Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
ИНФОРМАТИКА
Рабочая программа дисциплины
по направлению подготовки
39.03.03 Организация работы с молодежью
Владивосток 2016
Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодежью» и «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367)
Составители:
Лаврушина Е.Г., ст. преподаватель кафедры информационных технологий и систем,
[email protected]
Люлько В.И., ст. преподаватель кафедры информационных технологий и систем,
[email protected]
Утверждена на заседании кафедры ИТС от 20.04.2016 г., протокол № 9
Заведующий кафедрой (разработчика) _____________________ Кийкова Е.В.
подпись фамилия, инициалы
«____»_______________2016 г.
Заведующий кафедрой (выпускающей) _____________________ _________________
подпись фамилия, инициалы
«____»_______________2016 г.
Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Информатика» является получение общих сведений о предмете информатики, о технических и программных средствах реализации информационных процессов, освоение принципов и методов решения на персональных компьютерах различных задач с использованием современного программного обеспечения (в том числе связанных с обработкой данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения), необходимых выпускнику, освоившему программу бакалавриата, для решения различных задач практической, научно-исследовательской и педагогической деятельности.
Задачи освоения дисциплины состоят в формировании общепрофессиональной компетенции, позволяющей решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Планируемыми результатами обучения по дисциплине, являются знания, умения, владения и/или опыт деятельности, характеризующие этапы/уровни формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы в целом. Перечень компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины, приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Формируемые компетенции
Название ОПОП ВО (сокращенное название) | Компетенции | Название компетенции | Составляющие компетенции | |
39.03.03 «Организация работы с молодежью» (Б-ОР) | ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | Знания: | основ информационно-коммуникационных технологий и основных требований информационной безопасности |
Умения: | использовать основные информационно-коммуникационные технологии | |||
Владения: | основами информационно-коммуникационных технологий |
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Отнесение дисциплины к базовой части ОПОП определяется спецификой и миссией ВГУЭС, а также особенностями взаимодействия ВГУЭС с рынком труда и региональными требованиями, выраженными в результатах образования и компетенциях.
Входными требованиями к изучению дисциплины «Информатика» является наличие у студентов компетенций, сформированных на предыдущем уровне образования.
На данной дисциплине «Информатика» базируются курсовое проектирование, учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, производственные практики.
Объем дисциплины
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающимися (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу по всем формам обучения, приведен в таблице 2.
Название ОПОП | Форма обучения | Цикл | Семестр курс | Трудоем-кость | Объем контактной работы (час) | СРС | Форма аттестации | |||||
(З.Е.) | Всего | Аудиторная | Внеаудитор- ная | |||||||||
лек. | прак. | лаб. | ПА | КСР | ||||||||
Б-ОР | ОФО | Бл1.Б.2 | – | – | – | З | ||||||
ЗФО | Бл1.Б.2 | – | – | Э |
Таблица 2 – Общая трудоемкость дисциплины
Структура и содержание дисциплины
Структура дисциплины
Тематический план, отражающий содержание дисциплины (перечень разделов и тем), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с учебным планом, приведен в таблице 3.
Таблица 3 – Структура дисциплины
№ | Название темы | Вид занятия | Объем час | Кол-во часов в интерактивной и электронной форме | СРС |
Основные понятия и определения информатики | Лекция | 0,5 | – | ||
Математические основы информа-тики | Лекция | – | |||
Информационные ресурсы и ин-форматизация общества | Лекция | 0,5 | – | ||
Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хра-нения информации | Лекция | 0,5 | – | ||
Технические и программные сред-ства реализации информационных процессов | Лекция | 0,5 | – | ||
Системное программное обеспече-ние персональных компьютеров | Лекция | 0,5 | – | ||
Лабораторная работа | – | ||||
Прикладное программное обеспе-чение персональных компьютеров. Компьютерная графика | Лекция | – | |||
Текстовый процессор Microsoft Word | Лекция | – | |||
Лабораторная работа | – | ||||
Табличный процессор Microsoft Excel | Лекция | – | |||
Лабораторная работа | – | ||||
Создание презентаций | Лекция | 0,5 | – | ||
Лабораторная работа | – | ||||
Базы и банки данных | Лекция | – | |||
Система управления базами данных Microsoft Access | Лекция | 0,5 | – | ||
Лабораторная работа | – | ||||
Модели решения функциональных и вычислительных задач. Искусст-венный интеллект | Лекция | – | |||
Экспертные системы | Лекция | 0,5 | – | ||
Элементы алгоритмизации и про-граммирования | Лекция | 3,5 | – | ||
Вычислительные сети | Лекция | 0,5 | – | ||
Глобальная информационная сеть Интернет. Защита информации | Лекция | – |
Содержание дисциплины
1.Тема 1 Основные понятия и определения информатики
Понятие информации. Виды и свойства информации. Информатизация общества. Предмет и задачи информатики. Истоки и предпосылки возникновения информатики. Краткая история информатики. Категории информатики. Аксиоматика информатики.
