Автоматический вывод типов в шаблонах
Рассмотрим еще один пример шаблона - функцию сложения двух операндов:
template< typenameT >
T add( T a, T b )
{
returna + b;
}
Отличие этого примера от abs в том, что предполагается передача двух аргументов одного и того же типа T. Если не указывать аргумент шаблона в явном виде, не действуют никакие правила преобразования типов, как для обычных функций. Компилятор позволяет в таком случае только однозначное соответствие во избежание недоразумений. Первые два примера компилируются, так как оба операнда имеют одинаковый однозначный тип, а последний - не компилируется, поскольку тип T из такого контекста неоднозначен:
intmain ()
{
intx = add( 2, 3 ); // ОК: add< int>
doubley = add( 2.5, 3.5 ); // ОК: add< double>
doublez = add( 2, 2.5 ); // Ошибка
}
error C2782: 'T add(T,T)' : template parameter 'T' is ambiguous
see declaration of 'add'
could be 'double'
or 'int'
Проблему можно решить явным указанием типа либо преобразованием фактического аргумента:
doublez1 = add< int>( 2, 2.5 ); // ОК: add< int>, округление 2-го операнда
doublez2 = add< double>( 2, 2.5 ); // ОК: add< double>
doublez3 = add( ( double) 2, 2.5 ); // ОК: add< double>
doublez4 = add( 2, ( int) 2.5 ); // ОК: add< int>
Чтобы разрешить работу с несколькими типами сразу, шаблоны могут содержать несколько аргументов. Например:
template< typenameRT, typename T1, typenameT2 >
RT add ( T1 a, T2 b )
{
returna + b;
}
Для явного указания аргументов такого шаблона при вызове следует перечислить фактические типы в угловых скобках через запятую:
shortx = 20000;
intresult = add< int, char, short>( ‘a’, x );
Автоматический вывод типов может быть легко получен для передаваемых аргументов:
shortx = 20000;
intresult = add< int>( ‘a’, x );
До С++’11 в подобных задачах тип результата приходилось указывать в явном виде в любом случае. Еще одну хитрость можно произвести на основе новейшей конструкции языка - операторе decltype. Такой оператор можно применить к любому выражению и использовать в контекстах, в которых обычно ожидается тип данных. Например:
decltype(2.5) x;
создаст переменную x с типом double. В обычном коде применение такого оператора значительно снижает читабельность и является ничем не оправданным. Однако в коде шаблонов такой оператор может найти свое разумное применение, если в качестве выражений подавать конструкции, тип которых не известен без фактического инстанцирования. В решаемой задаче сложения при помощи оператора decltype можно записать тип для выражения суммы двух аргументов:
template< typenameT1, typenameT2 >
decltype( T1() + T2() ) add ( T1 a, T2 b )
{
returna + b;
}
Разберем данное выражение подробнее:
decltype( T1() + T2() )
Во время компиляции (не во время выполнения!) создаются значения по умолчанию для типа T1 и типа T2. Для числовых типов это приведет к созданию нулевых значений, но соответствующих типов. Далее формируется выражение сложения. Его значение никого не интересует, зато компилятор может при помощи оператора decltype автоматически вывести его тип, в соответствии с правилами языка. В итоге, функция add получает правильный возвращаемый тип без явного указания. Наконец, правильно и без лишнего синтаксического мусора будет работать такой клиентский код:
shortx = 20000;
intresult = add( ‘a’, x );
Использование оператора decltype в качестве возвращаемого типа функций визуально нравится далеко не всем, поскольку трудно воспринять границу между возвращаемым типом и названием функции. В связи с этим, в новейшем стандарте С++14 была предложена альтернативная запись, подчеркивающая автоматический вывод возвращаемого типа, в которой выражение на основе decltype указывается не в начале объявления, а в конце после аргументов:
template< typenameT1, typenameT2 >
autoadd ( T1 a, T2 b ) -> decltype( T1() + T2() )
{
returna + b;
}
Какую форму записи выбрать - дело вкуса программиста. Поведение обеих форм эквивалентно.
Шаблоны классов
Аналогично функциям, классы также можно параметризовать относительно одного или нескольких типов-аргументов. При помощи шаблонов классов удобно реализуются универсальные структуры данных. Как и в шаблоне функции, объявлению класса должна предшествовать часть template< typenameT> со списком аргументов. Аргументов также может быть несколько.
При инстанцировании шаблона класса компилятор, также как и с функциями, создает копию его определения с подставленными фактическими типами. Также инстанцируются тела только тех методов, которые реально вызываются в коде. Интересной особенностью схемы компиляции является тот факт, что если метод конкретного экземпляра шаблона класса не вызывается ни кем в коде, то компилятор даже не пытается инстанцировать такой метод. Отсюда вытекает негласное правило, что при разработке шаблонов очень важно инстанцировать весь написанный код в целях простейшего тестирования, поскольку без реального вызова функции - ее тело не будет никем проверяться и может содержать невыявленные ошибки!
