Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Конструктор для изучения логических схем.
2. Комплект оборудования для цифровой измерительной естественнонаучной лаборатории на базе стационарного и/или переносного компьютеров. Включает набор из нескольких (но не менее 7) цифровых датчиков (расстояния, температуры, освещенности, влажности, давления, тока, напряжения, магнитной индукции и пр.), обеспечивающих возможность измерений методически обусловленных комплексов физических параметров с необходимой точностью, устройство для регистрации, сбора и хранения данных, карманный и стационарный компьютер, программное обеспечение для графического представления результатов измерений, их математической обработки и анализа, сбора и учета.
3. Комплект оборудования для лаборатории конструирования и робототехники. В комплекте — набор конструктивных элементов для создания программно управляемых моделей, программируемый микропроцессорный блок, набор датчиков (освещенности, температуры, угла поворота и др.), регистрирующих информацию об окружающей среде и обеспечивающих обратную связь, программное обеспечение для управления созданными моделями (необходим компьютер).
Модели
1. Модели могут быть представлены в цифровом формате для демонстрации на компьютере.
2. Устройство персонального компьютера.
3. Преобразование информации в компьютере.
4. Модели основных устройств ИКТ.
10. Образовательные технологии:
№ п/п | Образовательные инновационные технологии | Название | Тема семинарского занятия |
1. | Использование мультимедиа: электронные учебники | темы 1-5 | |
Информационно-коммуникационные технологии: Web-практикумы | 1. web-практикум для изучения текстового процессора MS Word 2007 http://vinnik.pips.ru 2. web-практикум для изучения систем счисления и кодирования чисел http://comp-science.narod.ru/didakt_i.html 3. web-практикум для изучения офисных программ http://comp-science.narod.ru/didakt_i.html | темы 1-5 | |
Информационно-коммуникационные технологии: электронная рабочая тетрадь | Электронная рабочая тетрадь Excel | темы 4 | |
Информационно-коммуникационные технологии: обучающие ресурсы Интернета | 1. www.intuit.ru 2. Видео-уроки по информатике. Лабораторные и контрольные работы. http://www.videouroki.net 3. Информатика. Теория и практика. Интернет-учебник. http://book.kbsu.ru 4. Информатика для Вас. Электронный учебник. http://pmi.ulstu.ru/new_project/index.htm | темы 1-5 | |
5. | Деловая игра - метод имитации (подражания) принятия решения студентами в искусственно созданной ситуации с помощью консультации преподавателя | Я покупаю компьютер | тема 4 |
6. | Деловая игра - метод имитации (подражания) принятия решения студентами в искусственно созданной ситуации с помощью консультации преподавателя. В режиме on-line занятия | Создаем «Деловое письмо», применяя все программы пакета MS Office | тема 4 |
11. Оценочные средства
11.1.Оценочные средства для входного контроля
Тест с закрытыми вопросами на основе школьного курса информатики
11.2.Оценочные средства текущего контроля
1. Текущий контроль – решение задач и выполнение заданий компьютерного практикума. Преподаватель оценивает качество выполнения студентами заданий, умение сформулировать задачу в терминах предметной области и информатики, описать примененные программные средства и методы, обосновать полученное решение.
2. Тесты текущего контроля или контрольные вопросы по каждой теме.
Контрольная работа №1
Вариант 1
1. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение, содержащее 2048 символов, если его объем составляет 1,5 Кбайта?
2. Как изменить слово в пользовательском словаре MS Word (Custom.dic)? Как очистить словарь пропущенных слов?
3. Преобразуйте десятичные числа, записанные в естественной форме, в форму с плавающей запятой и нормализованной мантиссой
а) 74,398
б) 753,17
в) -43,9
4. Упростите логическое выражение и составьте для него таблицу истинности:
5. Закодируйте с помощью кодировочной таблицы ASCII и представьте в шестнадцатеричной системе счисления следующие тексты:
a) Password;
б) Windows;
в) Norton Commander.
Вариант 2
1. Предположим, что мы передаём данные по телефонной линии со скоростью 14400 бит/сек. Какой объем займут эти данные на жёстком диске, если информация передавалась 139 секунд?
2. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же дробное число должно быть записано в различных системах счисления.
Двоичная | Восьмеричная | Десятичная | Шестнадцатеричная |
110,101 | |||
45,6 | |||
23,125 | |||
1F,4 |
3. В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 65536 до 16. Во сколько раз уменьшится объем занимаемой им памяти?
4. Для чего используются кэш процессора? Что такое дисковый кэш?
5. Упростите логическое выражение и составьте таблицу истинности:
.
Вариант 3
1. Упростите логическое выражение и составьте таблицу истинности:
.
2. Два текста содержат одинаковое количество символов- Первый текст составлен в алфавите мощностью 32 символа, второй — мощностью 64 символа. Во сколько раз отличается количество информации в этих текстах?
3. Переведите приведенные ниже числа в шестнадцатеричную систему счисления: 157,7310; 214, 28; 10011110,0012.
4. Закодируйте с помощью кодировочной таблицы ASCII и представьте в шестнадцатеричной системе счисления следующие тексты:
a) Comfort;
б) Paradox;
в) x + b*2y.
