Как увлечь ребенка чтением
Зачем детям читать
Книги – это один из мощнейших инструментов, который есть у родителей, помогающий обогатить мир, в котором ребёнок живёт каждый день. Не всех животных можно увидеть в зоопарке или в деревне у бабушки с дедушкой. И именно книга открывает неограниченные возможности.
Мир книг одновременно является безопасным, веселым и полным новизны. Из рассказов дети узнают о добре и зле, о таких важных человеческих ценностях, как дружба, смелость, важность работы.
И не важно, в какой области будет трудиться ваш ребёнок, когда вырастет, чтение всё равно останется главным инструментом пополнения багажа знаний.
Уделяйте время чтению и наслаждайтесь им вместе с ребёнком. Читайте с выражением и разыгрывайте роли, чтобы дети были больше вовлечены и получали удовольствие.
И не забывайте о силе примера. Если он будет видеть вас глубоко погружённым в чтение книги, то, скорее всего, он захочет быть таким, как вы!
Как увлечь ребенка чтением
Сегодня, когда на выбор родителям предлагается множество методик раннего обучения чтению - от кубиков Зайцева до карточек Домана, есть риск полностью сконцентрироваться на технической стороне вопроса - собственно навыке чтения. Но гораздо более трудоемким и важным процессом является воспитание в ребенке читателя с большой буквы - человека, умеющего мыслить образно, ассоциативно, читающего «с аппетитом», умеющего насладиться красотой родного языка и авторской речью. Любовь к книге воспитывается задолго до того, как ребенок научится читать самостоятельно, можно сказать, фактически с рождения. И начинается все с нас самих. Вспомним, когда мы в последний раз брали в руки книгу? Или гораздо чаще ребенок видит нас, погруженных в экран компьютера? Чтобы сформировать отношение к чтению, как к чему-то естественному, приятному, интересному, прежде всего мы сами должны быть увлеченными читателями, без этого никак. И если в вашей семье не читают, то безосновательно ждать, а тем более требовать иного отношения к книге от ребенка. Если же это вопрос постоянной нехватки времени, то возьмем за правило уделять хотя бы час своего свободного времени вечером чтению интересного романа, классики или даже просто кулинарной книги.
Приучайте ребенка к тому, что книга является источником самой разнообразной информации и может дать ответ практически на любой вопрос. Когда в очередной раз вы услышите привычное «почему», не спешите к Интернету, а предложите поискать ответ вместе в иллюстрированной энциклопедии.
Читать своим детям мы начинаем практически с рождения, и это замечательная традиция. Что бы ни случилось за день, и как бы вы ни устали, читайте! Пусть десять-пятнадцать минут в день, но зато постоянно. Бывают дети, которые не любят слушать художественную литературу в силу особенностей психического развития: недостаточной концентрации внимания, задержки речевого развития и т.п. Совет только один - все равно читайте, но не пытайтесь заставить ребенка слушать вас насильно. Читайте стихи, пока он скачет на одной ножке, читайте потешки, когда одеваете его на прогулку, рассказывайте небольшие сказки перед сном. Если ребенок заинтересуется какой-то одной книжкой и будет требовать только ее, то читайте - по десять, по сто раз - пока он не пресытится. Чтение в младшем возрасте - это, прежде всего, удовольствие, игра и что немаловажно - это время доверительного и близкого общения с родителями. Не следует выяснять у ребенка дошкольного возраста, насколько хорошо он понял прочитанное. Как правило, маленькие дети воспринимают текст довольно фрагментарно, ассоциативно, выхватывая отдельные яркие образы и ситуации. Это не значит, что читать нужно только полностью разжеванные произведения. Напротив, книга должна всегда оставаться чуть недоступной, манить, будить желание вслушаться, понять, осознать. Правда, если ребенок сам просит вас разъяснить тот или иной фрагмент текста, то необходимо остановиться и поговорить об этом отдельно. Если же ребенок увлечен и просит еще и еще, то прерывать его вопросами «а ты все понял?» не стоит.
