Соединение устройств сети. Классификация сетей по степени географического распространения.
Для соединения устройств сети используется специальное оборудование:
· Сетевые кабели (коаксиальные, состоящие из двух изолированных между собой концентрических проводников, из которых внешний имеет вид трубки; оптоволоконные; кабели на витых парах, образованные двумя переплетёнными друг с другом проводами, и др.).
· Коннекторы (соединители) для подключения кабелей к компьютеру; разъёмы для соединения отрезков кабеля.
· Сетевые интерфейсные адаптеры для приёма и передачи данных. В соответствии с определённым протоколом управляют доступом к среде передачи данных. Размещаются в системных блоках компьютеров, подключенных к сети. К разъёмам адаптеров подключается сетевой кабель.
· Трансиверы повышают уровень качества передачи данных по кабелю, отвечают за приём сигналов из сети и обнаружение конфликтов.
· Хабы (концентраторы) и коммутирующие хабы (коммутаторы) расширяют топологические, функциональные и скоростные возможности компьютерных сетей. Хаб с набором разнотипных портов позволяет объединять сегменты сетей с различными кабельными системами. К порту хаба можно подключать как отдельный узел сети, так и другой хаб или сегмент кабеля.
· Повторители (репитеры) усиливают сигналы, передаваемые по кабелю при его большой длине.
По степени географического распространения сети делятся на локальные, городские, глобальные.
Локальная сеть (ЛВС или LAN - Local Area NetWork) - сеть, связывающая ряд компьютеров в зоне, ограниченной пределами одной комнаты, здания или предприятия.
Городская сеть (MAN - Metropolitan Area NetWork) - сеть, которая обслуживает информационные потребности большого города.
Глобальная сеть (ГВС или WAN - World Area NetWork) - сеть, соединяющая компьютеры, удалённые географически на большие расстояния друг от друга. Отличается от локальной сети более протяженными коммуникациями (спутниковыми, кабельными и др.). Глобальная сеть объединяет локальные сети.
Локальные сети.
Ëîêàëüíûå ñåòè ïåðñîíàëüíûõ êîìïüþòåðîâ ïîëó÷èëè î÷åíü øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå. Ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî ïåðñîíàëüíûõ êîìïüþòåðîâ â ìèðå ðàáîòàþò â ñåòÿõ. Ãëàâíàÿ îòëè÷èòåëüíàÿ îñîáåííîñòü ëîêàëüíûõ ñåòåé - åäèíûé äëÿ âñåõ êîìïüþòåðîâ âûñîêîñêîðîñòíîé êàíàë ïåðåäà÷è äàííûõ è ìàëàÿ âåðîÿòíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ îøèáîê â êîììóíèêàöèîííîì îáîðóäîâàíèè.
Îñíîâíûì ïðåèìóùåñòâîì ðàáîòû â ëîêàëüíîé ñåòè ÿâëÿåòñÿ èñïîëüçîâàíèå â ìíîãîïîëüçîâàòåëüñêîì ðåæèìå îáùèõ ðåñóðñîâ ñåòè: äèñêîâ, ïðèíòåðîâ, ìîäåìîâ, ïðîãðàìì è äàííûõ, õðàíÿùèõñÿ íà îáùåäîñòóïíûõ äèñêàõ, à òàêæå âîçìîæíîñòü ïåðåäàâàòü èíôîðìàöèþ ñ îäíîãî êîìïüþòåðà íà äðóãîé.
Оñíîâíûå ïðåèìóùåñòâà ðàáîòû â ëîêàëüíîé ñåòè ñ ôàéëîâûì ñåðâåðîì.
1. Âîçìîæíîñòü õðàíåíèÿ äàííûõ ïåðñîíàëüíîãî è îáùåãî èñïîëüçîâàíèÿ íà äèñêàõ ôàéëîâîãî ñåðâåðà. Áëàãîäàðÿ ýòîìó îáåñïå÷èâàåòñÿ: îäíîâðåìåííàÿ ðàáîòà íåñêîëüêèõ ïîëüçîâàòåëåé ñ äàííûìè îáùåãî ïðèìåíåíèÿ, ìíîãîàñïåêòíàÿ çàùèòà äàííûõ íà óðîâíå êàòàëîãîâ è ôàéëîâ ñðåäñòâàìè NetWare, ñîçäàíèå è îáíîâëåíèå îáùèõ äàííûõ ñåòåâûìè ïðèêëàäíûìè ïðîãðàììíûìè ïðîäóêòàìè, òàêèìè êàê Excel, Access. Ïðè ýòîì îãðàíè÷åíèÿ íà äîñòóï, óñòàíàâëèâàåìûå â ïðèêëàäíîé ïðîãðàììå, äåéñòâóþò â ðàìêàõ îãðàíè÷åíèé, óñòàíîâëåííûõ ñåòåâîé îïåðàöèîííîé ñèñòåìîé.
