гордым видом принесли ее мне на демонстрацию. Все, кто работал над этим проектом, писали только правой рукой, и компьютер, запрограммированный на распознавание отдельных линий письменного текста, не смог интерпретировать мои упражнения в каллиграфии, потому что я левша. В общем, оказалось, что распознавание рукописного текста – задачка, ничуть не легче распознавания речи. Но я уверен, что с появлением более мощных компьютеров и эту задачу удастся решить.

Независимо от того, как Вы подаете команды: голосом, записывая их от руки или указывая в меню, выбор будет пошире элементарного переключения между программами, и, естественно, Вам захочется, чтобы это делалось просто. Вряд ли кому-то понравится слишком запутанное управление, которое заставляет попусту терять время. Программная платформа магистрали должна настолько упростить поиск информации, чтобы ее смог найти даже тот, кто сам не знает, чего ему надо. А информации будет целое море. Ведь магистраль обеспечит доступ ко всему: товарам, услугам, сокровищам сотен библиотек... перечислять можно еще долго.

Опасения, которые вызывает магистраль, чаще всего касаются «перегрузки информацией». Обычно их слышишь от тех, чье чересчур развитое воображение рисует такую картину: по волоконно-оптическим кабелям магистрали, как из рога изобилия, так и сыпятся на бедную голову громадные порции всевозможных сведений.

Перегрузка информацией – явление достаточно распространенное и не должно быть проблемой. Мы уже давно умеем справляться с огромными массивами сведений, опираясь на обширную инфраструктуру, помогающую отбирать только самое нужное, – от библиотечных каталогов и обзоров видеофильмов до «Желтых страниц» и советов знакомых. Если кто-то беспокоится по поводу перегрузки информацией, спросите его, как он подбирает себе книги. Ведь заходя в книжный магазин или библиотеку, никто не собирается читать все подряд. По каталогам, указателям и книжным обозрениям каждый отбирает нужное.

Сплав технологий и искусства аннотирования, заложенный в информационную магистраль, поможет находить материал самыми разными способами. Идеальная система навигации должна быть мощной и в то же время простой в использовании. Базовыми методами выборки требуемых сведений будут запросы (queries), фильтры (filters), пространственная навигация (spatial navigation), гиперсвязи (hyperlinks) и агенты (agents).

Суть различных методов выборки информации легче всего понять через образные сравнения. Представьте, что в некое хранилище помещен набор специфических сведений – перечень каких-то фактов, список фильмов или что-то еще. Запрос приводит к перебору всех элементов в хранилище и проверке каждого из них на соответствие заданному критерию. Фильтр действует иначе: он постоянно проверяет на соответствие заданному критерию новые поступления. Пространственная навигация: Вы бродите по хранилищу и заглядываете на полки только в определенных местах.

Но, по-видимому, самый целесообразный и, пожалуй, самый простой подход по сравнению с остальными – заручиться помощью частного агента, представляющего Вас на информационной магистрали. В действительности агент будет программой, в которую заложена некая личность; тем или иным способом Вы сможете общаться с этой личностью. Похоже на то, как будто вместо себя Вы отправляете на поиски своего помощника.

Вот как работают разные системы. Запрос, по сути, тот же вопрос, на который Вы получаете исчерпывающий ответ. Например, Вы не помните название фильма, но знаете, что в нем сыграли Спенсер Треси (Spencer Тrаcy) и Кэтрин Хепберн (Katharine Hepburn) и что там есть сцена, где он засыпает вопросами дрожащую от холода героиню. Итак, введите запрос на все киноленты, в которых есть «Спенсер Треси», «Кэтрин Хепберн», «холод» и «вопросы». В ответ сервер сообщит о романтической комедии 1957 года Desk Set (Кабинетный гарнитур), в которой Треси в самый разгар зимы на террасе, на крыше небоскреба, допытывается о чем-то у окоченевшей Хепберн. Вы сможете просмотреть эту сцену или весь фильм целиком, прочесть сценарий, изучить реакцию критиков и узнать комментарии, когда-либо прозвучавшие из уст Треси и Хепберн по поводу этой сцены. Если картина продублирована или снабжена субтитрами для зарубежного проката, Вы сможете познакомиться и с такими ее версиями. Хранимые, скорее всего, на серверах в разных странах, они в мгновение ока окажутся в Вашем распоряжении.

