Листинг5. Передача нескольких параметров.
Здесь три аргумента были получены в том же порядке, в каком переданы. Значение переменной length присвоено переменной size, содержимое переменной width передано wide, а значение fnum — переменной num. Типы аргументов соответствуют друг другу: два вещественных значения получили две переменные типа float, а переменная типа int получила целое число.
Функции area() необходимо каким-то образом хранить результаты вычислений. С этой целью внутри тела функции area() нами определена переменная с именем area.
Если бы в инструкцию вызова функции вкралась ошибка и аргументы были перечислены нами в следующем порядке:
то значение переменной width получила бы переменная size, а значение length — переменная wide. Поскольку типы переменных по-прежнему находятся в соответствии с получаемыми значениями, ошибки при компиляции не возникнет. Более того, результат работы программы будет совершенно правильным, ведь от изменения порядка мест сомножителей, произведение не меняется. Но предположим, что при вызове функции аргументы оказались расположенными в таком порядке:
area(fnum, width, length);Теперь значение переменной fnum получит переменная wide, содержимое width перейдет в size, а переменной num будет присвоено значение length. Нетрудно заметить, что два аргумента имеют типы, не соответствующие получаемым значениям. Даже если компилятор не сообщит об ошибке, в результате работы программы мы все равно получим неверную информацию.
Рассмотрим еще один пример, приведенный в Листинге 6. В этой программе вводятся значения двух переменных: стоимость единицы продукции (cost) и процент скидки (discount). Затем переменные cost и discount передаются функции price() через формальные аргументы amount и mrkdown. Переменные reduce и net определяются внутри функции price() и являются для нее автоматическими.
Листинг 6. Передача параметров.
/*discount.c*/main() { floatcost, discount; printf("Введите стоимость единицы товара: "); scanf("%f", &cost); printf("Введите процент скидки (в виде десятичной дроби): "); scanf("%f", &discount); price(cost, discount); }price(amount, mrkdown)float amount, mrkdown; { float reduced, net; reduced = amount * mrkdown; net = amount - reduced; printf("Стоимость с учетом скидки составляет %.2f долларов", net); return (0); }Функция price() умножает цену товара на процент скидки, вычитает полученную сумму из цены и выводит на дисплей величину стоимости с учетом скидки. Врезультате выполнения программы на экране монитора появляются следующие сообщения:
Предположим, что случайно вы изменили вызов функции следующим образом:
price(discount, cost);Компилятор не сообщит об ошибке, так как значения двух переменных типа float передаются двум аргументам типа float. К несчастью, они передаются не тем аргументам, каким положено: значение discount будет передано amount, а значение cost —mrkdown.
Если теперь присвоить переменной cost значение 100, а переменной discount значение 0.05, функция переставит их и будет считать, что цена равна пяти центам, а размер скидки составляет 10000 процентов. В результате мы увидим, что товар имеет отрицательную стоимость в размере –4.95доллара, вместо 95.50.
Возвращаемые значения
Функция может как получать, так и возвращать значения. Для получения значения, возвращаемого функцией getchar(), нужно сделать такую запись:
key = getchar();Приведенная инструкция вызывает функцию getchar(), которая вводит единичный символ с клавиатуры. После выполнения ввода символ присваивается в качестве значения переменной с именем key. Это и есть возврат значения.
Ваши собственные функции также могут возвращать значения в функции, из которых они были вызваны. Если вы хотите возвратить значение, необходимо добавить в тело функции несколько дополнительных элементов. Посмотрите на следующую программу:
main() { charletter; letter = getlet(); putchar('\n'); printf("Вы ввели символ %c", letter); } chargetlet() { printf("Введите символ: "); return(getchar()); }Инструкция
letter = getlet();вызывает функцию getlet(). Эта функция принимает символ с клавиатуры и возвращает его переменной letter в функции main().
Для того чтобы возвратить значение переменной, необходимо указать компилятору тип возвращаемого значения. Это осуществляется определением типа перед именем функции
chargetlet();В данной инструкции мы указали компилятору, что значение, возвращаемое функцией getlet(), относится к символьному типу. Значение, которое будет возвращено, указывается в круглых скобках после ключевого слова return(). Инструкция, записанная в строке
return(getchar());выполняет большую часть работы. Запомните, что функция getchar() в инструкциях применяется там, где возможно использование выражения или некоторого значения. В рассматриваемой программе функция getchar() вводит символ, затем инструкция return() после выполнения функции printf() передает символ назад, присваивая его переменной letter, и возвращает управление в main().
|
Рис. 7. Программа, иллюстрирующая возврат значения из функции
Обратите особенное внимание на работу ключевого слова return() в этом примере. Удостоверьтесь, что вы действительно поняли, как используются return() и функция getchar().
Давайте теперь рассмотрим программу, в которой значение и передается, и возвращается. Программа, изображенная на рис.7, вводит с клавиатуры значение в переменную, а затем выводит на экран квадрат этого значения.
Инструкция
number = square(value);вызывает функцию square(), передавая ей значение переменной value. Определение функции как intsquare(num)сообщает компилятору Си, что square() возвращает целочисленное значение и что она получит аргумент в переменную num. В этом примере return() является только инструкцией функции. Строка
return(num * num)возвращает значение выражения num * num, записывая его в переменную number, которой присвоен вызов функции square() в main().
|
Наши рекомендации
|