Требования к оформлению портфолио
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение устанавливает общие правила подготовки, оформления, ведения, оценки и использования портфолио студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в автономной некоммерческой организации высшего образования «Поволжский православный институт имени Святителя Алексия, митрополита Московского» (далее – Институт).
1.2. Положение разработано с учетом требований следующих правовых и нормативных документов:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27.07.2006;
- федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г.№ 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
- Устава автономной некоммерческой организации высшего образования «Поволжский православный институт имени Святителя Алексия, митрополита Московского»;
- Положения об отделе электронного образования АНО ВО «Поволжский православный институт»;
- Положения об отделе информационно-технологического сопровождения АНО ВО «Поволжский православный институт»;
- Положения о промежуточной аттестации студентов АНО ВО «Поволжский православный институт»;
- Положения о стипендиальном обеспечении студентов АНО ВО «Поволжский православный институт».
1.3. Портфолио обучающегося в институте представляет собой комплект документов в бумажном и электронном виде, подтверждающих индивидуальные достижения студента по различным направлениям деятельности. Создание портфолио – творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, научно-исследовательской, спортивной, творческой, социальной и др.) за время обучения в вузе. Функции по формированию «портфолио» возлагаются на студента.
1.3. Основная цель портфолио – представление и анализ значимых результатов профессионального и личностного становления будущего выпускника, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста обучающегося.
Портфолио является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направлений деятельности обучающегося, реализуемой в рамках образовательного процесса, а именно:
- проследить индивидуальный рост обучающегося, достигнутый им в процессе получения образования;
- поддерживать высокую учебную и профессиональную мотивацию обучающегося;
- поощрять активность и самостоятельность обучающихся на всех ступенях образования в аудиторной и внеаудиторной деятельности;
- расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки самооценки обучающихся;
- развивать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебно-профессиональную деятельность;
- проводить экспертизу сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;
- подготовить базу для самопрезентации выпускника при трудоустройстве.
1.4. Объективная оценка достижений студента предназначена для выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности обучающегося, установления причин повышения или снижения уровня его достижений с целью последующей коррекции.
1.5. Портфолио дополняет контрольно-оценочные средства при проведении экзаменов по профессиональным модулям в рамках освоения образовательной программы.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО
2.1. В портфолио включается информация о достижениях в следующих видах деятельности:
- в учебной деятельности (результаты экзаменационных сессий, результаты прохождения практик, творческие работы, курсовые работы (проекты), выпускные квалификационные работы, дополнительное образование);
- в научно-исследовательской деятельности (полученные гранты, участие в олимпиадах, конкурсах; проектная деятельность; участие в научных конференциях, публикации научных статей; участие в хоздоговорной деятельности кафедр);
- в общественной деятельности (участие в общественных мероприятиях, студенческих общественных организациях);
- в культурно-творческой деятельности (участие в культурно-творческих мероприятиях, получение наград, призов, активная деятельность в различных творческих объединениях);
- в спортивной деятельности (участие в спортивных соревнованиях, получение призов, медалей, кубков).
Портфолио может содержать материал из внешних источников (отзывы или грамоты, выписки из приказов с практики и т.д.), дающий дополнительную оценку освоения общекультурных и профессиональных компетенций.
2.2. В структуру портфолио студента включаются следующие элементы (см. Приложение 1):
2.2.1. Титульный лист.
2.2.2. Общие сведения о студенте.
2.2.3. Портфолио достижений и работ по разделам:
Раздел 1. Учебная деятельность. Включает подразделы: портфолио достижений, портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов.
Портфолио достижений содержит сведения об учебных достижениях (результаты промежуточной и итоговой аттестации), сведения о результатах прохождения практик, достижениях в учебной деятельности (участие в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства и др.).
В портфолио документов размещают оригиналы и (или) копии дипломов, грамот, свидетельств, сертификатов, удостоверений, подтверждающих индивидуальные достижения в образовательной деятельности (дипломы об участии в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства, грамоты за участие в конкурсах и т. д.).
