Система информационного законодательства
Акты отрасли информационного законодательства условно подразделяются на две группы: акты, "образующие" систему информационного законодательства как единый, цельный механизм правового регулирования отношений в информационной сфере (Общая часть), и акты, регулирующие отдельные направления в соответствии с установленными в общей части принципами, нормами и правилами (Особенная часть).
Законодательство об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации (о праве на доступ к информации или право знать) только лишь формируется и, к сожалению, специальных федеральных законов в области реализации права на информацию пока нет. В первом чтении в Государственной Думе принят проект федерального закона "О праве на доступ к информации". Тем не менее основу этого законодательства составляют нормы Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации". Кроме того, правила поиска и получения информации регламентируются отдельными нормами "тематических" федеральных актов в области библиотечного дела, архивного дела и в других областях информационной деятельности.
Законодательство о гражданском обороте информации призвано урегулировать отношения, возникающие при обращении информации в качестве товара. Такого законодательства пока не существует. Есть только теоретические проработки (см. гл. 7), в которых вырабатываются требования к такому законодательству.
Законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг (о документированной информации) представлено блоком нормативных правовых актов (см. приложение № 3).
Основополагающим, базовым актом этого законодательства является Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". В блок входят также Основы законодательства РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 "О культуре"1, Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации"2, Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов", Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене", а также отдельные нормы других федеральных законов.
Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения
представлено блоком федеральных законов информационного законодательства и отдельных норм других актов (см. приложение № 3). Сюда входят нормы Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", нормы из Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ "О связи"3, Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг"4, отдельные нормы других актов.
Законодательство об информационной безопасности включает в свой состав Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности"1, нормы Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4524-1 "О федеральных органах правительственной связи и информации"2, отдельные нормы других актов (см. приложение № 3).
Законодательство об интеллектуальной собственности образуют акты трех институтов - об авторском праве и смежных правах, патентного и о ноу-хау (см. приложение № 3).
Законодательство об авторском праве и смежных правах представлено Законом РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах", законами РФ от 23 сентября 1992 г. №3526-1 "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных"3, "О правовой охране топологий интегральных микросхем"4 и отдельными нормами других актов. Основные нормы патентного законодательства представлены Патентным законом Российской Федерации. Законодательство о ноу-хау только лишь формируется. В настоящее время разработан проект федерального закона "О коммерческой тайне", обсуждаются вопросы создания проекта федерального закона "О служебной тайне".
Законодательство о средствах массовой информации (см. приложение № 3) включает в свой состав Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации"5, федеральные законы "О рекламе", "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации". Сюда же относятся проекты федеральных законов "О телевидении и радиовещании", "О кабельном телевидении", "Об общественно-правовом вещании", "О спутниковом вещании" и др.
Законодательство о библиотечном деле представлено Основами законодательства РФ о культуре, Федеральным законом "О библиотечном деле"; законодательство об архивном фонде и архивах - Основами законодательства РФ "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах", законодательство о государственной тайне - Законом РФ "О государственной тайне", законодательство о коммерческой тайне только формируется (подготовлен проект федерального закона "О коммерческой тайне"). Законодательство о персональных данных формируется и пока представлено набором норм действующих федеральных законов, прежде всего Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации". Активно готовится проект федерального закона "Об информации персонального характера".
Кроме того, эти отрасли дополняются нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, а также отдельными нормами актов других отраслей законодательства.