Не торопитесь научить ребенка читать самостоятельно и оставлять его наедине с любимыми книгами. Важно понимать, что у ребенка, только научившегося читать, техническое чтение и восприятие литературы - это два, пока не связанных друг с другом процесса. Отказывая ребенку в удовольствии слушать литературу и тренируя его навыки чтения на простых текстах из букваря, мы рискуем выработать у него отношение к книге, как к чему-то унылому, скучному, обязательному. Поэтому продолжайте традиции семейного чтения даже с детьми, читающими самостоятельно. Другое дело, что постепенно вы можете включать ребенка в процесс чтения: читать с ним по ролям (подобрав для этого простые сказки с забавными диалогами или даже написав собственную пьесу), читать по очереди - например, кусок теста вы, далее папа, потом сам ребенок. Если ребенок читает совсем недавно, готовьте ему на каждый день по небольшому рассказу на пол-странички о нем самом, напечатанному очень крупным шрифтом на отдельном листе бумаги. Вы можете написать о том, как он ходил в зоопарк, как боялся идти к зубному, как первый раз пришел в бассейн (любые ситуации из жизни). Предложите ребенку прочитать рассказ вам вслух и проиллюстривать его картинкой. С каждым днем рассказы могут становиться все длиннее и сложнее по содержанию. Еще одно интересное занятие, которое будет под силу начинающим читателям, - чтение писем. Если у вас есть родственники, которые живут в другом городе или стране, то они могут присылать ребенку письма по электронной почте. А вы их будете распечатывать, увеличив шрифт, и приносить ребенку. Некоторые дети с удовольствием читают детские журналы, так как там содержится много небольших по объему историй, заданий, конкурсов, а читать можно начать с любой страницы.
В любом случае, нужно с большим вниманием относиться к тому, что начинает самостоятельно читать ваш ребенок - в этом должны быть цель и смысл. Прочитать не ради галочки, не как нудное упражнение, а чтобы что-то узнать (текст из энциклопедии), чтобы разгадать загадку или понять инструкцию (поиск клада, решение задачи), чтобы просто посмеяться (забавные стихи или истории). И только тогда, когда вы поймете, что азарт к чтению начинает превалировать над техническими сложностями, которые испытывает ребенок, вы можете начать приобщать его к самостоятельному прочтению целых произведений. Книги выбирайте для начала небольшие по объему, с хорошими иллюстрациями, желательно, на каждой странице, с крупным четким шрифтом. Читайте по чуть-чуть. Видя, что ребенок утомился, перехватывайте инициативу и продолжайте читать сами. Поймав момент, когда ребенок действительно увлечется сюжетом, придумайте себе какое-нибудь срочное дело и оставьте его наедине с книгой. Результат не заставит себя ждать. Этот классический метод приобщения детей к самостоятельному чтению опробован не на одном поколении. Когда ребенок начнет читать весьма уверенно, ни в коем случае не навязывайте ему книг, которые, как вам кажется, он должен прочесть, а также постарайтесь не ставить ему количественных норм (прочти три страницы и т.п.) Начинающего читателя имеет смысл записать в хорошую детскую библиотеку.
Во-первых, сам процесс самостоятельного выбора книги - перелистывание страниц, рассматривание иллюстраций - увлекает юных читателей.
Во-вторых, как правило, при библиотеках действуют литературно-театральные или творческие кружки, где ребята не только знакомятся с произведениями художественной литературы, но могут проявить себя в иллюстрации книг, создании костюмов, участии в спектаклях, литературном творчестве. Подобные кружки работают, например, в Российской государственной детской библиотеке.
Ну а если все же не читает? Да, грустно, но, тем не менее, это одна из примет нашего времени - дети гораздо охотнее воспринимают Интернет как источник информации и компьютерные игры как способ прожить вместе с вымышленными героями различные жизненные ситуации. Не стоит критиковать за это ребенка и делать далеко идущие выводы относительно его будущего. В конце концов, связь между любовью к чтению и личностным развитием не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. Поэтому лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации, это читать с удовольствием сами .
Разбудите страсть к учебе
здоровье обучение школа
Довольный собой первоклассник - радость любого родителя. Но ещё до первых каникул вы замечаете, что он ищет любой повод, чтобы не заниматься учёбой. И многочасовые общесемейные бдения над домашним заданием тут вряд ли помогут. На самом деле любовь к познанию нужно воспитывать буквально с младенчества. Это не только избавит от учительских упрёков на родительском собрании, но и в целом позволит малышу быстрее развиваться.
