Компетенции непрерывного обучения и самообразования
СИЛЛАБУС
По информатике - inf1105
для специальностей 5B130100 «Общая медицина»
модуль Информатика
Курс первый
Семестр I/II
Всего 3 кредита (135 часов)
Практические занятия 45 часов
СРСП 45 часов
Всего аудиторных 90 часов
СРС 45 часов
Форма контроля: экзамен
Алматы, 2015 г.
Рабочая программа составлена на основании образовательной программы доцентами Андаспаевой А.А., Ажибековой Ж.Ж. и ст. преп. Алтековой И.С.
Рабочая программа обсуждена на заседании модуля информатики от «______»_________2015г., протокол №__
Руководитель модуля информатики, доцент Ажибекова Ж.Ж.
1. Общие сведения:
1.1. Наименование вузаКазахский национальный медицинский университет
имени С.Д. Асфендиярова
1.2. МодульИнформатика
1.3. Дисциплина «Информатика», код дисциплины inf1105
1.4. Специальность: 5B130100- «Общая медицина»
1.5. Объем учебных часов (кредитов) -3 кредита (135 ч.)
1.6. Сведения о преподавателях:
№ | Ф.И.О. | степени | звание | должности | Научные интересы |
1. | Андаспаева Айгуль Абжапаровна | к.ф.-м.н. | доцент | доцент | Физика полупроводников и диэлектриков, методика преп.информатики, социализация личности будущих специалистов в условиях ВУЗа. |
2. | Ажибекова Жанар Жубандыкова | к.п.н. | доцент | доцент | Методика преп. информатики |
3. | Шадинова Кунсулу Сейдазовна | к.п.н. | доцент | Методика преп. информатики | |
4. | Алтекова Инжу Сержановна | ст.преп. | Методика преп. информатики | ||
5. | Жусипбекова Шолпан Ерлепесовна | ст. преп. | Методика преп. информатики | ||
6. | Рахимбаева Гульбаршын Сабитовна | ст.преп. | Методика преп. информатики | ||
7. | Бекенаева Кымбат Слямовна | ст.преп. | Методика преп. информатики | ||
8. | Джаханова Бактыкуль Нурсагатовна | ст.преп. | Методика преп. информатики | ||
9. | Баракова Алия Шаризатовна | преп. | Методика преп. информатики | ||
10. | Жакипова Шынар Абубакировна | преп. | Методика преп. информатики | ||
11. | Жыланбаева Балхия Калибаевна | преп. | Методика преп. информатики | ||
12. | Рыскан Айнур Рыскановна | преп. | Методика преп. информатики |
1.7.Контактная информация:
№ | Местонахождение кафедры | телефон | Электронный адрес |
Масанчи 38, учебный корпус №7, 4 этаж |
1.8. Политика дисциплины:
За 15 дней студент должен изучить предмет «Информатика» (3 кредита -135 часов). Практические занятия подлежат обязательному посещению всеми студентами. Занятие по совместной работе студента с преподавателем (СРСП) посещается по выбору студента. СРСП не оценивается. В случае пропусков практических занятий по уважительной причине, разрешается задания по пропущенным занятиям получить у преподавателя индивидуально, если у студента имеется направление на отработку с деканата.
Студент обязан являться на занятия без опозданий.
Поскольку вся учебная работа студентов в течение семестра основана на рейтингово-бальной системе, студент должен своевременно выполнять и сдавать работы строго по календарному графику.
В течений семестра контролируются следующие виды компетенции, согласно критерии оценок: 1) знания; 2) практические навыки; 3) коммуникативные навыки; 4) правовая компетенция; 5) самообразование (СРС). Сдача видов контроля осуществляется в той последовательности, как она логически выстроена и запланирована при изучении курса.
Студент по изучаемому предмету сдаёт 2 рубежных контроля: по блочному расписанию на 8 день сдает рубежный контроль №1, на 15 день – рубежный контроль №2; студенты не сдавшие рубежные контроли, к экзамену не допускаются.
