Задачи к выполнению контрольной работы
Задания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Уфа 2012
УДК 004
ББК 32.973
Р13
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления БГАУ
(протокол № от «___» ________ 20____ г.)
Составители: ст. преподаватель Э. С. Саитова,
ст. преподаватель М.А. Перегудова
Рецензент: доцент кафедры информатики и ИТ Шамсутдинова Т.М.
Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой информатики и ИТ,
к.х.н., доцент А.С. Беляева
г. Уфа, БГАУ, Кафедра информатики и ИТ
Цель работы
Закрепление навыков работы с табличным процессором Excel, текстовым редактором Word и использование языка программирования Pascal при решении задач агропромышленного комплекса.
Содержание работы
В табличном процессоре Excel создать таблицу, выполнить необходимые расчеты и преобразования по заданным в исходной таблице данным (с.-х. культурам, видам грузов, группам скота и т.д.). Представить графическое изображение заданных показателей объектов. Задача выбирается из приложения А по разделам соответствующим факультету обучения.
Описать теоретический вопрос согласно приложению Б.
Выполнить задание на языке программирования Pascal (Приложение В). Результаты всей работы представить в текстовом редакторе Word.
Порядок выполнения
3.1 В табличном процессоре EXCEL выполнить следующее:
1 Ввести таблицу и произвести необходимые расчеты, подведя итоговые суммы по столбцам;
2 Отсортировать всю таблицу по определенному столбцу;
3 Выполнить дополнительные вычисления, используя стандартные функции;
4 Произвести выборку записей;
5 Представить данные в виде диаграмм;
3.2 В среде программирования Pascal выполнить следующее:
1 Составить алгоритм (блок-схему) решения исходной задачи;
2 Описать алгоритм на языке Pascal, отладить программу и получить результат;
3.3 В текстовом редакторе WORD оформить отчет о проделанной работе;
3.4 В отчете ответить на теоретический вопрос;
3.5 Сохранить файлы на дискете.
Примечание: Все задания выполняются по варианту, указанному ниже (пункт 5).
Методические рекомендации
4.1 На основе заданной по варианту темы составить таблицу в MS Excel, содержащую не менее 4 столбцов и 10 строк с реальными, подходящими по смыслу значениями, причем должны присутствовать как числовые (например, размер стипендии) так и текстовые (например, фамилии) данные. В таблицу включить один или несколько расчетных столбцов. При создании таблицы в компьютере названия столбцов разместить в одной строке, используя прием переноса слов в формате ячейки. Для оформления заголовков использовать рамки, цвет или шрифт, отличные от основных данных таблицы. Таблица выбирается из приложения А.
4.1.1 Расчет данных таблицы производить по формулам, соответствующим смыслу задачи.
4.1.2 Для сортировки данных исходную таблицу желательно скопировать на другой лист и его переименовать. При выполнении сортировки использовать команду Данные/Сортировка... При этом должны отсортировываться все данные в таблице соответственно заданному столбцу.
4.1.3 Дополнительный расчет выполнить по столбцу, подходящему по смыслу, используя, Мастер функций или команды Вставка/Функция…
4.1.4 Для проведения выборки данных исходную таблицу скопировать на новый лист и соответственно его переименовать. Выборку проводить по заданному критерию с помощью команды Данные/Фильтр/Автофильтр.
4.1.5 Построить три различные по типу диаграммы - по исходной, отсортированной таблицам и таблице с результатами выборки. При построении диаграмм использовать несколько столбцов с подходящими по смыслу данными. В диаграммах должны быть легенда, подписи осей, % или значения данных, названия диаграмм и осей, если таковые существуют.
4.2 Для задачи из приложения В начертить блок-схему алгоритма решения с помощью стандартных графических блоков.
4.2.1 Составить и отладить программу в среде программирования Pascal. Текст программы в Pascal должен содержать комментарии, поясняющие структуру программы.
4.3 Представить результаты вычислений в отчете.
Выбор варианта задания
5.1 Задачи выбираются из разделов, представленных в приложениях А, Б, Г.