Довольный собой первоклассник - радость любого родителя. Но ещё до первых каникул вы замечаете, что он ищет любой повод, чтобы не заниматься учёбой. И многочасовые общесемейные бдения над домашним заданием тут вряд ли помогут. На самом деле любовь к познанию нужно воспитывать буквально с младенчества. Это не только избавит от учительских упрёков на родительском собрании, но и в целом позволит малышу быстрее развиваться.
С рождения до шестилетнего возраста ребенок получает больше информации, чем за всю последующую жизнь, и активно ее усваивает. Поэтому первые годы- самый подходящий период, чтобы культивировать в малыше тягу к познанию.
Самый верный и доступный младенцу путь познавательной активности - изучение предметов. Поначалу малыши с большей охотой контактируют со взрослыми, чем с неодушевленным миром.
С проявлениями подобной инициативы и любознательностью лучше заранее смириться. А если «хватайка» ненароком разобьёт вашу любимую чашку, то вместо объявления запретов на всё напомните себе, что тяга к изучению мира пригодится в будущем и сэкономит немало часов на уговорах заняться уроками.
Вскоре малыш научится не колотить дорогие вещи, но всё же это не означает, что можно расслабиться. Вслед за «хватайкой» в доме непременно появится «почемучка», и вот тут даже самым терпеливым родителям придётся несладко. Опытные мамы знают: чем чаще, подробней и занимательней отвечать на вопросы малыша, тем меньше шансов, что учиться он будет исключительно «из-под палки» и ничем по-настоящему не заинтересуется.
Чтобы ребенок естественно влился в процесс школьной учёбы, она должна стать продолжением познавательной игры. Привить вкус к обучающим занятиям - дело нелёгкое, но со временем детский ум будет требовать всё новых и новых знаний.
Единственное, что точно должно оказаться под запретом - это сами всепоглощающие запреты. Никто не призывает родителей отказаться от дисциплины, но в раннем возрасте, особенно в первый год жизни малыша, предельно важно по возможности не ограничивать попытки ребёнка исследовать окружающий мир. Ни в коем случае нельзя пресекать его желание потрогать и изучить всё вокруг, если это не угрожает его здоровью.
Своими руками: увлекательная лепка
Практически все современные дети в большей или меньшей степени испытывают дефицит тактильного опыта. Другими словами, опыта, приобретенного путем исследования окружающего мира на ощупь. Не случайно, дети так любят играть с водой и песком, возиться с едой,,рвать бумагу, копаться в маминых безделушках. Не потрогал - не узнал, это правило познания в раннем возрасте. Но именно в этом мы, взрослые, часто и ограничиваем наших первооткрывателей - не трогай, испачкаешься, испортишь, разольешь и т.п., забывая о том, что тем самым тормозим развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи. Кроме того, работая пальчиками, дети учатся концентрации, снимают напряжение, успокаиваются и расслабляются. Одним из самых доступных способов дать детям возможность насытиться тактильными ощущениями является обычная лепка. Вот только многим родителям она кажется довольно скучным занятием. Все мы помним из детства твердый пластилин тусклых цветов, который нужно было долго мять руками, чтобы согреть и сделать пластичным. Тем не менее, вопрос только в правильном отношении к процессу и творческом подходе к выбору материала для занятий лепкой. Для нас важен не конечный результат в виде грибка или снеговика, а удовольствие ребенка от работы с пластичным материалом и его желание творить.
Прежде чем приступить к занятиям лепкой, примите для себя несколько важных правил. Во-первых, оборудуйте удобное место для лепки, застелив его клеенкой и приготовив картонку или пластиковую дощечку, а также влажное полотенце для того, чтобы вытирать руки. Во-вторых, во время занятий не одергивайте ребенка, ругая его за неаккуратность. И, в-третьих, примите самое непосредственное участие в процессе творчества, но, не указывая, что и как нужно делать, а скорее показывая все на собственном примере. Лепите сами с удовольствием и ищите то, что увлечет именно вас, а ребенок непременно подтянется к процессу рано или поздно. Ну и самое главное - лепить можно из чего угодно и как угодно!
