Исходные данные для силового расчета
Исходные данные были взяты из расчетов раздела 1 для значения углового положения ведущего звена φ1=90◦. Данные представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
№пп | Параметр | Обозначение | Размерность | Значение |
Угловая координата кривошипа | φ1 | град | ||
Угловая скорость кривошипа | ω1 | рад/с | 26,376 | |
Длина кривошипа ОА | lOA | м | 0,3 | |
Длина шатуна АВ | lВА | м | 1,5 | |
Длина кривошипа ОС | lOC | м | 0,12 | |
Длина шатуна CD | lCD | м | 0,6 | |
Движущая сила | Fд | кН | 78,3 | |
Приведенный суммарный момент сил движущих и сил сопротивления | МпрΣ | кН*м | 20,1 | |
Приведенный момент сил сопротивления | МпрС | кН*м | 33,5 | |
Теоретический приведенный момент движущих сил | Мд.теор | кН*м | 13,4 | |
Приведенный суммарный момент инерции | JпрΣ | кг*м2 | ||
Приведенный момент инерции первой группы звеньев | JпрI | кг*м2 | ||
Момент инерции звена 2 | JS2 | кг*м2 | ||
Момент инерции звена 4 | JS4 | кг*м2 | 3.5 | |
Масса коленчатого вала с маховиком | m1+ mмах | кг | ||
Масса шатуна АВ | m2 | кг | ||
Масса шатуна CD | m4 | кг | ||
Масса нижнего поршня 3 | m3 | кг | ||
Масса верхнего поршня 6 | m6 | кг | ||
Масса тяги DE(D’E’) | m5, m5’ | кг |
Построение планов скоростей и ускорений
2.2.1 Построение планов скоростей
Масштаб плана скоростей:
Линейная скорость точки Aзвена 1найдена по формуле для вращательного движения
где VА – скорость точки А,
ω1 – угловая скорость звена 1,
lOA – длина кривошипа ОА.
Для нахождения скорости точки Взвена 3составим векторное уравнение сложного движения:
где VB – скорость точки В,
VВА – скорость точки В относительно точки А.
Из графического решения этого уравнения установлены значения скорости
м/c
м/c
где zVBA – длина вектора скорости VBA в масштабе μV,
zVB – длина вектора скорости VB в масштабе μV.
Угловая скорость звена 2 определена из формулы для вращательного движения
где lBA – длина шатуна ВА.
Скорость точки S2 определена пропорциональным делением отрезков плана скоростей:
мм
м/с
где lAS2 – длина отрезка AS2,
zVS2 - длина вектора скорости VS2 в масштабе μV.
Линейная скорость точки Сзвена 1найдена по формуле для вращательного движения
где VС – скорость точки С,
ω1 – угловая скорость звена 1,
lOС – длина кривошипа ОС.
Для нахождения скорости точки Dзвена 5составим векторное уравнение сложного движения:
где VD – скорость точки D,
VDC – скорость точки D относительно точки C.
Из графического решения этого уравнения установлены значения скорости
м/c
м/c
где zVDC – длина вектора скорости VDC в масштабе μV,
zVD – длина вектора скорости VD в масштабе μV.
Угловая скорость звена 4 определена из формулы для вращательного движения
где lDC – длина шатуна DC.
Скорость точки S4 определена пропорциональным делением отрезков плана скоростей:
мм
м/с
где lCS4 – длина отрезка CS4,
zVS4 - длина вектора скорости VS4 в масштабе μV.
Все расчеты проводились при помощи программы Mathcad. Расчет и результаты расчетов представлены в Приложении 2.
2.2.2 Построение планов ускорений
Масштаб плана ускорений:
Угловое ускорение звена 1 определено из соотношения
где ε1 – угловое ускорение звена 1,
МпрΣ – приведенный суммарный момент сил движущих и сил сопротивления,
IпрΣ – приведенный суммарный момент инерции движущихся звеньев механизма.
Ускорение точки А определено путем разложения на составляющие по взаимно перпендикулярным направления:
где anA=lOA*ω12=208.708 м/с2 – нормальная составляющая ускорения точки А,
atA=lOA*ε1=1,035 м/с2 – тангенсальная составляющая ускорения точки А.
