Настройка барабанов с двумя пластиками.
Настройка барабанов в двумя пластиками более сложна и менее точна, чем с одним пластиком, так как не может быть точно описана математически из-за множества влияющих на настройку факторов.
Для анализа барабанов с двумя пластиками не следует пользоваться опцией "Пересчёт обертона в основной тон", так как в данном случае отсутствует прямая связь между частотой 1-го обертона и основного тона.
Анализ производится всегда в режиме "Пересчёт не требуется (как измерено)", но что конкретно измеряется, основной тон или обертон, зависит от положения микрофона и места удара.
3.8.1. Грубая настройка барабана с двумя пластиками.
Если барабан с одним пластиком был настроен на какую-то ноту, то при установке 2-го пластика частота основного тона барабана повышается. (Невероятно, но частота 1-го обертона остаётся при этом неизменной, но уже не может быть использована для каких-либо расчётов). Частота основного тона зависит одновременно от натяжения обоих пластиков, и по сути является комплексной.
При измерении частоты основного тона барабана не следует глушить его пластики, так как при глушении одного пластика частота основного тона поднимается ещё выше, и настройка становится невозможной.
Измерение частоты основного тона производится аналогично п.3.7.1, с учётом замечаний, приведённых ниже.
При измерении частоты основного тона следует уменьшить область анализа до 1/5...1/4 длительности сигнала, чтобы исключить влияние эффектов, возникающих при переотражении звука внутри барабана (изменение частоты барабана во времени).
Кроме того, основной тон барабана с двумя пластиками на спектре расположен ближе к 1-му обертону, чем барабана с одним пластиком, поэтому следует быть более внимательным при задании частотного диапазона анализа.
Первоначальный этап настройки барабана состоит в его комплексной настройке на нужную ноту. Микрофон располагаем и ударяем аналогично п.3.4. Измеряем частоту основного тона с двух сторон, для каждого пластика, и равномерным вращением регулировочных винтов добиваемся настройки на тон-полтона ниже требуемой ноты (для одинаково натянутых пластиков).
Если требуется неодинаковая настройка ударного и резонансного пластиков, настраиваем оба пластика на тон-полтона ниже желаемых нот.
3.8.2. Точная настройка барабана с двумя пластиками - выравнивание пластиков
Для выравнивания пластиков располагаем микрофон и бьём по барабану аналогично п.3.5, при этом программа измеряет частоту 1-го обертона. При этом глушим противоположный пластик, положив барабан на мягкую поверхность. Возможно, что в дальнейшем, когда будет уточнён частотный диапазон анализа, и появится опыт работы с программой, глушение пластиков станет необязательным.
Если амплитуда 2-го обертона или основного тона выше амплитуды 1-го обертона, ограничиваем частотный диапазон анализа.
Вращением регулировочных винтов добиваемся равенства частоты 1-го обертона у всех лагов. Проделываем это поочерёдно и для ударного, и для резонансного пластиков.
Проверяем основной тон барабана у ударного пластика, и у резонансного пластика (п.3.4).
Если настройка основного тона на требуемую ноту не совсем точна, продолжаем настройку, немного подтягивая пластики, и выравнивая их по частоте 1-го обертона, каждый раз проверяя частоту основного тона.
Заключение.
Может показаться, что работа программы сложна и неудобна, но это не так. На самом деле программа чрезвычайна проста в использовании, а обилие настраиваемых параметров всего лишь делает её работу прозрачной, позволяет исключить влияние мешающих факторов и повышает её универсальность.
После первого же использования программы Вы определитесь, какие параметры необходимо настраивать в Вашем конкретном случае, а про какие можно забыть.
Кроме того, настроив барабаны с двумя пластиками в первый раз, не поленитесь записать частоту 1-го обертона (для каждого пластика) для всех барабанов. В следующий раз при настройке Вы будет просто настраивать барабаны на известную частоту обертона, и автоматически получите настройку на требуемую ноту. Возможно, что Вам даже не придётся глушить пластики при повторной настройке, и не потребуется столь точного позиционирования микрофона, как в первый раз.
Программа находится в режиме тестирования. Все замечания и пожелания по работе программы направляйте на почту [email protected].