Второй этап - подбор литературы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
Этапы работы над рефератом
Написание реферата является разновидностью самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплин общегуманитарного социально экономического цикла. Данный вид учебной деятельности направлен на более глубокое изучение отдельной темы. В процессе работы над рефератом совершенствуются навыки научно-исследовательской работы, расширяется научный кругозор студентов.
Реферат — это краткое изложение содержания научных исследований по выбранной студентом тематике. В учебном реферате раскрывается суть проблемы, приводятся различные точки зрения, высказывается, собственное мнение.
Для того чтобы написание реферата не превращалось в формальное дело, студенту необходимо помнить, что реферат пишется не для преподавателя, а для саморазвития, то есть для собственной пользы.
Работа над рефератом проводится в пять этапов.
Первый этап - выбор темы.
Тема выбирается с учетом предлагаемого перечня тем, самостоятельно студентом или определяется преподавателем с учетом познавательных, профессиональных и личных интересов студента.
Второй этап - подбор литературы.
Выполнение самостоятельной работы предполагает ознакомление студентов с научной литературой. В качестве источников необходимой информации могут выступать:
учебники;
учебные пособия;
научные статьи;
монографии.
Необходимо использовать 3-5 первоисточников. Поиск источников целесообразно начать с изучения списка рекомендуемой литературы.
Третий этап – работа с литературой.
Изучение материала лучше начинать с учебника или учебного пособия. Это позволит сориентироваться в теме, выявить общепринятые в научном мире идеи. Далее можно перейти к изучению литературы, непосредственно отображающей проблему реферата (доклада). В процессе чтения желательно конспектировать текст. Конспект является краткой записью прочитанного материала. В нем фиксируются основные суждения и выводы автора.
Четвертый этап – анализ, обработка, систематизация информации.
Анализ прочитанного материала позволяет выделить главное, сформулировать смысловые блоки и записать содержание этих блоков своими словами.
Пятый этап – разработка плана реферата (доклада)
На основе отобранного и проанализированного материала разрабатывается план реферата.
Общепринятая структура реферата:
Введение (не номеруется)
Основная часть, состоит из 3х глав. Названия глав должны отражать суть их содержания.
Заключение (не номеруется)
Используемая литература (не номеруется)
Шестой этап – написание реферата
Текст реферата пишется в соответствии с разработанным планом.
Во введении дается обоснование выбора темы, обозначаются ее профессиональная, социальная, личная значимость. Объем введения 1-2 страницы.
Основная часть посвящается обзору учебной и научной литературы по избранной теме. Раскрываются соответствующие теме понятия, освещаются различные подходы, излагается суть темы реферата (доклада). Основная часть состоит из трех глав, в которых выделяют параграфы (в случае необходимости). Объем основной части 5-10 страниц.
В заключении подводятся итоги и содержатся выводы, к которым пришел автор в результате самостоятельного изучения литературы по теме. Объем заключения 1 страница.
Список использованной литературы включает не менее четырех наименований книг, статей, монографий. Источники располагаются в алфавитном порядке. По каждому источнику надо дать следующую информацию:
автор;
наименование;
характеристика;
место издания;
наименование издательства;
год издания;
количество страниц.
Материал излагается своими словами, литературным языком. При изложении необходимо избегать высказываний от первого лица и стремится использовать косвенные формулировки авторской позиции. Например: по нашему мнению, автор считает, представляется важным, целесообразно отметить. В тексте обязательны ссылки на использованную литературу. Ссылки приводятся сразу после текста, к которому относятся, с указанием порядкового номера источника в списке литературы. Например: Л. С. Выготский считал, что всякое восприятие имеет свое динамическое продолжение в движении.[1]
Цитаты приводятся дословно, заключаются в кавычки. Например: «Социальные формы поведения сложнее, становятся индивидуальными, они снижаются до функционирования по более простым законам».[2]