Ускорение точки В определено из векторного уравнения
где aB – ускорение точки В,
anBA= lBA*ω22=0м/с2 – нормальная составляющая ускорения точки В относительно точки А,
atBA – тангенсальная составляющая ускорения точки В относительно точки А.
Угловое ускорение звена 2 определено из формулы для вращательного движения
где ε2 – угловое ускорение звена 2.
Ускорение точки С определено путем разложения на составляющие по взаимно перпендикулярным направления:
где anC=lOC*ω12=83.483 м/с2 – нормальная составляющая ускорения точки C,
atC=lOC*ε1=0,414 м/с2 – тангенсальная составляющая ускорения точки C.
Ускорение точки D определено из векторного уравнения
где aD – ускорение точки В,
anDC= lCD*ω42=0 м/с2 – нормальная составляющая ускорения точки В относительно точки А,
atBA – тангенсальная составляющая ускорения точки В относительно точки А.
Угловое ускорение звена 4 определено из формулы для вращательного движения
где ε4 – угловое ускорение звена 4.
Ускорение точки S2 определено из векторного уравнения
где aS2 – ускорение точки S2,
anS2A= lAS2*ω22=0 м/с2 – нормальная составляющая ускорения точки S2 относительно точки А,
atS2A= lAS2*ε2=71.111 м/с2 – тангенсальная составляющая ускорения точки S2 относительно точки А.
Ускорение точки S4 определено из векторного уравнения
где aS4 – ускорение точки S4,
anS4C= lCS4*ω42=0 м/с2 – нормальная составляющая ускорения точки S2 относительно точки А,
atS4C=lCS4*ε4=28.398 м/с2 – тангенсальная составляющая ускорения точки S2 относительно точки А.
Все расчеты проводились при помощи программы Mathcad. Расчет и результаты расчетов представлены в Приложении 2.
2.3 Расчет нагрузок, приложенных к механизму
Вследствие ускоренного движения звеньев механизма, к ним приложены силы и моменты инерции.
где Gi –сила тяжести i-го звена,
Фi – равнодействующая сил инерции i-го звена,
MФSi – главный момент сил инерции относительно центра тяжести i-го звена.
Все расчеты проведены при помощи программы Mathcad. Расчет и результаты расчетов представлены в Приложении 2.
Результаты вычислений приведены в таблице 5.
Таблица 5
G1, кН | G2, кН | G3, кН | G4, кН | G5, кН | G6, кН | ФS2, кН | ФS4, кН | ФB, кН | Ф5, кН | Ф6, кН | MФS1, кН*м | MФS2, кН*м | MФS4, кН*м |
2,5 | 2,3 | 2,8 | 3,0 | 35,08 | 5,7 | 9,66 | 4,887 | 5,236 | 19,533 | 7,111 | 0,993 |
2.4 Определение реакций в кинематических парах
Для нахождения неизвестных силовых факторов были использованы методы кинетостатики.
2.4.1 Расчет группы звеньев 2-3
Из схемы группы звеньев 2-3 механизма в масштабе μl=100мм/м были определены плечи сил относительно точки А.
Для определения силы F30 была записана сумма моментов для группы звеньев 2-3 относительно точки А.
где – сила, с которой звено 0 действует на звено 3,
– плечо силы F30 относительно точки А,
– плечо силы G3 относительно точки А,
– плечо силы G2 относительно точки А,
– плечо силы ФS2 относительно точки А.
Для определения силы F21 было записано векторное уравнение сил для группы звеньев 2-3. Решение уравнения производилось графически.
где F21 – сила, с которой звено 1 действует на звено 2.
Для определения силы F32 было записано векторное уравнение сил для звена 3. Решение уравнения производилось графически.
где F32 – сила, с которой звено 2 действует на звено 3.
Все расчеты проведены при помощи программы Mathcad. Расчет и результаты расчетов представлены в Приложении 2.
2.4.2 Расчет группы звеньев 4-6
Из схемы группы звеньев 4-6 механизма в масштабе μl=100мм/м были определены плечи сил относительно точки С.
Для определения силы F60 была записана сумма моментов для группы звеньев 4-6 относительно точки C.
где – сила, с которой звено 0 действует на звено 6,
– плечо силы F60 относительно точки C,
– плечо силы G6 относительно точки C,
– плечо силы G4 относительно точки C,
– плечо силы ФS4 относительно точки C.