Литература по теме: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [8], [9].
Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.
Форма текущего контроля: текущий тест.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.
2 Тема 2. Математические основы информатики.
Методы и модели оценки количества информации. Основные понятия теории алгоритмов. Системы счисления: позиционные системы счисления, двоичная и другие позиционные системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую. Формы представления и преобразования информации в ЭВМ.
Литература по теме: [4], [5], [6], [8], [9].
Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.
Форма текущего контроля: текущий тест.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.
3 Тема 3. Информационные ресурсы и информатизация общества.
Информационная индустрия. Информационное общество. Перспективы информатизации общества. Информационная культура. Информационные ресурсы. Формы и виды информационных ресурсов. Информационные продукты и услуги. Информационный рынок.
Литература по теме: [4], [8], [9].
Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.
Форма текущего контроля: текущий тест.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.
4 Тема 4. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации.
Восприятие информации и его особенности. Общая характеристика процессов и способы сбора, передачи, обработки и хранения информации.
Литература по теме: [4], [8], [9].
Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.
Форма текущего контроля: текущий тест.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.
5 Тема 5. Технические и программные средства реализации информационных процессов.
Информационные модели ЭВМ. Вычислительная система. Компьютер. Принципы работы компьютера. Классификация компьютеров. Состав вычислительной системы. Аппаратное обеспечение. Общие сведения о персональном компьютере (ПК). Структурная схема ПК. Базовая конфигурация ПК. Внутренние и внешние устройства ПК. Программное обеспечение (ПО). Системное и прикладное ПО. Основные функции операционной системы. Система контроля и диагностики. Классификация ПО.
Литература по теме: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [8], [9], [10].
Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.
Форма текущего контроля: текущий тест.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.
6 Тема 6. Системное программное обеспечение персональных компьютеров.
Общие характеристики и сравнение возможностей операционных систем. Классификация операционных систем. Пользовательские интерфейсы операционных систем. Операционные системы семейства Windows. Хранение данных в вычислительной системе. Файловая система компьютера. Файлы и папки. Полное имя файла. Файловые менеджеры. Элементы программного и технического сервиса персональных компьютеров.
Литература по теме: [2], [3], [4], [8], [9], [10].
Формы и методы проведения занятий по теме: лекция, лабораторная работа.
Форма текущего контроля: текущий тест, отчет о выполнении лабораторной работы.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию, лабораторным работам.
7 Тема 7. Прикладное программное обеспечение персональных компьютеров. Компьютерная графика.
Понятие и состав прикладного программного обеспечения. Интегрированные системы. Пакеты прикладных программ. Инструментальные системы. Основные понятия и возможности компьютерной графики.
Литература по теме: [3], [4], [8], [10].
Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.
Форма текущего контроля: текущий тест.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.
8 Тема 8. Текстовый процессор Microsoft Word.
Общая характеристика текстовых редакторов, текстовых процессоров и издательских систем. Microsoft Word: Способы запуска. Создание, открытие, сохранение, закрытие файла (документа). Создание шаблона документа. Элементы окна Word. Справочная система Word. Ввод и редактирование текста. Контекстное меню в области текста. Поиск текста. Проверка правописания. Операции с фрагментами текста. Форматирование текста. Списки. Стили форматирования. Параметры страницы. Предварительный просмотр перед печатью. Таблицы: создание и обработка информации. Построение диаграмм. Работа с графическими объектами. Использование редактора формул. Создание серийных писем. Создание сложных многостраничных документов.
Литература по теме: [2], [3], [7].
Формы и методы проведения занятий по теме: лекция, лабораторная работа.
Форма текущего контроля: текущий тест, отчет о выполнении лабораторной работы.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию, лабораторным работам.
9 Тема 9. Табличный процессор Microsoft Excel.