За весь цикл студенты изучают шесть тем СРС, но только две из них защищаются перед студентами группы. Обязательная тема для всех студентов: «Создание презентаций в MS Power Point», которая защищается на 7 день и вторая тема по выбору студента, которая защищается на 14 день.
Студенты допускаются к занятиям только в белых халатах.
Согласно плана внедрения «Программы трехъязычия в КазНМУ» на модуле внесены следующие дополнения в проведении дисциплины и оценивании навыков:
1) Студент имеет право по желанию выполнить и защитить СРС на казахском или английском языке, за счет чего имеет возможность повысить свою оценку, согласно ПРИЛОЖЕНИЯ 1;
2) Ежедневно на практических занятиях разбирается одно тестовое задание по теме на трех языках;
3) На каждом нечетном занятии разбираются один вопрос темы на английском и другой на казахском языках. Контрольные вопросы озвучиваются на предыдущем занятии. Эти вопросы студенты коспектируют на английском и втором языках в качестве домашнего задания и обсуждают на практическом занятии. При оценивании навыков преподаватель учитывает грамотность конспекта и степень участия в обсуждении, согласно ПРИЛОЖЕНИЯ 1;
4) По желанию ответ на вопрос второго этапа рубежного контроля студент может дать на английском или казахском языке. В этом случае ответ студента будет поощрен дополнительными баллами;
5) Ежеденевно проводится проверка владения профессиональными терминами по данной теме на английском и казахском языках по глоссарию (10 терминов по каждой теме);
6) Для студентов, выполнивших научно-исследовательскую работу в кружке или индивидуально на английском или казахском языке имеются поощрения, согласно ПРИЛОЖЕНИЯ 1.
7) В базу экзаменационных тестовых заданий и контрольно-измерительных средст включены тестовые задания в следующем процентном соотношении:
1) на английском языке 5%;
2) на казахском языке 15%;
3) на русском языке 80%.
8) Студент имеет право по желанию выполнить одно практическое задание на выбор по одной из следующих тем на английском или казахском языке:
Ø Компьютерные сети, сетевые и телекоммуникационные технологии. Создание Web – страниц и их форматирование;
Ø Технологии разработки web-приложений;
Ø Введение в программирование.
2. Программа:
Введение
Развитие компьютерных технологий, их внедрение в медицину и здравоохранение требует от медицинских работников осуществления анализа заболеваемости, ведение медицинской документации, обработку медицинской и социальной информации с использованием стандартных процедур, включая современные компьютерные информационные технологии.
Цель дисциплины
Сформировать систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий в обучении, составляющие основу формирования компетентности студентов медицинских вузов по применению информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе и государственном управлений, а также ознакомление с методами информатизации здравоохранения.
Научить использованию электронных услуг, представляемым «Электронным правительством».
2.3. Задачи обучения:
- формирование способности использовать современные компьютерные программы в своей профессиональной деятельности;
- применение пакета программ «Медицинской статистики» в медико-биологических иссле-дованиях;
- формирование умений и навыков составлению алгоритмов и задач программирования фар-мации;
- формирование способности использовать локальные сети и Internet.
- ознакомление студентов с целями и задачами Программы формирования «Электронного правительства» в РК, анализом современного состояния информатизации в государственных органах и основным направлениям и механизма реализации программы;
2.4. Конечные результаты обучения:
Формирование когнитивного компонента (знания)
- математические и логические основы ЭВМ;
- принципы работы ЭВМ;
- преобразование, распространение информации в медицинских и биологических
системах;
- использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении.
- основы алгоритмизации и программирования;
- цели и задачи Программы формирования «Электронного правительства» в РК, основные
направления и механизм реализации программы;
- архитектуру и базовые компоненты инфраструктуры «Электронного правительства» РК.
Формирование операциональных навыков (практические навыки)
- пользоваться сетью Интернет для профессиональной деятельности;
- составлять и писать простейшие алгоритмы решения задач медицинского содержания;
- базовыми технологиями преобразования данных (текстовые, табличные редакторы, базы данных).
- техникой работы в сети Интернет.