#include<iostream>
template< typenameT>
classTest
{
public:
voidf ( T x )
{
// Вообще-то, не факт, что переменную типа T можно разыменовать!
* x = 5;
}
voidg ()
{
std::cout << "Saying hello!" << std::endl;
}
};
intmain ()
{
// Создаем экземпляр шаблона класса с типом int.
// Разыменовывать тип int, как требует функция f, нельзя,
// но все прекрасно работает, потому что мы не вызываем функцию f!
Test< int> t;
t.g();
}
Каждый инстанцированный вариант шаблона класса - это отдельный класс. Несмотря на порождение от одного и того же источника, типы Test<int> и Test<short> - это разные классы, их нельзя приравнивать друг другу.
Также из этого вытекает, что у каждого из экземпляров будут свои наборы статических членов. Предположим, в шаблоне класса имеется статический член, подсчитывающий количество объектов. Статические переменные-члены класса Test<int> не имеют ничего общего со статическими членами класса Test<short>, и потому счетчики нужно инициализировать в глобальной области отдельно, и манипулировать ими отдельно в дальнейшем:
#include<iostream>
template< typenameT >
classTest
{
public:
static intms_objectCounter;
public:
Test () { ++ ms_objectCounter; }
Test ( constTest< T > & _t ) { ++ ms_objectCounter; }
};
intTest< int>::ms_objectCounter;
intTest< short>::ms_objectCounter;
intmain ()
{
Test< int> ti1;
Test< int> ti2 = ti1;
std::cout << Test< int>::ms_objectCounter << std::endl;
std::cout << Test< short>::ms_objectCounter << std::endl;
}
Аргументы шаблонов классов могут иметь типы по умолчанию, если какой-либо из типов используется чаще других:
template< typenameT = int>
classTest
{
// ...
};
До появления стандарта С++’11 иметь значения по умолчанию разрешалось только аргументам шаблонов классов, но не функций. В новой редакции это ограничение для функций было снято.
Ниже приведен полный пример полезного класса-шаблона для обобщенного АТД “стек” фиксированного размера. Отметим несколько основных правил написания шаблонов классов:
1. При определении шаблона класса может возникнуть путаница с использованием его имени внутри определения. Когда контекст требует использовать имя класса, например, чтобы задать конструктор, оно указывается как обычно:
// Конструктор
Stack ( int_size = 10 );
Когда же речь идет о классе как о типе, рекомендуется явно указывать его в обобщенном виде с указанием аргумента шаблона:
// Оператор копирующего присвоения
Stack< T > & operator= ( constStack< T >& _s );
2. Как и для обычного класса, реализация методов шаблона класса может находиться как внутри объявления класса, так и за его пределами. Если размещать реализацию методов отдельно от определения класса, то нужно использовать следующий синтаксис:
template< typenameT >
Stack< T >::Stack ( int_size )
: m_size( _size )
{
m_pData = newT[ m_size ];
m_pTop = m_pData;
}
3. Чаще всего тела методов шаблонов классов размещают непосредственно в заголовочном файле после объявления класса. Это работает корректно, даже если функции не объявляются как встраиваемые (inline). CPP-файла для шаблона-класса чаще всего не создают вообще. Именно так выглядит практически весь код стандартной библиотеки шаблонов. Такой стиль реализации, не свойственный обычным классам C++, обуславливается особенностями компоновки шаблонов. Пока примем это как утверждение без объяснения, а детально разъясним позже.