Портфолио работ включает курсовые работы (курсовые проекты) по итогам изучения дисциплин учебного плана, отчетную документацию студентов, определенную программой практики (конспекты уроков, внеурочных мероприятий, фото- и видеоматериалы, демонстрирующие наиболее интересные и проблемные моменты прохождения практики), выпускные квалификационные работы, результаты технического творчества: модели, макеты, приборы с кратким описанием конкретной работы и др.
Портфолио отзывов содержит характеристики с мест практики, рекомендательные письма, благодарности от руководителей практик, руководства организаций, где студент проходил практику; отзывы на курсовые и выпускные квалификационные работы, благодарственные письма и др.
Раздел 2. Научно-исследовательская и проектная деятельность. Включает подразделы: портфолио достижений, портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов.
В портфолио достижений вносят сведения о достижениях в научно-исследовательской деятельности (участие в научно-практических конференциях, проектной, грантовой и хоздоговорной деятельности и др.).
Портфолио документов может содержать оригиналы и (или) копии дипломов, грамот, свидетельств, сертификатов, удостоверений, подтверждающих индивидуальные достижения в научно-исследовательской деятельности.
Портфолио работ включает исследовательские, проектные работы, доклады на научно-практических конференциях, бумажные и электронные варианты статей студента, тезисы докладов на конференциях, семинарах и т. д.
Портфолио отзывов содержит отзывы о достижениях студента в научно-исследовательской деятельности, справки о внедрении, благодарственные письма и др.
Раздел 3. Дополнительные личные достижения. Включает подразделы: портфолио достижений, портфолио документов, портфолио отзывов.
В портфолио достижений вносят сведения о достижениях студента в спортивной, творческой деятельности, общественной жизни и др.
В портфолио работ размещают творческие работы студента.
В портфолио документов размещают документы, подтверждающие индивидуальные достижения в области искусства, творчества, волонтерства, спорта.
Портфолио отзывов включает отзывы организаторов мероприятий о достижениях студента в спортивной, творческой, общественной, волонтерской деятельности, благодарственные письма и др.
2.2.4. Приложение.
Приложение А. Резюме для трудоустройства
Приложение Б. Презентация портфолио (формат MSPP)
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОРТФОЛИО
3.1. При подготовке текстового материала в бумажном и электронном форматах применяется следующий текстовый редактор:
- поля - верхнее, нижнее - 2,0 см, левое - 3,0 см, правое - 1,5 см;
- шрифт TimesNewRoman, цвет – черный, размер шрифта 12-14 пт через один-полтора межстрочных интервала, выравнивание по ширине листа, абзацный отступ 1,25 см;
- для выделения заголовка, части текста документа может использоваться полужирное начертание;
- текстовые документы предоставляются в форматах Word, RTF, PDF.
3.2. При оформлении текста документа на двух и более страницах вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Порядковые номера страниц проставляются посередине нижнего поля страницы арабскими цифрами.
3.3. Портфолио в бумажном варианте оформляется на листах формата А4 с одной стороны.
3.4. В электронном портфолио могут быть представлены презентации, а также отдельные фотоматериалы, иллюстрирующие деятельность обучающегося, его участие в определенных мероприятиях. Требования к материалам, размещаемым в электронном виде:
- объем презентаций не должен превышать 20 слайдов. Презентации должны быть созданы в приложении PowerPoint и сохранены в формате, совместимом с PowerPoint 2003-2010;
- фотоизображения на презентациях должны быть адаптированы для электронной почты и Интернета (96-140 пикс. на дюйм);
- размер фото не должен превышать 500 Кб, видео – не более 200 Мб, расширение не должно быть менее 1024^768;
- документы, содержащие подписи и печати, сканируются в формате JPG или PDF.
Отсканированный текст, подписи и печати должны читаться без затруднений в масштабе 1:1.