Система воспримет не только прямолинейные запросы типа «Покажи все опубликованные в мире статьи о первом младенце из пробирки», «Дай список всех магазинов, которые предлагают не менее двух сортов собачьего корма и которые могут доставить заказ не позднее чем через час» или «Кому из своих родственников я не звонил уже больше трех месяцев?». Она справится и с более сложными запросами, например: «В каком крупном городе самая высокая доля тех, кто смотрит видеоклипы рок-музыкантов и регулярно интересуется международной торговлей?» В общем случае подобные вопросы не потребуют длительного ожидания, поскольку многие из них с большой степенью вероятности уже были кем-то заданы и ответы на них подготовлены и хранятся в готовом виде.

Кроме того, Вы сможете также устанавливать «фильтры» – своего рода постоянно действующие запросы. Они будут круглосуточно отслеживать новую информацию, соответствующую Вашим интересам, и отфильтровывать все постороннее. Запрограммированный фильтр станет собирать только определенные сведения, скажем новости о местной спортивной команде или достижения в конкретной области наук. Если для Вас нет ничего важнее прогноза погоды, фильтр вынесет его на первую полосу Вашей «персональной газеты». Некоторые фильтры будут создаваться Вашим компьютером автоматически – просто потому, что ему «известны» Ваше образование, деловые связи, окружение и основной круг интересов. Мне, например, такой фильтр мог бы сообщить о чем-то важном, касающемся моего прошлого: «Метеорит вдребезги разнес Lakeside School». Разумеется, Вы вправе и сами создать фильтры, скажем, постоянно действующий запрос типа «Требуется: Nissan Maxima 1990 года на запчасти», «Сообщить о любом, кто продает сувениры с прошлого Кубка мира по футболу» или «Ищу напарника – велосипедного фаната для воскресных моционов и в дождь, и в жару». Фильтр будет «начеку» до тех пор, пока Вы не прекратите его действие. Однако и это еще не все. Найдя Вам, допустим, напарника для воскресной езды на велосипеде, фильтр автоматически проверит и другие сведения, которые тот мог обнародовать в сети. Фильтр попытается выяснить: «Что он собой представляет?» – ведь это первое, что бы Вы сами спросили о своем новом друге.

Пространственная навигация будет базироваться на принципе, по которому мы находим информацию сегодня. Желая подыскать что-то на ту или иную тему, Вы идете в соответствующий отдел библиотеки или книжного магазина. Примерно то же самое практикуется и в газетах; в них есть разделы: спорт, недвижимость, бизнес, сообщения о погоде и т.д. Все эти рубрики в большинстве газет изо дня в день появляются строго на своем месте.

Пространственная навигация, которая уже применяется в некоторых программных продуктах, позволяет быстро переходить туда, где находится информация на нужную тему; при этом Вы взаимодействуете с механизмом поиска через визуальную модель реального или придуманного (виртуального) мира. Такую модель можно представить как карту или как иллюстрированное трехмерное оглавление. Пространственная навигация сыграет особенно важную роль при управлении телевизором и крохотным персональным компьютером, у которых вряд ли будет обычная клавиатура.

Чтобы заняться банковскими операциями, Вы перейдете к схеме центральной улицы, а затем – мышью, через пульт дистанционного управления или даже пальцем – укажете здание своего банка. Если Вам любопытно, какие дела слушались в суде и какие судьи вели их, Вы укажете на здание суда. Или выберите автобусную станцию, чтобы выяснить расписание нужного автобуса. Намереваясь остановиться в каком-нибудь отеле, Вы сможете заранее узнать, какие номера свободны, изучить план этажа и если в этом отеле есть видеокамера, подключенная к магистрали, – заглянуть в холл и ресторан.