5.2 Для решения в MS Excel задача выбирается из приложения А. Номером варианта задачи, для решения в MS Excel, является сумма двух последних цифр зачетной книжки (шифра); сортировка и расчет с использованием функций выполняется по последней цифре зачетной книжки, критерий выборки - по предпоследней цифре зачетной книжки.
Сортировка
0,3 - по возрастанию значений в числовом столбце
2,4,7 – по возрастанию данных в текстовом столбце
1,6 - по убыванию значений в числовом столбце
5,8,9 – по убыванию данных в текстовом столбце
Расчет с использованием функций
0,1, – среднее значение (СРЗНАЧ);
2,3 – логическая функция ЕСЛИ, отображающая характер изменения данных, в которой условием является сравнение данных, действием если истина - конкретный текст, например “возросла” и действием если ложь - альтернативный текст;
4,5 - логическая функция ЕСЛИ, отображающая характер изменения данных, в которой условием является сравнение данных, действием если истина – формула и действием если ложь - альтернативное значение;
6 – максимальное значение (МАКС);
7 – минимальное значение (МИН);
8 – количество чисел в столбце по условию (СЧЕТЕСЛИ)
9 – округление числовых данных (ОКРУГЛ).
Критерии выборки
0 - выше среднего значения
1 – ниже среднего значения
2 – по интервалу числовых данных
3 – больше произвольного значения;
4 – меньше произвольного значения;
5 – текстовые значения, начинающиеся с определенной буквы (с использо-ванием шаблонов);
6 – первые три наибольшие значения;
7 – с логическим оператором или, связывающим числовые данные;
8 – с логическим оператором или, связывающим текстовые данные;
9 - с логическим оператором и, связывающим текстовые данные.
5.3 Теоретический вопрос выбирается из приложения Б по сумме трех последних цифр зачетной книжки (шифра).
5.4 В среде программирования Pascal решается одна задача из приложения В, которая выбирается по сумме двух последних цифр зачетной книжки (шифра) студента (раздел из приложения В указывается преподавателем).
Оформление работы
Отчет должен быть выполнен в текстовом редакторе MS WORD и распечатан на листах формата А4, согласно стандарта предприятия 0493582-003-2006.
В отчете требуется:
1) Указать исходную таблицу и варианты заданий;
2) Привести заполненную таблицу, выделив вычисляемые величины жирным шрифтом, а также отсортированную таблицу, результат проведения выборки, полученныедиаграммы путем внедрения из EXCEL;
3) Описать основные этапы создания таблицы и представить использованные расчетные формулы, приемы копирования, автозаполнения таблицы, форматирования ячеек, переименования листов, внедрения таблиц и порядок выполнения сортировки, выборки и построения диаграмм.
4) Описать ход выполнения задания в среде программирования Pascal.
5) Ответить на теоретический вопрос (Приложение Б).
Примечание: Все решенные задания должны быть сохранены на дискете или на других носителях информации (CD-R,CD-RW,DVD-R,…).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Microsoft Excel 2000. Шаг за шагом: Практ.пособие. / Пер. с англ. – М.: Издательство ЭКОМ, 1999. – 472 с.
2 Безручко В. Т. Практикум по курсу «Информатика». Работа Windows’ 2000, Word, Excel. 2-е издание. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 544 с.
3 Информатика. Базовый курс: Учебник для вузов/ Под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2000. – 640 с.
4 Практикум по информатике/ А.А.Землянский, Г.А.Кретова, Ю.Р. Стратонович, Е.А. Яшкова; Под ред. А.А.Землянского. – М.: КолосС, 2003. – 384 с.
5 Рудикова Л.В. Microsoft Excel для студента. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 368 с.
6 Саймон Дж. Анализ данных в Excel. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 528 с.
7 Фандрова Л.П., Шамсутдинова Т.М. Обработка табличных данных средствами электронных таблиц для анализа задач АПК: Учеб. пособие. - Уфа: БГАУ, 2002. - 90 с.
8 Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов /Под ред. Симоновича С.В. - СПб.: Питер. - 2000. - 640 с.
9 Фаронов В.В. Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс. - М.: Нолидж. - 2000. - 576 с.
10 Семашко Г.Л., Салтыков А.И. Программирование на языке Паскаль - М.: Наука, 2001. - 128 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Задачи к выполнению контрольной работы