Построение линейной регрессионной модели на основе ПФЭ.

Область возможного изменения факторов объекта исследования представляется соответственно Построение линейной регрессионной модели на основе ПФЭ. - student2.ru и Построение линейной регрессионной модели на основе ПФЭ. - student2.ru ед.вр.-1. В качестве центра плана эксперимента выберем точку М0 в факторном пространстве с координатами λ=5ед.вр.-1, μ=6ед.вр.-1, интервалы варьирования факторов соответственно равны λ=1,4 ед.вр.-1, μ=1,5ед.вр.-1

Для стандартизации масштабов факторов вычислим значения нижнего и верхнего уровня согласно выражению (2.2) в [5] и сведем результаты в таблицу 1.

Условия проведения ПФЭ в точке М0

Таблица 1.

Характеристика плана Стандартный масштаб xi Натуральный масштаб
x1= λ, ед.вр.-1 x2= μ, ед.вр.-1
Нулевой уровень
Верхний уровень +1 6,4 7,5
Нижний уровень -1 3,6 4,5

Составим матрицу эксперимента с учетом рандомизации опытов. В таблице 2 представлены результаты параллельных опытов и вычислены среднее значение отклика и дисперсия для каждой точки факторного пространства соответственно соотношениям (2.3) и (2.4) в [5].

Результаты эксперимента.

Таблица 2.

x0 x1 x2 y1 y2 y3 y4 y5 ycp s2yi
-1 -1 209,79 186,17 188,54 188,05 194,36 193,38 93,56
-1 120,78 119,29 123,12 124,35 124,29 122,37 5,04
-1 100,21 123,07 121,39 118,99 116,45 116,02 84,39
31,58 27,29 22,37 34,64 33,90 29,96 26,17

Проведем анализ воспроизводимости опыта на основе критерия Кохрена в соответствии с (2.5) в [5]: Gрасч=0,447, табличное значение критерия определяем при уровне значимости α=0,05 и степенях свободы γ1=m-1=4, γ2=N=4, получаем Gтабл(α;γ12)=0,639. Так как Gрасч< Gтабл, опыт является воспроизводимым, и его результаты можно использовать для оценки коэффициентов регрессионного уравнения.

В соответствии с расчетным соотношением (2.6) в [5] можно определить коэффициенты регрессионной модели. Для анализа значимости коэффициентов необходимо вычислить погрешности определения коэффициентов модели и расчетное значение t – критерия Стьюдента на основании соотношений (2.7)-(2.9) в [5]. Результаты расчетов приведены в таблице 3.

Результаты анализа значимости коэффициентов.

Таблица 3.

  b0 b1 b2
коэффициенты регрессионной модели 115,43 -39,27 -42,44
tрасч 71,390 24,287 26,248
вывод зн зн зн

Для принятия решения о значимости коэффициентов уравнения регрессии расчетное значение критерия Стьюдента tрасч сравнивается с табличным значением. Табличное значений критерия Стьюдента tтабл выбирается при уровне значимости α=0,05 и степени свободы γ=N(m-1)=16, tтабл=2,12. Неравенство tрасч >tтабл выполняется для всех коэффициентов регрессионной модели, поэтому они все считаются значимыми и включаются в модель.

Проверка адекватности построенной модели выполняется в соответствии с критерием Фишера (2.11) в [5]. Согласно выражению (2.9) в [5] дисперсия воспроизводимости равна s2воспр=52,29, остаточная дисперсия в соответствии с (2.10) в [5] составляет s2ост= 56,63, Расчетное значение критерия Фишера (2.11) в [5] равно Fрасч=1,09. Табличное значений критерия Фишера Fтабл выбирается при уровне значимости α=0,05 и степенях свободы Построение линейной регрессионной модели на основе ПФЭ. - student2.ru и Построение линейной регрессионной модели на основе ПФЭ. - student2.ru , Fтабл=4,49. Неравенство Fрасч< Fтабл выполняется, поэтому построенная регрессионная модель считается адекватной экспериментальным данным.

Перейдем от кодированных значений факторов к натуральному исчислению в соответствии с выражением (2.2) в [5] и условиями проведения эксперимента в таблице 1:

Построение линейной регрессионной модели на основе ПФЭ. - student2.ru . (3)

Таким образом, выражение (3) представляет характер изменения среднего числа обработанных заявок в вычислительной системе в течение времени T в области изменения параметров системы 3,6≤λ≤6,4 ед.вр.-1, 4,5≤μ≤7,5 ед.вр.-1.

Для определения направления возрастания функции отклика вычислим градиент:

Построение линейной регрессионной модели на основе ПФЭ. - student2.ru . (4)

Выражение (4) определяет направление поиска оптимума функции отклика из текущего центра плана с координатами М0= (5,6).

На этом выполнение первого этапа задания на научно-исследовательскую практику (осенний семестр) завершается.

Наши рекомендации