Для определения силы F41 было записано векторное уравнение сил для группы звеньев 4-6. Решение уравнения производилось графически.
где F41 – сила, с которой звено 1 действует на звено 4.
Для определения силы F65 было записано векторное уравнение сил для звена 6. Решение уравнения производилось графически.
где F65 – сила, с которой звено 5 действует на звено 6.
Для определения силы F45 было записано векторное уравнение сил для группы звена 4. Решение уравнения производилось графически.
где F45 – сила, с которой звено 5 действует на звено 4.
Все расчеты проведены при помощи программы Mathcad. Расчет и результаты расчетов представлены в Приложении 2.
2.4.3 Расчет звена 1
Из схемы звена 1 механизма в масштабе μl=100мм/м были определены плечи сил относительно точки О.
Для определения момента сопротивления Мс была записана сумма моментов для звена 1 относительно точки О.
где – движущий момент,
– сила, с которой звено 2 действует на звено 1,
– сила, с которой звено 4 действует на звено 1,
– плечо силы F12 относительно точки O,
– плечо силы F14 относительно точки O.
Для определения силы F10 было записано векторное уравнение сил для звена 1. Решение уравнения производилось графически.
где F10 – сила, с которой звено 0 действует на звено 1.
Была определена относительная погрешность между моментами сопротивления определенными графически и аналитически.
Все расчеты проведены при помощи программы Mathcad. Расчет и результаты расчетов представлены в Приложении 2.
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ И ПЛАНЕТАРНОГО МЕХАНИЗМА РЕВЕРC-РЕДУКТОРА СИЛОВОЙ СУДОВОЙ УСТАНОВКИ
3.1 Исходные данные
Число зубьев колеса Z5: Z5=10.
Модуль колес Z5 и Z6: m56=10мм.
Частота оборотов коленчатого вала: n1=25/6 рад/c.
Частота оборотов гребного вала: n10=125/6 рад/с.
Модуль зубчатых колес планетарного реверс-редуктора: mп.р.=8мм.
Число сателлитов планетарного реверс-редуктора: k=3.
Зубчатые колеса – цилиндрические, зубья – прямые (β=0 – угол наклона зубьев).
Данные по ГОСТ 13755-81 исходного производящего контура:
- Угол главного профиля a=20◦;
- Коэффициент высоты головки зуба ha*=1;
- Коэффициент высоты ножки зуба hf*=1.25;
- Коэффициент граничной высоты hl*=2ha*=2;
- Коэффициент радиуса кривизны исходной прямой ρf*=0.44;
- Коэффициент радиального зазора c*=0.25.
3.2 Проектирование зубчатой передачи
3.2.1 Расчет параметров исходного производящего контура
Угол профиля:
Шаг:
Модуль зубьев:
Коэффициент высоты головки зуба:
Коэффициент радиального зазора:
Ширина впадин по делительной прямой:
Толщина зубьев по делительной прямой:
Радиус скругления основания ножки зуба:
3.2.2 Расчет параметров зубчатых колес
Передаточное отношение одноступенчатого редуктора:
Число зубьев колеса Z6:
Радиус делительной окружности колеса Z5:
Радиус делительной окружности колеса Z6:
Радиус основной окружности колеса Z5:
Радиус основной окружности колеса Z6:
Наименьшее число зубьев без смещения, свободных от подрезания:
Коэффициент наименьшего смещения исходного контура:
Для определения оптимального смещения исходного производящего контура были рассчитаны параметры зубчатых колес и качественные показатели зубчатой передачи. Смещение x5 изменялось в пределах от 0,1 до 1,4 с шагом 0,1. Смещение x6 было принято постоянным и равным
Расчеты производились при помощи программ Mathcad и ZUB. Расчеты представлены в приложении 3. Результаты расчетов представлены в таблице 5.
По данным ГОСТ 16532-81 для кинематической передачи с числом зубьев 10<Z5<30 и Z6<30 были выбраны смещения исходного производящего контура
3.2.3 Построение профиля зуба колеса, изготавливаемого реечным инструментом
Профиль зуба изготовляемого колеса образуется как огибающая ряда положений исходного производящего контура реечного инструмента в станочном зацеплении. При этом эвольвентная часть профиля зуба образуется прямолинейной частью реечного производящего контура, а переходная кривая профиля зуба – закругленным участком.
