Культура информационных технологий
В условиях стремительного совершенствования информационных технологий и беспредельного развития предоставляемых ими возможностей, самым актуальным вопросом продолжает оставаться вопрос о целевых жизненных установках конкретной личности.
Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека. Совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий [1].
Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости развития информационной культуры, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному образу жизни.
Информационная культура объединяет десятки правил, распространяемых на всех пользователей кибернетических орудий труда. В зависимости от происхождения и характера эти требования не одинаковы. В одних случаях они имеют моральное содержание, в других – юридическое, в третьих – техническое.
Кроме того, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
- конкретных навыков по использованию технических средств (от арифмометра до персонального компьютера и компьютерных сетей);
- в способности использовать в своей деятельности современную компьютеризированную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
- в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять её в понятном виде и уметь эффективно использовать;
- во владении основами аналитической обработки информации;
- в умении работать с различной информацией;
- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности;
- в использовании правовых актов, обеспечивающих информационные процессы;
- во владении основами эргономической и информационной безопасности.
Возникает необходимость обеспечить соответствие образования постоянным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию информационно - коммуникационных технологий. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом — «образование в течение всей жизни».
Но у людей различна психологическая устойчивость к процессам информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок на психику у различных социальных групп в условиях возрастающих потоков информации. Особого внимания требуют женщины, принявшие на себя основной "удар" в области практической компьютерной работы. Далее, например, известно, что наиболее подвержены "зомбированию" [6] по телевидению молодежь и люди пожилого возраста. Появляются такие проблемы, как: страх человека перед стремительно совершенствующейся информационной техникой, ростом и усложнением информационных потоков (компьютерофобия), "информомания" как болезнь человека, отдающего приоритет общению с компьютером, а не с людьми, утомляемость людей при работе на компьютере и т.д.
Уже появился термин "киберболезнь", которой подвержены люди, часто находящиеся в виртуальной реальности.
Должны создаваться соответствующие рекомендации для разработчиков компьютеров, специалистов по эргономике, а также пользователей.