2. Âîçìîæíîñòü ïîñòîÿííîãî õðàíåíèÿ ïðîãðàììíûõ ñðåäñòâ, íåîáõîäèìûõ ìíîãèì ïîëüçîâàòåëÿì, â åäèíñòâåííîì ýêçåìïëÿðå íà äèñêàõ ôàéëîâîãî ñåðâåðà. Áëàãîäàðÿ óêàçàííîé âîçìîæíîñòè îáåñïå÷èâàåòñÿ: ðàöèîíàëüíîå èñïîëüçîâàíèå âíåøíåé ïàìÿòè çà ñ÷åò îñâîáîæäåíèÿ ëîêàëüíûõ äèñêîâ ðàáî÷èõ ñòàíöèé îò õðàíåíèÿ ïðîãðàììíûõ ñðåäñòâ; îáåñïå÷åíèå íàäåæíîãî õðàíåíèÿ ïðîãðàììíûõ ïðîäóêòîâ ñðåäñòâàìè çàùèòû ñåòåâîé ÎÑ; óïðîùåíèå ïîääåðæêè ïðîãðàììíûõ ïðîäóêòîâ â ðàáîòîñïîñîáíîì ñîñòîÿíèè è èõ îáíîâëåíèÿ, òàê êàê îíè õðàíÿòñÿ â îäíîì ýêçåìïëÿðå íà ôàéëîâîì ñåðâåðå.
3. Îáìåí èíôîðìàöèåé ìåæäó âñåìè êîìïüþòåðàìè ñåòè. Ïðè ýòîì îáåñïå÷èâàåòñÿ äèàëîã ìåæäó ïîëüçîâàòåëÿìè ñåòè, à òàêæå âîçìîæíî îðãàíèçîâàòü ðàáîòó ýëåêòðîííîé ïî÷òû.
4. Îäíîâðåìåííàÿ ïå÷àòü âñåìè ïîëüçîâàòåëÿìè ñåòè íà îáùåñåòåâûõ ïðèíòåðàõ (îäíîì èëè íåñêîëüêèõ). Ïðè ýòîì îáåñïå÷èâàåòñÿ: äîñòóïíîñòü ñåòåâîãî ïðèíòåðà ëþáîìó ïîëüçîâàòåëþ, âîçìîæíîñòü èñïîëüçîâàíèÿ ìîùíîãî è êà÷åñòâåííîãî ïðèíòåðà ïðè åãî çàùèùåííîñòè îò íåêâàëèôèöèðîâàííîãî îáðàùåíèÿ, âûïîëíåíèå ïå÷àòè êàê èç ïðîãðàììíûõ ïðîäóêòîâ, ïîääåðæèâàþùèõ ñåòåâóþ ïå÷àòü, òàê è íå ïîääåðæèâàþùèõ åå.
5. Âîçìîæíîñòü èñïîëüçîâàíèÿ ñåòåâîé ñðåäû äëÿ ìåòîäè÷åñêîãî óñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ó÷åáíîãî ïðîöåññà çà ñ÷åò ïðèìåíåíèÿ ñïåöèàëüíûõ ïðîãðàìì îáìåíà èíôîðìàöèåé ìåæäó êîìïüþòåðàìè ó÷åíèêîâ è êîìïüþòåðîì ó÷èòåëÿ. Áëàãîäàðÿ ýòîìó ìîæíî îñóùåñòâèòü: äåìîíñòðàöèþ íà êîìïüþòåðàõ ó÷åíèêîâ ðàáîòû, âûïîëíÿåìîé íà êîìïüþòåðå ó÷èòåëÿ; êîíòðîëü íàä âûïîëíåíèåì ðàáîò ó÷åíèêàìè ïóòåì îòîáðàæåíèÿ ýêðàíîâ êîìïüþòåðîâ ó÷åíèêîâ íà ìîíèòîðå êîìïüþòåðà ó÷èòåëÿ.
6. Îáåñïå÷åíèå äîñòóïà ïîëüçîâàòåëÿ ñ ëþáîãî êîìïüþòåðà ëîêàëüíîé ñåòè ê ðåñóðñàì ãëîáàëüíûõ ñåòåé ïðè íàëè÷èè åäèíñòâåííîãî êîììóíèêàöèîííîãî óçëà ãëîáàëüíîé ñåòè.