Процесс построения процесс построения производился поэтапно:
1) были проведены делительная и основная окружности, окружности вершин и впадин .
2) от делительной окружности (с учетом знака) было отложено выбранное смещение и проведена делительная прямая исходного производящего контура реечного инструмента. На расстоянии вверх и вниз от делительной прямой были проведены прямые граничных точек, а на расстоянии - прямые вершин и впадин. Станочно-начальная прямая была проведена касательной к делительной окружности в точке (полюс станочного зацепления).
3) была проведена линия станочного зацепления через полюс станочного зацепления касательно к основной окружности в точке , которая образует с прямыми исходного производящего контура инструмента углы .
4) был построен исходный производящий контур реечного зацепления инструмента так, чтобы ось симметрии впадин совпадала с вертикалью, для этого от точки пересечения вертикали с делительной прямой (точки G) было отложено влево по горизонтали отрезок в 1/4 шага и через его конец перпендикулярно линии зацепления проведена наклонная прямая, которая образует угол с вертикалью. Эта прямая является прямолинейной частью зуба исходного производящего контура инструмента. Закругленный участок профиля был построен как сопряжение прямолинейной части контура с прямой вершин или с прямой впадин двумя окружностями радиуса .
Симметрично относительно вертикали был построен профиль второго зуба исходного производящего контура. Расстояние между одноименными профилями зубьев исходного контура равно шагу .
5) Строится профиль зуба проектируемого колеса, касающегося профиля исходного производящего контура в точке К.
Для построения ряда последовательных положений профиля зуба исходного производящего контура была проведена вспомогательная прямая ММ касательно к окружности вершин. Была зафиксирована точка пересечения линии ММ и прямолинейной части профиля инструмента W и центр окружности закругленного участка профиля – точка L. На прямой ММ было отложено несколько отрезков равной длины и отмечаются точки I, II, III,..., XIII. Такие же по величине отрезки были отложены на станочно-начальной прямой Q-Q (точки 1, 2, 3, …, 13) и на дуге делительной окружности (точки ). Из центра колеса через точки на делительной окружности проводятся лучи до пересечения с окружностью вершин в точках . При перекатывании без скольжения станочно-начальной прямой по делительной окружности, точки 1, 2, 3,…, 13 и точки последовательно совпадают, то же происходит для точек I,II,III … и . При этом точка W описывает укороченную эвольвенту, а точка L – удлиненную.
Любое промежуточное положение точки W или L было найдено методом засечек. Для положения 2 выбран треугольник II-2-W, размеры которого при обкатке сохраняются. Когда точка 2 совпадает с точкой , сторона II-2 проходит по лучу и занимает положение стороны . Тогда точка определяется как положение вершины треугольника, построенного методом засечек по известным сторонам ; ; , т.е. треугольник займет положение треугольника . Аналогично было найдено положение точки . Из точки радиусом проведена окружность, а через точку касательно к этой окружности – прямая, которая дает новое (второе) положение исходного производящего контура. Все последующие положения были построены аналогично. К полученному ряду положений профиля зуба исходного контура была проведена огибающая, которая определяет левый профиль зуба изготовляемого колеса. Правый профиль зуба был построен с помощью зеркального отображения левого профиля относительно вертикальной прямой совпадающей с осью симметрии исходного производящего контура. Копируя полученный профиль, на колесе были построены три зуба. Для этого откладываются от вертикали в обе стороны шаги по хорде делительной окружности .Через концы этих отрезков и центр колеса проведены линии симметрии правого и левого зубьев, по отношению к которым по шаблону были построены зубья колеса.
3.2.4 Построение проектируемой зубчатой передачи.
Проектируемая зубчатая передача строилась поэтапно:
1) было отложено межосевое расстояние и проведены окружности: начальные и ; делительные и и основные и ; окружности вершин и впадин . Начальные окружности касаются в полюсе зацепления. Расстояние между делительными окружностями по осевой линии равно воспринимаемому смещению . Расстояние между окружностями вершин одного колеса и впадин другого, измеренного по осевой линии, должно быть равно радиальному зазору .