Пластилин. Необязательно знакомство с пластилином начинать с лепки объемных предметов. Попробуйте для начала исследовать возможности пластилина на плоскости, то есть, на обычной бумаге или картоне. Например, дети обожают раскрашивать пластилином. Для этого просто найдите и распечатайте изображения с четким контуром. Также хорошо подходят для подобных занятий раскраски с цветным контуром.
Покажите ребенку, как можно взяв кусочек пластилина, размазать его большим или указательным пальцем по контуру. Закрасив изображение пластилином, его можно украсить подручными материалами - например, крупинками гречки или гороха. Внимание, для работы с бумагой лучше всего подходит восковой пластилин. Он замечательно распределяется по бумаге и не пачкает руки. Детям постарше можно предложить создание картин на пластилине. Подготовьте поле для работы, замазав картонку плотным слоем пластилина. На получившемся фоне ребенок может выложить любые сюжеты, используя крупы, фигурные макароны, фасоль, блестки, пуговицы.
А еще пластилин помогает разнообразить изучение букв и цифр... ведь их можно не просто писать, но и лепить на бумаге!
Глина. Глина - уникальный природный материал. Ее преимущества по сравнению с пластилином, конечно, необычайная мягкость, пластичность. Недаром говорят, что глина - живая. К тому же она недорога и может быть использована повторно, отлично хранится в мокрой трямочке в холодильнике. Глина идеально подходит для масштабных проектов - например, при помощи глины можно вылепить целую сказку, город, замок, лес.
Фигурки из глины застывают на воздухе, после чего их можно раскрасить. На примере глины можно знакомиться с народными промыслами - взяв за основу глиняные игрушки, попробовать сделать что-то свое. В больших количествах красную глину можно приобрести непосредственно на заводе Гжель. В Интернет-магазинах широко представлена готовая глина для творчества, которую не нужно вымешивать. Таже существует такая разновидность глины, как масса для лепки и моделирования. Она отличается легкостью, пластичностью, упругостью, быстро высыхает на воздухе. Кроме того, масса для лепки выпускается в различных цветах.
Воск. Еще один полностью натуральный материал для лепки - пчелиный воск. Только в отличие от глины воск теплый и солнечный материал, согревающий в буквальном смысле этого слова. Именно поэтому из воска хорошо лепить холодными осенними днями. Воск для лепки легко приготовить в домашних условиях. Для этого пчелиный воск (его можно приобрести на медовых ярмарках) растапливается на водяной бане и смешивается с ланолином (на полкило воска 30 гр. ланолина), смесь перемешивается в течение 15 минут, а затем остужается на плоской поверхности. Перед использованием воск желательно согреть в теплой воде или на батарее, завернув его предварительно в фольгу. Чтобы не рисковать, можно приобрести и готовый воск для лепки. Также в детских магазинах продается цветной воск для лепки немецкой фирмы Stockmar. Кроме того, из воска можно лить свечи в домашних условиях. О секретах свечного дела можно узнать на специальных мастер-классах для мам с детьми.
Соленое тесто. Самый доступный материал, отлично подходящий для нетренированных пальчиков. Традиционно соленое тесто готовится из муки и соли в пропорции два к одному и замешивается горячей водой. Готовые поделки из теста можно высушить на воздухе или испечь в духовке, а затем раскрасить. Благодаря своим липким свойствам тесто отлично подходит для облепливания любых готовых форм - баночек, чашечек, коробочек, готовых шаблонов из картона. Как и при работе с пластилином, тесто можно сочетать с любыми природными материалами - веточками, камешками, шишками, крупой и т.д.
Вкусные поделки. Ну и наконец, почему бы не лепить и из обычного сладкого теста? Для тех, кто любит играть с формочками, можно предложить приготовить вместе песочное печенье, а те, кто предпочитают объемные формы, могут попробовать полепить крендельки и улитки из сдобного теста. Что немаловажно, результаты своих трудов можно затем с аппетитом съесть.