Аксиологические компоненты (коммуникативные)
- Умение выступать и доказывать свою точку зрения.
- Работа в команде и владение лидерскими качествами.
Правовые компетенции
- Закон Республики Казахстан от 11.01.2007 N 217-III "Об информатизации".
- Основные статьи имеющие прямое отношение к информатизации.
- Виды электронных информационных ресурсов.
- Обязательные требования к средствам обработки, хранения и резервного копирования элек-тронных информационных ресурсов в государственных информационных системах.
- Регистрация электронных информационных ресурсов и информационных систем в
государственном регистре электронных информационных ресурсов и информационных
систем.
- Порядок взаимодействия государственных информационных систем в рамках
"ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА".
- Права физических и юридических лиц на доступ к электронным информационным ресурсам и порядок их предоставления.
Компетенции непрерывного обучения и самообразования
- Работа с литературой;
- Интернет ресурсами;
- учебными и научными материалами на электронных носителях;
- подготовка презентации и тематических рефератов;
- подготовка докладов и иллюстративного материала.
2.5. Пререквизиты:
Ø Информатика
Ø Математика
2.6. Постреквизиты:
Ø Биостатистика
Ø Политология
Ø Социология
2.7. Тематический план практических занятий:
№ п.п. | Тема занятия | Объем учебных часов |
Предмет, объекты и составные части информатики. | ||
Архитектура современной вычислительной техники. | ||
Основные концепции операционных систем. | ||
Обзор современного прикладного программного обеспечения. Текстовый процессор. | ||
Обзор современного прикладного программного обеспечения.Кодирование и классификация в системе здравоохранения | ||
Решение медицинских задач с помощью электронных таблиц | ||
Обзор современного прикладного программного обеспечения. Системы управления базами данных. | ||
База данных. Работа с индивидуальными медицинскими картами. | ||
Компьютерные сети, сетевые и телекоммуникационные технологии. Создание Web – страниц и их форматирование. | ||
Технологии разработки web-приложений. | ||
Работа с Web – страницами. | ||
Информационно - коммуникационные технологии. | ||
Единая информационная система здравоохранения Казахстана (ЕИСЗ). | ||
Введение в программирование | ||
Основы языков программирования | ||
Всего |
Тематический план СРСП:
№ п.п. | Тема занятия | Объем учебных часов |
Предмет, объекты и составные части информатики. | ||
Архитектура современной вычислительной техники. | ||
Основные концепции операционных систем. | ||
Обзор современного прикладного программного обеспечения. Текстовый процессор. | ||
Обзор современного прикладного программного обеспечения.Кодирование и классификация в системе здравоохранения | ||
Решение медицинских задач с помощью электронных таблиц | ||
Обзор современного прикладного программного обеспечения. Системы управления базами данных. | ||
База данных. Работа с индивидуальными медицинскими картами. | ||
№1 рубежный контроль | ||
Компьютерные сети, сетевые и телекоммуникационные технологии. Создание Web – страниц и их форматирование. | ||
Технологии разработки web-приложений. | ||
Работа с Web – страницами. | ||
Информационно-коммуникационные технологии. | ||
Единая информационная система здравоохранения Казахстана (ЕИСЗ). | ||
Введение в программирование. | ||
Основы языков программирования | ||
№1 рубежный контроль | ||
Всего |
Тематический план СРС:
№ п.п | Тема занятия | Объем учебных часов |
Создание презентаций в MS Power Point | ||
Основы электронного обучения «E-Learning». | ||
Этические и правовые принципы управления информацией в системе здравоохранения | ||
Медицинские информационные системы | ||
Введение в программирование. | ||
Основы медицинской статистики. | ||
Всего |
2.8. Методы обучения и преподавания:
Практические занятия: семинары, решение ситуационных задач, деловые игры, разбор и обсуждение случаев и т.д.
Самостоятельная работа студентов: работа с литературой, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий, подготовка и защита научных рефератов, эссе.
СРС: работа с литературой, решение ситуационных задач, создание глоссарии, решение тестовые задании, эссе, подготовить научные рефераты и защитить.