В любой момент Вы сможете вернуться к карте и «пойти» по улице дальше. Любой участок карты можно увеличивать и уменьшать, а здания рассматривать с разных ракурсов. Но вот, допустим, Вы собрались купить газонокосилку. Если на экране внутренний вид дома, Вы «выходите» через черный ход и отыскиваете гараж. Щелчок картинки гаража – и Вы внутри. Там Вы увидите всякие инструменты, в том числе газонокосилку. Новый щелчок кнопкой мыши – на этот раз газонокосилки, – и на экране появляется список категорий информации, так или иначе связанной с интересующей Вас газонокосилкой, включая рекламу, обзоры, документацию и адреса торговых салонов в киберпространстве. Располагая всеми мыслимыми сведениями, Вы сравниваете разные модели газонокосилок и выбираете наиболее подходящую. Заметьте: когда Вы щелкнете картинку гаража и как бы войдете в него, компьютер незаметно для Вас соберет информацию о расположенных «внутри» гаража объектах с сотен серверов магистрали, отстоящих друг от друга на тысячи километров.

Указывая на экране объект и получая о нем сведения, Вы пользуетесь одной из форм так называемой гиперсвязи. Гиперсвязи позволяют скачками перемещаться между отдельными участками информационного «пространства» подобно тому, как в фантастических романах космические корабли совершают переходы через гиперпространство.

Гиперсвязи информационной магистрали дадут возможность быстро находить ответы на любые возникающие вопросы. Например, в выпуске новостей рядом с британским премьер-министром Вы заметили кого-то незнакомого. С помощью пульта дистанционного управления Вы указываете на эту персону. На экране появляется биография этого человека и перечень репортажей, в которых он фигурировал в последнее время. Указав что-то в списке, Вы читаете или смотрите соответствующий репортаж, произвольно выбирая темы и тем самым собирая видео-, аудио– и текстовую информацию со всего мира. Теперь спутник британского премьера Вам знаком.

Пространственную навигацию можно использовать и для экскурсий. Если Вас заинтересует собрание живописи конкретного музея, Вы сможете «пройти» по галерее виртуальных залов, рассматривая выставленные в них полотна так, словно Вас действительно окружают музейные стены. Чтобы узнать подробности о какой-то картине или скульптуре, Вы воспользуетесь гиперсвязью и без всякой толчеи и спешки расспросите о чем угодно, не боясь показаться полным профаном. Тут Вы можете натолкнуться на весьма интересные экспонаты – как и в подлинных выставочных залах. Конечно, путешествие по виртуальной галерее не совсем то же, что экскурсия по настоящей художественной галерее, но очень близко к реальности. Ведь и балет, и баскетбольный матч – зрелища захватывающие, даже когда их смотришь по телевизору, а не в театре или на стадионе.

Если в тот же «музей» заглянут и другие посетители, при желании Вы сможете увидеться с ними и пообщаться. Так что в виртуальной реальности необязательно быть отшельником. Одни ее участки будут служить именно для встреч и разговоров, в других – Вы никогда никого не встретите. В каких-то участках Вы появитесь в своем истинном обличье, в каких-то – нет. А уж каким Вы предстанете перед другими пользователями, зависит только от Вас и от правил, принятых в конкретной точке киберпространства.

