Лекция 5.2. Аппаратные средства поддержки проектирования и отладки систем реального времени. 162 5 страница
5. От "Ожидание" к "Готов". Когда ожидаемое событие произошло или истекло заданное время, процесс переводится в состояние "Готов" и помещается в очередь готовых процессов, откуда затем выбирается планировщиком.
6. После выполнения последней инструкции программы операционная система удаляет процесс из памяти и освобождает все выделенные ему ресурсы, включая память.
4. Стратегии выбора процесса
Существует несколько возможных стратегий выбора готовых процессов из очереди. Для определения той или иной стратегии необходимо принимать во внимание несколько противоречащих друг другу факторов - общее время, необходимое для решения задачи, ограничение на время реакции, важность и т. п. Рассмотрим две стратегии аналогичные тем, которые применяются при арбитраже шины.
Наиболее простой стратегией выбора является циклический (round-robin) метод - процессы выбираются последовательно один за другим в фиксированном порядке и через равные интервалы времени. Основное достоинство метода - простота, однако, поскольку процессам с различными требованиями выделяются равные ресурсы процессора, некоторые из них обслуживаются неадекватно своим потребностям.
Более сложный принцип выбора основан на приоритетах (priorities). При каждом переключении планировщик передает управление готовому процессу с наивысшим приоритетом. Приоритет присваивается процессу в момент его создания и остается постоянным в течение всего времени - статический приоритет (static priority). Такой приоритет, как правило, определяется на основе информации, предоставленной пользователем.
Планирование на основе статических приоритетов может привести к неприятным ситуациям. Процесс с наивысшим приоритетом, если он не находится в состояния ожидания, будет всегда выбираться для исполнения и практически полностью занимать процессор. Нетривиальным является также выбор между процессами с одинаковым приоритетом. Для исключения подобной ситуации применяется какой-либо алгоритм динамического назначения приоритетов (dynamic priority allocation). Haпример, планировщик снижает приоритет исполняемого процесса на фиксированную величину. В результате его приоритет будет ниже, чем у другого готового процесса, который затем и выбирается для исполнения. Таким образом, обеспечивается выполнение всех процессов. Через некоторое время ожидающим процессам возвращаются номинальные значения их приоритетов. Этот метод обеспечивает исполнение процессов даже с низким приоритетом и гарантирует, что процесс с высоким начальным приоритетом не будет непрерывно занимать процессор.
Разница в первоначально назначенных приоритетах приводит к тому, что процессы с более высокими приоритетами будут получать управление чаще, чем другие. Процессы, обращение к которым происходит более интенсивно и/или время реакции которых ограничено, получают в начальный момент более высокие приоритеты; менее важным процессам, для которых допустима отложенная реакция, присваиваются более низкие приоритеты.
Планирование процессов, основанное на приоритетах, работает хорошо, только если разные процессы имеют неодинаковые приоритеты. Присвоение наивысших приоритетов всем процессам не повышает скорость исполнения, так как это не увеличивает быстродействие процессора, - каждый процесс будет ждать в очереди до тех пор, пока все остальные не будут выполнены. Система, в которой всем процессам присвоены одинаковые приоритеты, работает по циклическому принципу. Наилучшие результаты достигаются в системе реального времени, если относительные приоритеты тщательно выбраны и сбалансированы.
Лекция 2.4. Управление оперативной памятью
1. Отображение адресного пространства программы на основную память.
2. Функции операционной системы по управлению памятью.
1. Отображение адресного пространства программы на основную память.
Наиболее важным ресурсом после процессора является оперативная память. В отличие от памяти жесткого диска, которую называют внешней памятью, оперативной памяти для сохранения информации требуется постоянное электропитание. Память является важнейшим ресурсом, требующим тщательного управления со стороны мультипрограммной операционной системы. Особая роль памяти объясняется тем, что процессор может выполнять инструкции программы только в том случае, если они находятся в памяти. Память распределяется как между модулями прикладных программ, так и между модулями самой операционной системы.
В ранних ОС управление памятью сводилось к загрузке программы и ее данных из некоторого внешнего накопителя (перфоленты, магнитной ленты или магнитного диска) в память. С появлением мультипрограммирования перед ОС были поставлены новые задачи, связанные с распределением имеющейся памяти между несколькими одновременно выполняющимися программами. Функциями ОС по управлению памятью в мультипрограммной системе являются:
отслеживание свободной и занятой памяти;
выделение памяти процессам и освобождение памяти по завершении процессов;
вытеснение кодов и данных процессов из оперативной памяти на диск (полное или частичное), когда размеры основной памяти не достаточны для размещения в ней всех процессов, и возвращение их в оперативную память, когда в ней освобождается место;
настройка адресов программы на конкретную область физической памяти.