2.9. Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Алехина Г. В. Информатика. Базовый курс : учебное пособие / Под ред. Г. В. Алехиной. - 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2010. - 731 с.
2. Англо-русский словарь по информационным технологиям / С. Б. Орлов. – М.: РадиоСофт, 2011. - 640 с.
3. Богатов Ф. Г. Практикум по информатике: Word - Excel - Access: Учебное пособие / Ф.Г. Богатов - М.: Щит-М, 2010. - 264 с.
4. Богатов Ф.Г. Практикум по информатике: Word - Excel - Access: Учебное пособие - 2-е изд., перераб. / Ф.Г. Богатов - М.: Щит-М, 2010. - 264 с.
5. Васильков А. В. Информационные системы и их безопасность / А. В. Васильков, А. А. Васильков, И. А. Васильков - М.: Форум, 2010. - 525 с.
6. Гуда А. Н. Информатика. Общий курс : учебник / А. Н. Гуда, М. А. Бутакова, Н. М. Нечитайло, А. В. Чернов ; под общ. ред. В. И. Колесникова. - 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2011. - 399 с.
7. Гуда А.Н., Колесников В.И. Информатика и программирование: компьютерный практикум - М.: Дашков и К, 2013. - 240 с.
Дополнительная:
1. Кобринский Б.А., Зарубина Т.В. Медицинская информатика. Учебник. Изд.центр Академия 2010 г.
2. Симонович С.В. Информатика базовый курс. Учебник для вузов. 2-ое изд-ва «Питер» 2011 г.
3. Макаровой Н.В. Под ред. проф. Информатика учебник. Финансы и статистика. 2011 г.
4. Герасевич В.A. Компьютер для врача: Самоучитель -2 -е изд перераб и доп. / В.A. Герасевич.- СПб: БхВ-Петербург, 2008.- 512с.- (ил).
5. Фаронов, В.В. TurboPascal 7.0. Практика программирования: Учеб.пос. / В.В. Фаронов.- М: Кнорус, 2008.- 416с.
6. Мухина С.А. Современные инновационные технологии обучения. М., ИГ «Гэтар-медиа», 2008-360 с.
2.10. Методы оценки знаний и навыков обучающихся:
Текущий контроль:
Практические занятие
- устные опрос
- задание в виде тестов
- ситуационные задачи.
СРСП:
- работа по данной теме, анализировать
- проведение текущего контроля.
СРС:
- реферат, доклад, эссе
- работа с схемой таблиц
- глосарий
- презентаций мультимедином формате.
Итоговый контроль:
Экзамен (тестирование и проверка практических навыков) с учетом результатов текущего и рубежного контроля.
Время консультаций: Проводятся по графику модуля.
Время рубежного контроля: 8, 15 дней.
Время итогового контроля: в конце семестра по расписанию ОПиКУП.
Критерии и правила оценки знаний:
Текущий контроль t – оценка уровня сформированности компетенций
t= (Z+N+K+P+S)/n
где n – количество заданий по всем компетенциям
Z: z1+z2+…+zn; - Оценки за знания
N: n1+n2+…+nn; - Оценки за навыки
K: k1+k2+…+kn; - Оценки за коммуникативные компетенций
P: p1+p2+…+pn, - Оценки за правовые компетенций
S: s1+ s2+…+sn. - Оценки за СРС
Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет не менее 60 баллов, определяется по формуле
R= (t+r1+r2)/3 × 0,6
где t – текущий контроль
r1 - первый рубежный контроль,
r2 – второй рубежный контроль
Итоговый контроль
Итоговый контроль: интегрированный экзамен, состоит их двух этапов :
1) тестирование,
2) устный (проверка практических навыков )
Итоговая оценка складывается из рейтинга допуска и оценки итогового контроля:
где Е1 - баллы за I этап экзамена,
Е2 - баллы за II этап экзамена.
I = R + E
E=E1*0,25+E2*0,15
где
I – итоговая оценка
R– оценка рейтинга допуска
E – оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине)
Итоговый рейтинг состоит из 60% рейтинга допуска и 40% оценки итогового контроля.