5. Какие три типа шин компьютера и, соответственно, три типа данных используются в компьютере? Можно ли считать, что данные и информация – это одно и то же?
Вариант 4
1. Упростите логическое выражение и составьте таблицу истинности:
.
2. Описать процесс форматирования дискет в Windows. Когда используется форматирование "Быстрое", а когда "Полное", в чем отличие?
3. Заполнить пропуски в приведенных ниже примерах числами:
а) 5 Кбайт = ________байт = __________бит;
б) _____ Кбайт =________байт = 12288 бит;
в) _____ Кбайт = _______ байт = 213 бит;
г) _____ Гбайт = 1536 Мбайт = __________ Кбайт;
д) 512 Кбайт = 2 --- байт = 2 ---- бит.
4. Представьте десятичное число «-132» в прямом, обратном и дополнительном машинных кодах. Для чего нужны эти преобразования?
5. Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны числа 147, 522, 111? Определите десятичный эквивалент данных чисел в найденной системе счисления.
Вариант 5
1. Предположим, что машинистка может непрерывно день за днем печатать текст со скоростью 60 слов в минуту. Сколько времени требуется ей, чтобы заполнить компакт диск емкостью 640 Мбайт? Будем считать, что каждое слово из 5 букв, а для сохранения каждой буквы требуется 1 байт.
2. Для чего используется статическая память? В чём её достоинства?
3. Какое из чисел 1100112, 1114, 358 и 1В16 является:
а) наибольшим;
б) наименьшим?
4. Упростите логическое выражение и составьте таблицу истинности:
.
5. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же дробное число должно быть записано в различных системах счисления.
Двоичная | Восьмеричная | Десятичная | Шестнадцатеричная |
10110,11 | |||
61,4 | |||
37,125 | |||
АВ,2 |
Проверяемые компетенции – (ОК-10, ОК-11, ОК-12).
11.3.Оценочные средства для самоконтроля обучающихся (при необходимости).
11.4.Оценочные средства для промежуточной аттестации
Контрольные вопросы для зачета 1 семестр:
1. Информатика как научная дисциплина. Цели и задачи информатики.
2. Понятие информации. О соотношении понятий данные, информация и знания.
3. Информация: основные определения и свойства информации. Основные процессы преобразования информации. Единицы измерения информации.
4. Понятие информационной системы и информационной технологии.
5. Особенности экономической информации. Информационные системы в управлении.
6. История развития ЭВМ. Классификация ЭВМ по принципу действия, по элементной базе, по размерам и вычислительной мощности.
7. Структура, принципы работы и основные возможности ЭВМ.
8. Представление информации в ЭВМ. Системы счисления. Кодирование целых чисел. Кодирование вещественных чисел. Кодирование символьных данных.
9. Представление информации в ЭВМ. Представление графической информации. Растровая и векторная графика. Представление мультимедийной информации в ЭВМ.
10. Представление данных во внешней памяти компьютера. Понятие файла и файловой системы. Организация файловой системы. Операции, осуществляемые над файлами.
11. Традиционная архитектура вычислительных систем. Принципы фон-Неймана.
12. Компьютер как устройство хранения и обработки информации. Операции, осуществляемые в ЭВМ над данными.
13. Архитектура ЭВМ. Основные устройства ЭВМ (аппаратный состав).
14. Устройство оперативной памяти, ее свойства, единицы измерения и адресация.
15. О соотношении понятий аппаратное и программное обеспечение ЭВМ.
16. Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма и система команд исполнителя. Свойства алгоритма.
17. Алгоритм. Основные типы алгоритмов.
18. Способы описания алгоритмов. Алгоритмические языки.
19. Позиционные системы счисления. Алгоритмы перевода данных из P-ичной системы счисления в 10-тичную и обратно на примере двоичной системы счисления.
20. Понятие программы на языке высокого уровня. Типы данных. Основные операторы языков программирования высокого уровня.
21. Основы логики. Элементарные логические операции. Логические (булевы выражения).
22. Этапы решения задач на компьютере.
23. Программное обеспечение ЭВМ. Общесистемное и прикладное программное обеспечение.
24. Понятие операционной системы. Структура и основные функции ОС (управление файлами, задачами, устройствами).
25. Операционные системы семейства Windows. История развития и краткая характеристика основных возможностей.
26. Состав и назначение семейства программ MS Office.
27. Программы-архиваторы: основные функции и назначение.
28. Определение, назначение и классификация компьютерных сетей. Локальные и глобальные компьютерные сети.
29. Технология «клиент-сервер». Основные понятия.
30. Способы передачи информации в компьютерных сетях. Коммутация и маршрутизация в сетях.
31. Организация взаимодействия в сетях. Понятие протокола. Эталонная модель взаимодействия открытых систем. Краткая характеристика наиболее распространенных семейств протоколов.
32.Топология компьютерных сетей и методы доступа.
Разработчики:
___________________ ___доцент______ _В.В. Ильин___
(подпись) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _______________
(подпись) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
__________________ _________________ ______________________
(подпись) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
__________________ _________________ ______________________
(подпись) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)