При использовании пространственной навигации можно бродить и по тем местам, которые в реальности не существуют, а созданы Вашим воображением. Вы сможете сами придумывать музеи и не раз возвращаться к ним. Вам будет позволено раздвигать стены, строить новые галереи, перевешивать картины. Захочется, и Вы соберете все натюрморты в одном месте, даже если один из них – фрагмент помпейской фрески, который висел в зале древнеримского искусства, а другой – кисти Пикассо из зала современной живописи. Вы исполните роль хранителя музея или коллекционера знаменитых полотен, собирая их по всему миру и развешивая в собственной «галерее». Допустим, у Вас сохранились приятные впечатления о картине, на которой лев охраняет спящего человека, но Вы не помните ни имени художника, ни где Вы ее видели. Информационная магистраль избавит Вас от долгих поисков этой картины. Вы опишете ее тему, сформулировав тем самым запрос. Компьютер или другая аппаратура просеет сокровищницы информации и выдаст Вам то, что отвечает запросу.

Вы сумеете устроить экскурсию даже своим друзьям – не важно, сидят они рядом с Вами или находятся на другом конце света. «Вот здесь, между Рафаэлем и Модильяни, – скажете Вы, – моя любимая акварель, которую я нарисовал в три года».

Последний и во многих отношениях самый полезный помощник – агент. Это фильтр, в который заложена некая личность и который как бы способен проявлять инициативу. Задача агента сводится к одному – помогать. Помогать в поиске информации при самых разных ситуациях.

Чтобы разобраться в действиях агента, сначала представим, насколько он улучшит нынешний интерфейс пользователя с персональным компьютером. Сейчас этот интерфейс графический, как в Apple Macintosh или Microsoft Windows, что дает возможность отображать на экране и данные, и какие-то зависимости, не описывая их словами. Кроме того, графические интерфейсы позволяют выбирать объекты (в том числе картинки) и перемещать их по экрану.

Но графический пользовательский интерфейс недостаточно прост для будущих систем. Мы столько всего размещаем на экране, что начинаем путаться в программах или функциях, применяемых от случая к случаю. Все эти возможности хороши для людей знающих, а к среднему пользователю машина должна быть дружелюбнее, иначе ему с ней очень неуютно. Эту ситуацию и призваны исправить агенты.

Как Вам помочь, агенты «догадываются» отчасти потому, что компьютер запоминает Ваши прошлые действия. Ради эффективной работы с Вами он сможет подстроиться именно под Вас. Связанная с магистралью информационная аппаратура, подчиняясь магии программ, будет «набираться опыта» от общения с Вами и сама предложит оптимальные способы решения тех или иных задач. Такие программные средства я называю «softer software» (приблизительно это можно перевести как «программы с элементами искусственного интеллекта»).

Аппаратными средствами управляют программные, но, как только программа написана, она навсегда остается неизменной. А программа с элементами искусственного интеллекта по мере своей работы постепенно умнеет. Она учится примерно так же, как Ваш помощник, и тоже со временем становится все полезнее, узнавая Ваши привычки и вникая в Ваши задачи. Вы вряд ли попросите нового помощника в первый день его работы оформить документ так, как сами оформили письмо пару недель назад. И не скажете ему ни с того ни с сего: «Разошлите копии всем, кто должен быть в курсе». Но пройдут месяцы, может быть, годы, и он, досконально освоив свои обязанности и Ваш стиль работы, станет более ценным сотрудником, Вашей правой рукой.

Сегодняшний компьютер – как помощник в первый день работы. Его постоянно надо инструктировать, словно он впервые «пришел» к Вам. И сколько бы Вы с ним ни работали, он не станет подстраиваться под Вас – ни на йоту. Поэтому мы бьемся над разработкой программ нового поколения, с элементами искусственного интеллекта – ведь никто не обязан мириться с помощником или с программой, которые ничему не учатся.