4. Пока не известен конкретный тип аргумента шаблона, ничего нельзя утверждать о размере этого объекта. Возникает вопрос способа передачи обобщенных значений в методы стека - по значению или по ссылке? Во избежание избыточных копирований для больших объектов обычно в обобщенном коде передают ссылки, надеясь что производительность передачи ссылки для маленьких объектов (например, char) не слишком уступит передаче по значению:
voidpush ( constT& _value );
stack.hpp
#ifndef _STACK_HPP_
#define _STACK_HPP_
#include <stdexcept>
#include <initializer_list>
//*****************************************************************************
template< typenameT >
classStack
{
/*-----------------------------------------------------------------*/
public:
/*-----------------------------------------------------------------*/
// Конструктор
Stack ( int_size = 10 );
// Конструктор по списку инициализаторов
Stack ( std::initializer_list< T > _l );
// Конструктор копий
Stack ( constStack< T > & _s );
// Конструктор перемещения
Stack ( Stack< T > && _s );
// Деструктор
~Stack ();
// Оператор копирующего присвоения
Stack< T > & operator= ( constStack< T >& _s );
// Оператор перемещающего присвоения
Stack< T > & operator= ( Stack< T > && _s );
// Метод добавления значения в стек
voidpush ( constT& _value );
// Метод удаления значения с вершины стека
voidpop ();
// Метод доступа к значению на вершине стека
T & top () const;
// Метод определения пустоты стека
boolisEmpty () const;
// Метод определения заполненности стека
boolisFull () const;
/*-----------------------------------------------------------------*/
private:
/*-----------------------------------------------------------------*/
// Размер стека
intm_size;
// Указатель на начало блока данных
T* m_pData;
// Указатель на вершину стека
T* m_pTop;
/*-----------------------------------------------------------------*/
};
//*****************************************************************************
// Реализация конструктора
template< typenameT >
Stack< T >::Stack ( int_size )
: m_size( _size )
{
// Проверка корректности размера стека
if( m_size <= 0 )
throwstd::logic_error( "Non-positive size" );
// Выделяем массив для хранения данных стека
m_pData = newT[ m_size ];
// Устанавливаем вершину в позицию начала блока данных
m_pTop = m_pData;
}
//*****************************************************************************
// Реализация конструктора по списку инициализаторов
template< typenameT >
Stack< T >::Stack ( std::initializer_list< T > _l )
: Stack( _l.size() )
{
// Поэлементное копирование содержимого списка инициализаторов
for ( constT & x : _l )
push( x );
}
//*****************************************************************************
// Реализация конструктора копий
template< typenameT >
Stack< T >::Stack ( constStack< T >& _s )
: m_size( _s.m_size )
{
// Выделяем массив для хранения данных стека
m_pData = newT[ m_size ] ;
m_pTop = m_pData;
// Поочередно вставлем элементы
intnActual = _s.m_pTop - _s.m_pData;
for( inti = 0; i < nActual; i++ )
push( _s.m_pData[ i ] );
}
//*****************************************************************************
// Реализация конструктора перемещения
template< typenameT >
Stack< T >::Stack ( Stack< T > && _s )
: m_size( _s.m_size ),
m_pData( _s.m_pData ),
m_pTop( _s.m_pTop )
{
// Отбираем ресурсы у “умирающего” другого стека
_s.m_pData = _s.m_pTop = nullptr;
}
//*****************************************************************************
// Реализация деструктора
template< typenameT >
Stack< T >::~Stack ()
{
delete[] m_pData;
}
//*****************************************************************************
// Реализация оператора копирующего присвоения
template< typenameT >
Stack< T >& Stack< T >::operator = ( constStack< T >& _s )
{
// Защита от присвоения на самого себя
if( this== & _s )
return* this;
// Освобождаем старый блок и выделяем новый
delete[] m_pData;
m_size = _s.m_size;
m_pData = newT[ m_size ];
// Копируем полезные данные из другого стека
intnActual = _s.m_pTop - _s.m_pData;
for( inti = 0; i < nActual; i++ )
m_pData[ i ] = _s.m_pData[ i ];
// Выставляем вершину стека в аналогичную другому стеку позицию
m_pTop = m_pData + nActual;
// Возвращаем ссылку на себя
return* this;
}
//*****************************************************************************
// Реализация оператора перемещающего присвоения
template< typenameT >
Stack< T >& Stack< T >::operator = ( Stack< T > && _s )
{
// Защита от присвоения на самого себя
if( this== & _s )
return* this;
// Освобождаем старый блок данных
delete[] m_pData;
// Присваиваем себе ресурсы другого “умирающего” стека
m_size = _s.m_size;
m_pData = _s.m_pData;
m_pTop = _s.m_pTop;
// Отцепляем ресурсы от другого стека
_s.m_pData = _s.m_pTop = nullptr;
// Возвращаем ссылку на себя
return* this;
}
//*****************************************************************************
// Реализация метода добавления значения в стек
template< typenameT>
voidStack< T >::push ( constT& _value )
{
// Стек не должен быть заполнен на 100% в данный момент
if( isFull() )
throwstd::logic_error( "Stack overflow error" );
// Размещаем новое значение в стеке и увеличиваем указатель-вершину
* m_pTop++ = _value;
}
//*****************************************************************************
// Реализация метода удаления значения с вершины стека
template< typenameT >
voidStack< T >::pop ()
{
// Стек не должен быть пустым в данный момент
if( isEmpty() )
throwstd::logic_error( "Stack underflow error" );
// Уменьшаем указатель-вершину
m_pTop--;
}
//*****************************************************************************
// Реализация метода доступа к значению на вершине стека
template< typenameT >
T& Stack< T >::top () const
{
// Стек не должен быть пустым в данный момент
if( isEmpty() )
throwstd::logic_error( "Stack is empty" );
// Возвращаем ссылку на значение, находящееся под указателем-вершиной
return*( m_pTop - 1 );
}
//*****************************************************************************
// Реализация метода определения пустоты стека
template< typenameT >