Microsoft Excel: Ячейки и их адресация. Редактирование файла (книги). Форматирование ячеек. Условное форматирование. Вычисления в Excel. Формулы в Excel. Использование встроенных функций. Работа с диаграммами. Списки: сортировка, фильтрация, подведение итогов, создание сводной таблицы. Диспетчер сценариев в Excel. Информационная технология бизнес-анализа в Excel. Принципы построения баз данных в табличном процессоре. Способы создания макросов. Редактирование и отладка макросов. Использование элементов языка Visual Basic for Applications (VBA) при создании макросов. Инструкции перехода и цикла, процедуры и функции в макросах.
Литература по теме: [2], [3], [7].
Формы и методы проведения занятий по теме: лекция, лабораторная работа.
Форма текущего контроля: текущий тест, отчет о выполнении лабораторной работы.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию, лабораторным работам.
10 Тема 10. Создание презентаций.
Microsoft PowerPoint: Создание презентаций на основе шаблонов и без них.
Литература по теме: [2], [7].
Формы и методы проведения занятий по теме: лекция, лабораторная работа.
Форма текущего контроля: текущий тест, отчет о выполнении лабораторной работы.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию, лабораторным работам.
11 Тема 11. Базы и банки данных.
Автоматизированные банки данных. Модели данных. Схема функционирования системы управления базами данных (СУБД). Организация поиска данных. Администрирование баз данных.
Литература по теме: [3], [4], [8], [9].
Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.
Форма текущего контроля: текущий тест.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.
12 Тема 12. Система управления базами данных Microsoft Access.
Общие принципы работы. Создание таблиц. Создание схемы данных. Заполнение таблиц. Создание форм при помощи мастера форм и при помощи конструктора. Создание запросов. Создание элементов управления. Создание отчетов.
Литература по теме: [3], [7].
Формы и методы проведения занятий по теме: лекция, лабораторная работа.
Форма текущего контроля: текущий тест, отчет о выполнении лабораторной работы.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию, лабораторным работам.
13 Тема 13. Модели решения функциональных и вычислительных задач. Искусственный интеллект.
Моделирование как метод познания. Классификация и формы представления моделей. Методы и технологии моделирования. Информационная модель объекта. Направления исследований в области искусственного интеллекта. Машинный интеллект. Интеллектуальные роботы. Моделирование систем. Система знаний. Модели представления знаний: логическая, сетевая, фреймовая, продукционная.
Литература по теме: [4], [8], [9].
Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.
Форма текущего контроля: текущий тест.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.
14 Тема 14. Экспертные системы.
Общая характеристика экспертных систем (ЭС). Классификация инструментальных средств ЭС. Организация знаний в ЭС. Виды ЭС. Типы задач, решаемых с помощью ЭС. Отличие ЭС от традиционных программ.
Литература по теме: [4], [8], [9].
Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.
Форма текущего контроля: текущий тест.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.
15 Тема 15. Элементы алгоритмизации и программирования.
Алгоритмизация: алгоритмы и способы их описания, составление алгоритмов на языке блок-схем, базовые управляющие конструкции алгоритмов. Понятие языка высокого уровня. Синтаксис и семантика. Полный цикл работы с программой. Выполнение вычислительных операций. Циклические конструкции. Работа с символьными и строковыми переменными. Записи и множества. Обработка массивов данных. Процедуры и функции. Построение графических изображений. Операции с файлами. Визуальное программирование.
Литература по теме: [3], [4], [8], [9].
Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.
Форма текущего контроля: текущий тест.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.
16 Тема 16. Вычислительные сети.
Принципы построения и классификация вычислительных сетей. Способы коммуникации и передачи данных. Программное обеспечение вычислительных сетей. Локальные вычислительные сети (ЛВС): конфигурации, организация обмена информацией, методы доступа, модели взаимодействия.
Литература по теме: [1], [2], [3], [4], [6], [8], [9], [10].
Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.
Форма текущего контроля: текущий тест.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.
17 Тема 17. Глобальная информационная сеть Интернет. Защита информации.
Краткая характеристика основных информационных ресурсов Интернет. Принципы функционирования Интернет. Технология World Wide Web (WWW). Сервисы Интернет. Технологии доступа к ресурсам Интернет. Основы защиты информации и сведений, содержащих государственную тайну; методы защиты информации. Обеспечение безопасности в вычислительных сетях.
Литература по теме: [1], [2], [3], [4], [6], [8], [9], [10].
Формы и методы проведения занятий по теме: лекция.
Форма текущего контроля: текущий тест.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к текущему и промежуточному тестированию.