Основы организации управления качеством
Как отмечалось ранее эффективные системы качества, отвечающие требованиям рынка, сегодня интегрируются в понятии Всеобщего менеджмента качества (TQM), которое в разных школах и в разных конкретных случаях имеет различные оттенки, использует различные методы и подходы. Поэтому основной концепцией пересмотра и подготовки новой версии стандартов ISO серии 9000: 2000 стало их сближение с идеологией TQM.
Прежде всего, разработчики этой версии стандартов на основе анализа и обобщения практики TQM сформулировали восемь принципов менеджмента качества, которые положены в основу стандартов. Рассмотрим эти принципы с некоторыми комментариями.
ПРИНЦИП 1 – организация, ориентированная на потребителя. Благополучие любой организации, предприятия зависит от объемов реализации производимых ими продукции или услуг, которые, в свою очередь, зависят от соответствия этой продукции (услуг) потребностям и ожиданиям потребителей.
Ожидания потребителей связаны не только с качеством продукции как таковым, но и с ценой, режимом и условиями поставки, условиями обслуживания при использовании продукции и пр. Поэтому стандарт ориентирует на осознание различных потребностей и ожиданий потребителей, которые важны для принятия ими решений о приобретении продукции.
Необходимо обеспечить сбалансированный подход к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон (акционеров, поставщиков, общество в целом, регионов и др.).
Весь персонал организации должен знать и понимать потребности и ожидания потребителей.
Удовлетворенность потребителей следует определенным образом измерять и оценивать, а система качества должна содержать механизм выработки корректирующих действий в необходимых случаях.
ПРИНЦИП 2 – роль руководства. Прежде всего, необходимо, чтобы руководители высшего звена своим личным примером демонстрировали приверженность качеству.
Один из способов реализации принципа – определение руководством предприятия долгосрочной политики и миссии предприятия по вопросам качества и трансформация этой политики в измеряемые цели и задачи, в том числе и для производственных и функциональных подразделений.
Задачей руководства является обеспечение атмосферы доверия и работы без страха, инициирование, признание и поощрение вклада людей, поддержка честных взаимоотношений. Такая атмосфера максимально способствует раскрытию творческих возможностей персонала и лучшему решению задач качества.
Руководство должно постоянно заботиться об улучшении персонала и «выращивании» специалистов, обеспечивать решение задач качества необходимыми ресурсами.
ПРИНЦИП 3 – вовлечение работников. Люди составляют наиболее существенную и ценную часть организации, поэтому наилучшее использование возможностей людей может принести организации максимальную пользу.
Система качества и ее механизмы должны побуждать работников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности организации, брать на себя ответственность в решении проблем качества, активно повышать свои знания, передавать свои знания и опыт коллегам, представлять свое предприятие потребителям и всем заинтересованным сторонам в лучшем свете.
ПРИНЦИП 4 – подход как к процессу. Версия 2000г. имеет совершенно новый взгляд на систему, который предполагает, во-первых, алгоритмический подход к проектированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов. При этом каждый процесс рассматривается как система с вытекающими из этого последствиями:
- входы и результаты процесса должны четко определяться и измеряться;
- определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их требования, изучается их удовлетворенность результатами процесса;
- устанавливается взаимодействие данного процесса с функциями предприятия;
- каждый процесс должен управляться и должны устанавливаться полномочия, права и ответственность за управление процессом;
при проектировании процесса необходимо определять его ресурсное обеспечение.
ПРИНЦИП 5 – системный подход к управлению. Тесно связан с предыдущим принципом и с представлением о системе качества как о совокупности взаимосвязанных процессов. На основе знания этого, проектирование такой системы достигается наиболее эффективным путем. Системный подход предполагает также постоянное улучшение системы через измерение и оценку.
ПРИНЦИП 6– постоянное улучшение. Непрерывное или постоянное улучшение – одна из целей предприятия. Продемонстрировать это можно на следующем примере. Даже теоретически трудно представить себе полностью бездефектное производство. Всегда будет какой-то уровень дефектности. Но если ставить перед собой цель добиваться 0 дефектов, то (хотя она и недостижима) такая цель будет побуждать к постоянному совершенствованию и улучшению.
Реализация этого принципа требует, прежде всего, определенной перестройки сознания и формирования у каждого работника предприятия потребности в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом.
Как правило, принцип реализуется не путем постановки широкомасштабной цели, а маленькими шагами и прорывами, но постоянно и повсеместно. При этом эффективность всех процессов должна постоянно повышаться.
Принцип постоянного улучшения требует знания и применения соответствующих методов и подходов, таких, как цикл Деминга, анализ Парето, контрольные карты и т.д. Для стимулирования процессов улучшения в системе должна быть создана атмосфера их признания.
ПРИНЦИП 7 – метод принятия решений, основанный на фактах. Данный принцип чаще всего является альтернативой применяемого на практике способа принятия решений на основе интуиции, чутья, конъюнктуры, прошлого опыта, предположений и др. Решения будут наиболее эффективными, если они основываются на анализе данных и информации.
Реализация принципа требует, прежде всего, измерений и сбора достоверных и точных данных, относящихся к задаче. И сбор данных, и последующий их анализ требуют/предполагают владение знаниями и применение специальных методов. В частности, необходимо понимание ценности, знания и применения соответствующих статистических методов.
Безусловно, ни в коем случае нельзя отрицать значение опыта и интуиции в принятии решений, однако важно обеспечить разумный баланс аргументов, формируемых на основе анализа фактов, опыта и интуиции.
ПРИНЦИП 8 – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Взаимозависимость организации и ее поставщиков очевидна и так же очевидно, что взаимовыгодные отношения обеспечивают обеим сторонам наилучшие возможности.
Реализация принципа требует идентификации основных поставщиков, организации четких и открытых связей и отношений (основанных на балансе краткосрочных и долгосрочных целей обеих сторон), обмена информацией и планов на будущее, совместной работы по четкому пониманию потребностей потребителей, инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов. Система качества должна иметь стимулирующие механизмы по признанию достижений и улучшения поставщика.