Основным источником всевозможных недоразумений, связанных с невозможностью настройки системы. звуковоспроизведения, является ее недостаточная мощность.
• Необходимо уменьшить уровни звучания всех инструментов, сбалансировав их с уровнем вокала, который должен быть оставлен максимально высоким. Это звучит тривиально, но предел есть предел.
Можно попробовать перераспределить насыщенность звучаний вокала и инструментов, изменив ее в пользу вокала. Возможно, что вокал тонет из-за чрезмерно высокого уровня звучания ударной установки, звук которой слишком сухой. Возможно, что чрезмерная насыщенность звука ведущей гитары заставляет увеличить насыщенность и уровни звучания всех остальных инструментов и резко увеличить уровень вокала сверх необходимой нормы.
Может быть, что в звучании всех инструментов слишком много низких частот. Уровень низких частот в канале вокала обычно невысок и это может стать причиной завышения его громкости при попытке уравновесить мощное низкочастотное звучание баланса инструментов.
Возможно, что стоит попытаться выровнять звучание вокала, сделав его звучание максимально сильным и насыщенным, а может быть и наоборот, уменьшить в его звучании уровень низких и средних частот и слегка приподнять высокие и средние высокие. Обычно конкретное решение такой проблемы может быть найдено только в определенной ситуации. Если никакие простые меры не способствуют разрешению ситуации с недостатком уровня вокала, можно попробовать применить более фундаментальные методы борьбы.
• В каналах голосов и инструментов, являющихся косвенными источниками завышения уровня вокала, необходимо применить жесткую компрессию. Например, можно поднять степень сжатия от 4:1 до 10:1. В результате этого вклад пиковых значений сигналов в общий баланс уменьшится, за счет чего уровень сигнала на входе системы звуковоспроизведения можно несколько увеличить. Порог ограничения компрессоров для осуществления такой операции подбирается по уровню звучания всех инструментов в отсутствии вокала так, чтобы при любой попытке дальнейшего повышения громкости звучания инструментов, возникающей при появлении вокала, начиналось сжатие их сигналов. Тогда вокал будет более или менее свободно звучать в области высоких уровней сигналов системы. Если смысл этой операции покажется сложным, его можно объяснить по-другому. Можно сформулировать задачу о недостатке вокала следующим образом. Примем весь возможный сигнал, который может быть подан на вход системы звуковоспроизведения за 100%. Вопрос: как следует разместить в этом сигнале вокал, если сумма всех остальных инструментов составляет 100%. Решение этой задачи состоит в том, чтобы сигналы всех инструментов вместе с вокалом или без него всегда составляли 100%. То есть баланс общего сигнала должен зависеть от амплитуды вокала, что и осуществляется компрессорами инструментов. Однако действию компрессоров присущи определенные недостатки. В данном случае система звуковоспроизведения будет недостаточно эффективно использоваться при отсутствии вокала, а высокая степень компрессии, начинающейся с порога, одинакового для всех инструментов, будет отрицательно сказываться на звучании инструментов при появлении вокала.
Более эффективное решение этой задачи можно получить с помощью управляемых компрессоров, поставив степень ограничения сигналов инструментов в прямую зависимость от сигнала вокала. Такое управление балансом напоминает частичный кроссфейд и воспринимается на слух весьма естественно. С примером подобной операции можно столкнуться в музыкальных передачах на радио или телевидении, когда слова диктора звучат одновременно с музыкой. Если обратить внимание на изменение динамики, происходящее в момент начала или окончания дикторского текста, можно заметить, что музыка, проходящая фоном, в момент произнесения текста звучит несколько тише, чем в паузах. Аналогичный прием применяется и в музыкальной звукозаписи, однако он обычно бывает выполнен настолько аккуратно и ненавязчиво, что его действие практически невозможно обнаружить, если не иметь четкого представления о том, как этот прием выполняется.
• Ощущение громкости вокала можно усилить, если подмешать к его звучанию задержанный на короткий, от 15 до 40 миллисекунд, промежуток времени сигнал этого же вокала. Задержанный сигнал должен иметь такую же амплитуду, как и сигнал вокала, поэтому, чтобы снизить заметность задержанного сигнала, необходимо подавить в нем высокие и, возможно, частично низкие частоты, выделив только частотные составляющие спектра вокала, находящиеся в области 3.5 КГц. Полученный таким образом эффект напоминает эффект удвоения звука. Он не вызывает реального увеличения уровня вокала, а производит только увеличение его плотности и насыщенности. Натуральный эффект удвоения звука может быть и стереофоническим. Если незадержанный сигнал подать на один из каналов стереофонической системы звуковоспроизведения, а задержанный - на другой, то при этом также произойдет увеличение насыщенности звучания, однако это звучание окажется распределенным по стереопанораме.
• Для увеличения плотности вокала можно применять эффекты хорус и фленджер. Для маскировки действия этих эффектов необходимо точно подбирать их параметры, например, частота и глубина модуляции должны быть низкими, а содержание высоких частот в их сигналах должно быть несколько увеличено. При работе с дешевыми конструкциями таких эффектов нужно принимать специальные меры борьбы со свойственным им шумом.
• Одной из эффективнейших мер, позволяющих выделить звучание вокала на фоне общего баланса, является применение эксайтеров. Однако работа с ними требует аккуратности, количество эффекта должно быть строго ограничено.