Если бы уже сейчас существовал программный агент, способный учиться, я бы с удовольствием переложил на него часть своих обязанностей: контроль за сроками проектов, их изменениями, выделение среди них принципиально важных и несущественных. Чтобы делать такие выводы, нужно руководствоваться несколькими критериями: размер проекта, число связанных с ним проектов, причина задержки и ее срок. При этом агент должен как-то различать, когда двухнедельная задержка ни о чем не говорит, а когда действительно свидетельствует о настоящих осложнениях и требует срочного вмешательства. На достижение этой цели уйдет немало времени хотя бы потому, что – как и с любым помощником – не так-то просто найти верный баланс между инициативой и рутиной. Не хотелось бы перестараться. Если программный агент начнет лезть не в свое дело и оказывать непрошеные услуги, это будет раздражать пользователей, привыкших к недвусмысленному контролю над своими компьютерами.

Через агента Вы сможете «разговаривать» с программой, которая приобретет, таким образом, некоторую одушевленность. Вполне вероятно, что программа, помогая Вам в работе, будет имитировать поведение и характер какой-нибудь знаменитости или героя мультфильма. Так агент, играющий роль той или иной личности, образует «дружеский пользовательский интерфейс» (social user interface). Разработкой агентов с элементами дружеского пользовательского интерфейса занимается сейчас целый ряд компаний, в том числе и Microsoft. Агенты не заменят графического пользовательского интерфейса, скорее дополнят его, предлагая в помощь любой персонаж на выбор. Этот персонаж исчезнет, как только Вы дойдете до хорошо знакомых Вам компонентов программного продукта. Но едва Вы засомневаетесь или прибегнете к справочной системе, как агент тут же объявится и предложит свои услуги. Можете даже считать, что агент – Ваш сотрудник, внедренный в программный продукт. Он запомнит, в чем Вы преуспели, чем занимались раньше, и это поможет ему предвидеть проблемы и предлагать способы их решения. Заметив что-то необычное, он сразу же привлечет к этому Ваше внимание. Если Вы, несколько минут проработав над чем-то, вдруг от этого отказываетесь, он, по-видимому, поинтересуется: уверены ли Вы, что недавнюю работу следует выбросить? Впрочем, такими качествами уже обладают некоторые программы. Но если Вы трудились над чем-то битых 2 часа, а потом велели удалить все, что сделали, программа с дружеским интерфейсом сочтет Вашу команду необычной (не исключая ошибки с Вашей стороны). В таком случае агент может спросить: «Ты работал над этим целых 2 часа. Ты твердо уверен, что хочешь удалить это?»

Некоторые люди, слыша о программах с элементами искусственного интеллекта и дружеским интерфейсом, реагируют очень бурно – их просто в дрожь бросает от идеи очеловечить компьютер. Но я уверен, что даже они не прочь поработать с таким компьютером. Люди всегда, с древнейших времен, олицетворяли природу, наделяли ее человеческими качествами. Пример тому – мультфильмы. Тот же Lion King (Король-Лев) мало что общего имеет с реальностью, да и не претендует на это. Все понимают разницу между крошкой Симбой и настоящим детенышем льва. И тем не менее, когда ломается автомобиль или зависает компьютер, мы начинаем осыпать его проклятиями, взывать к его «совести» или горестно спрашиваем, что же он нас так подвел. Конечно, мы все прекрасно понимаем, однако продолжаем воспринимать неживые предметы так, будто они разумны и действуют по своей воле. Ученые в университетах и программистских фирмах стараются сейчас – с учетом нашей склонности к очеловечиванию вещей – сделать компьютерные интерфейсы эффективнее. Программы вроде Microsoft Bob уже продемонстрировали, что люди удивительно тепло принимают программных агентов с заложенными в них личностями. Обнаружено также, что реакция людей сильно зависит от того, какой голос у агента: мужской или женский.

Недавно мы работали над проектом, в котором пользователи, в частности, оценивали свой опыт общения с компьютером. Когда в конце сеанса компьютер просил пользователей оценить эффективность работы с ним, отклики почти всегда были положительными. Но когда работу с первым компьютером просил оценить второй компьютер, пользователи становились гораздо строже. Иначе говоря, нежелание пользователей критиковать первый компьютер «в лицо» означает, что им не хотелось задеть его «чувства» – пусть даже они отлично знали, что это всего лишь машина. Дружеские интерфейсы, конечно, не панацея, они подходят не везде и не всем, но думаю, что будущее именно за ними, – как раз потому, что они очеловечивают компьютер.