2) через полюс зацепления касательно к основным окружностям была проведена линия зацепления. Точки касания и - предельные точки линии зацепления, которая образует с перпендикуляром, восстановленным к осевой линии в полюсе, угол зацепления . Точками и отмечена активная линия зацепления. Точка является точкой пересечения окружности вершин колеса с линией зацепления, а точка является точкой пересечения окружности вершин шестерни с линией зацепления.
3) профили зубьев построены так, чтобы точка контакта К располагалась на активной линии зацепления. Профиль шестерни были получены соответствующим поворотом зубьев, полученных в станочном зацеплении. Эвольвентная часть профиля колеса была построена, как траектория точки прямой при перекатывании ее по основной окружности колеса без скольжения и перенесена в точку контакта зубьев К на линию зацепления. Поскольку и , то эвольвентную часть была сопряжена с окружностью впадин радиусом . Профили других зубьев расположены на расстоянии шага . Нижние точки активных профилей лежат на пересечении окружностей и соответствующих профилей.
3.3 Проектирование планетарного механизма реверс-редуктора
Был дана схема планетарного редуктора с двумя внешними зацеплениями. При кинематическом синтезе многосателлитной планетарной передачи заданной схемы была решена задача подбора чисел зубьев колес, которые будут удовлетворять следующим условиям:
- выполнение заданного передаточного отношения;
- отсутствия заклинивания передачи, среза и подреза профилей зубьев колес;
- соосность входного и выходного валов;
- соседства;
- сборки.
Для данного двухрядного планетарного механизма с двумя внешними зацеплениями передаточное отношение вычисляется по формуле:
где UH41 – передаточное отношение планетарного редуктора при остановленном водиле Н.
Условие соосности имеет вид:
где rWi – радиус начальной окружности зубчатого колеса Zi.
Зубчатые колеса планетарного редуктора были приняты без смещения, т.е. ri=rWi. Из чего получено:
где ri – радиус делительной окружности зубчатого колеса Zi.
Учитывая, что ri=m*Zi/2, было получено условие соосности, выраженное через количество зубьев колес Zi:
Условие соседства:
где k – количество сателлитов.
Условие сборки:
где p – целое число от 1 до 10,
Ц – целое число.
Для определения чисел зубьев использовался метод простых сомножителей.
1)Для a=1, c=1, b=2, d=1, q=9 получено:
2) Для a=1, c=2, b=1, d=4, q=9 получено:
Выберем вариант 1) т.к. он наиболее подходящий, в силу своих геометрических размеров и полного удовлетворения всем необходимым условиям проектирования планетарных редукторов.
Радиусы делительных окружностей для полученных чисел зубьев колес:
Для графического определения передаточного отношения редуктора (метод профессора Смирнова) была вычерчена схема планетарного редуктора в масштабе μl=250мм/м.
Для построения прямой распределения скоростей точек звена необходимо знать скорость двух точек. Для звена 1 это точки O и A: ось O неподвижна, и ее скорость равна нулю. Скорость точки A направлена по касательной к колесу Z1. Вектор скорости точки A изображается отрезком AA', направление которого совпадает с вектором скорости . Прямая OA' образует угол y1 с вертикалью и является линией распределения скоростей точек на радиусе колеса Z1. Колесо Z4 является неподвижным и через точку C проходит ось мгновенного вращения блока сателлита Z2-Z3. Прямая CA' образует угол y23 с вертикалью и является линией распределения скоростей точек блока сателлитов. Скорость оси B блока колес выражается отрезком ВВ'. Прямая ВВ' является линией распределения скоростей точек водила и образует угол yН с вертикалью.
Передаточное отношение планетарной передачи находится на основе выполненных графических построений по соотношению:
;
Передаточное отношение редуктора верное.
Все расчеты производились при помощи программы Mathcad. Расчеты и результаты расчетов представлены в Приложении 3.
Результаты проектирования зубчатой передачи сведены в таблицу 2:
m, мм | |||||||||||||
10.0 | 0.5 | 0.5 | 27.193 | 0.847 | 158.47 | 1.15 | 2.606 | 0.934 | 0.621 | 0.47 | 0.67 |
Результаты проектирования планетарной передачи сведены в таблицу 3: