Тема 4.Представление информации.
Базовый курс информатики 7 – 9 класс
Основные источники:
1, Информатика базовый курс 7 — 9 класс Семакин, Залогова, Русакова. Параграфы 1-3.
- Информатика задачник практикум 1.
- преподавание базового курса информатики в средней школе Семакин, Шеина,2000 год
- http://festival.1september.ru/articles/101003/ Общероссийский проект школа цифрового века
Ключевые задачи:задачи кодирования числовой информации, кодирования текстовой информации, кодирования генетической информации, кодирования графической информации, кодирования звуковой информации.
№1Найти x из соотношения: 16x бит = 32 Мбайт.
Решение: Т.к. 1 байт = 8 бит, 1 Мбайт = 220 байт, тогда (24)x бит = 25*220*23 бит;
4x = 28;
x=7.
№2В текстовом режиме экран обычно разбивают на 25 строк по 80 символов в строке. Определить объём текстовой информации, занимающий весь экран.
Решение. 25 * 80 = 2000 символов ~ 2 Кбайт
Комментарии:
№ 3.Во сколько раз уменьшится информационный объём страницы текста при его преобразовании из кодировки Unicode (таблица кодировки содержит 65 536 символов) в кодировку Windows CP 1251 (таблица кодировки содержит 256 символов)?
Решение: 256 = 28 I1 = 8 бит,
65 536 = 216 I2 = 16 бит,
I1 / I2 =16 бит / 8 бит=2.
Информационный объём уменьшится в 2 раза.
Комментарии:
№ 4.Определить объём генетической информации молекулы ДНК человека, которая состоит из 6 миллиардов нуклеотидов четырёх типов (A, G, T, C), которые являются знаками генетического алфавита?
Решение: Глубина четырёхзнакового алфавита (A, G, T, C) равна 2 битам, значит
2 бит *6*109 = 12*109 бит = 1,5*109 байт ~ 1,5 Гбайт
комментарии:
№ 5. Какое количество цветовых оттенков можно закодировать с помощью одного байта?
Решение: 1 байт = 8 бит,
I = 8 бит,
N = 28 = 256 цветов.
Глубина цвета, равная 8 и реализует 256-цветовую палитру.
№6.Определить размер (в байтах) цифрового аудиофайла, время звучания которого составляет 10 с при частоте дискретизации 22,05 кГц и резрешении 8 битов. Файл сжатию не подвержен.
Решение: формула для расчета в размерах( в байтах) цифрового аудиофойла(монографическое звучание): (частота дискретизации в Гц)*(время записи в секундах)*(разрешение в битах)/8
таким образом, размер файла вычисляется так:
22050*10*8/8=220500 байт
№7.получить внутреннее представление целого числа1607 в 2-байтовой ячейке.
Решение: N=160710 =110010001112. Внутреннее представление этого числа в ячейке будет следующим: 00000 0110 0100 0111. шестнадцатиричная форма внутреннего представления числа получается заменой 4-х двоичных цифр одной шестнадцатиричной цифрой: 0647.
Для записи внутреннего представления целого отрицательного числа (-N) необходимо:
1)получить внутреннее представление положительного числа N.
2)получить обратный код этого числа заменой 0 на 1 и 1 на 0
3)к полученному числу прибавить 1
Комментарии:Данная форма прредставления целого отр числа называется дополнительным кодом. Использование дополнительного кода позволяет заменить операцию вычитания на операцию сложение уменьшаемого числа с дополнительным кодом вычитаемого.
Краткая характристика общей системы задач:данная система задач отражает основные понятия по теме «Представление информации». Здесь представлены задачи на нахождения количества информации по текстовой, графической,звуковой и числовой информации. Все задачи основаны на том что 1 байт=8бит, и всего 256, на понятии дискретизации. Школьникам надо объяснить, что все информация в компьютере дискретна.
Выводы:
Данная система задач широко отражает теоретический курс отмеченный в школьном учебнике, охватывает все основные понятия.
Рекомендации учителю:
№ п/п | Название понятия | № задачи |
количество информации, единица количества информации | № 1 | |
Информационный объём текстовой информации | № 2 | |
Информационный объём, кодировка Unicode | № 3 | |
объём генетической информации | № 4 | |
Информационный объём графической информации | № 5 | |
Представление информации. Звук. | № 6 | |
Представление информации. Числовая информация. | № 7 |
Система оценивания:
В 100 бальной системе
Задача №1 — 10 балла
Задача №2 — 10 балла
Задача №3 — 10 баллов
Задача №4 — 15 баллов
Задача №5 — 15 баллов
Задача №6 — 20 баллов
Задача №7 — 20 баллов
В оценках 2 — 5
Задача №1, Задача №2, Задача №3 — 3
Задача №1, Задача №2, Задача №3 , Задача №4 — 4
Задача №1, Задача №2, Задача №3 , Задача №4, Задача №5 — 5
Задача №6 , Задача №7 — 5 дополнительная оценка