Какие виды навигации будут использоваться на магистрали, мы представляем отчетливо. А вот насчет среды, в которой пройдет навигация, ясности куда меньше. Сделаем однако несколько вполне обоснованных предположений. Большинство сфер применения информационной магистрали будет, несомненно, связано с чистыми развлечениями. Ничто не помешает Вам сыграть в бридж или в шахматы со своим другом, даже если он живет в другом городе. Спортивные турниры, транслируемые по телевидению, Вы сможете наблюдать в разных ракурсах. Вы сами будете выбирать момент игры для замедленного повтора и подберете комментатора на свой вкус. Крупнейший в мире магазин звукозаписей – информационная магистраль – в любое время суток предложит любую песню. А может быть, Вы напоете свою мелодию в микрофон и послушаете, как она звучит в исполнении оркестра или рок-группы. Или решите посмотреть фильм Gone With the Wind (Унесенные Beтром), заменив лицо и голос Вивьен Ли (Vivien Leigh) или Кларка Гейбла (Clark Gable) своими. Или захотите проверить, как Вы смотритесь в последних творениях парижских модельеров или в чем-то еще, что Вы мечтаете купить.

Обилие информации просто зачарует тех, кто любопытен. Вам интересно, как устроены механические часы? «Загляните» внутрь и задайте любые вопросы. Когда-нибудь – с помощью программы, создающей виртуальную реальность, – Вы сможете совершить экскурсию по часовому механизму. Станете на час хирургом, оперирующем на сердце, или ударником на каком-нибудь рок-концерте. И все это благодаря тому, что информационная магистраль через компьютер принесет в Ваш дом виртуальную реальность. Какие-то функции информационной магистрали будут надмножеством существующих в нынешних программах, но качество графики и анимации значительно улучшится.

Другие сферы ее применения окажутся сугубо практическими. Например, когда Вы уедете в отпуск, программа-"экономка" отключит отопление, уведомит почту не приносить пока корреспонденцию на дом, будет периодически зажигать свет в разных комнатах, чтобы казалось, будто Вы дома, и сама оплачивать мелкие счета.

Ну а какие-то области должны быть абсолютно серьезны. Как-то раз в выходные мой отец сломал палец и стал искать ближайший травмпункт. Он оказался в детской больнице Сиэтла. Там отцу отказали в медицинской помощи, потому что он – ну никак – не выглядел ребенком. Будь в то время информационная магистраль, сколько бы нервов он сэкономил! Соответствующая программа сразу бы подсказала, куда следует обратиться.

Если через несколько лет мой отец опять сломает палец, он сможет воспользоваться услугами информационной магистрали не только для того, чтобы найти подходящий госпиталь, но и чтобы оформить нужные бумаги прямо в пути. Госпитальный компьютер сообщит о переломе дежурному травматологу, а тот – опять же через информационную магистраль заранее возьмет с сервера историю болезни своего пациента. Если врач сделает рентгеновский снимок, его сохранят в цифровом виде на сервере, и любой специалист с соответствующими правами доступа сможет исследовать его в любой момент в любой точке мира. Описание рентгеновского снимка будет связано с историей болезни.

Вернувшись домой, пациент при желании сам посмотрит на этот снимок и послушает комментарии специалиста. Или соберет всех членов семьи и скажет: «Только взгляните, какой перелом! Послушаем, что о нем сказал врач».

Многое из того, о чем здесь говорилось, уже реализуется в приложениях для персональных компьютеров. Интерактивная информация стремительно входит в нашу жизнь и скоро станет обыденностью. Однако, прежде чем это произойдет, придется сложить еще немало кусочков головоломки – компонентов информационной магистрали.

ГЛАВА 5

Наши рекомендации