Алгоритмы распределения, использования, освобождения ресурсов и представления к ним доступа предназначены для наиболее эффективной организации работы всего комплекса устройств ЭВМ. Рассмотрим их на примере управления основной памятью.
Для выполнения программы при ее загрузке в основную память ей выделяется часть машинных ресурсов - они необходимы для размещения команд, данных, управляющих таблиц и областей ввода-вывода, то есть, производится трансляция адресного пространства откомпилированной программы в местоположение в реальной памяти.
Выделение ресурсов может быть осуществлено самим программистом (если он работает на языке, близком машинному), но может производиться и операционной системой.
Если выделение ресурсов производится перед выполнением программы, такой процесс называется статическим перемещением,в результате которого программа «привязывается» к определенному месту в памяти вычислительной машины. Если же ресурсы выделяются в процессе выполнении программы, это называется динамическим перемещением, и в этом случае программа не привязана к определенному месту в реальной памяти. Динамический режим можно реализовать только с помощью операционной системы.
При статическом перемещении могут встретиться два случая:
1. Реальная память больше требуемого адресного пространства программы. В этом случае загрузка программы в реальную память производится, начиная с 0-го адреса.
Загружаемая программа А является абсолютной программой, так как никакого изменения адресов в адресном пространстве, подготовлен-
ном компилятором, при загрузке в основную память не происходит - программа располагается с 0-го адреса реальной памяти;
2. Реальная память меньше требуемого адресного пространства программы. В этом случае программист (или операционная система) вынужден решать проблему, как организовать выполнение программы. Методов решения проблемы существует несколько: можно создать оверлейную структуру (то есть разбить программу на части, вызываемые в ОП по мере необходимости), сделать модули программы реентерабельными (то есть допускающими одновременную работу модуля по нескольким обращениям из разных частей программы или из различных программ).
В некоторых операционных системах адреса откомпилированной (с 0-го адреса) программы могут быть преобразованы в адреса реальной памяти, отличные от 0. При этом создается абсолютный модуль, который требует размещения его в памяти всегда с одного и того же адреса.
При мультипрограммном режиме, если имеем программы А, В и С, для которых известно, что программа А выполняется при размещении в памяти с адреса 60 Кбайт до 90 Кбайт, В - с 60 Кбайт до 90 Кбайт, С - с 50 Кбайт до 120 Кбайт, организовать их совместное выполнение невозможно, так как им необходим один и тот же участок реальной памяти. Эти программы будут ждать друг друга либо их нужно заново редактировать с другого адреса.
В системах с динамическим перемещением программ перемещающий загрузчик размещает программу в свободной части памяти и допускает использование ее несмежных участков. В этом случае имеется больше возможностей для организации мультипрограммной работы, а, следовательно, и для более эффективного использования временных ресурсов ЭВМ.
2. Функции операционной системы по управлению памятью Помимо первоначального выделения памяти процессам при их создании ОС должна также заниматься динамическим распределением памяти, то есть выполнять запросы приложений на выделение им дополнительной памяти во время выполнения. После того как приложение перестает нуждаться в дополнительной памяти, оно может возвратить ее системе. Выделение памяти случайной длины в случайные моменты времени из общего пула памяти приводит к фрагментации и, вследствие этого, к неэффективному ее использованию. Оно характерно для систем со статическим перемещением. Дефрагментация памяти тоже является функцией операционной системы.
Во время работы операционной системы ей часто приходится создавать новые служебные информационные структуры, такие как описатели процессов и потоков, различные таблицы распределения ресурсов, буферы, используемые процессами для обмена данными, синхронизирующие объекты. Все эти системные объекты требуют памяти. В некоторых ОС заранее (во время установки) резервируется некоторый фиксированный объем памяти для системных нужд. В других же ОС используется более гибкий подход, при котором память для системных целей выделяется динамически. В таком случае разные подсистемы ОС при создании своих таблиц, объектов, структур обращаются к подсистеме управления памятью с запросами.
Защита памяти - это еще одна важная задача операционной системы, которая состоит в том, чтобы не позволить выполняемому процессу записывать или читать данные из памяти, назначенной другому процессу. Эта функция, как правило, реализуется программными модулями ОС в тесном взаимодействии с аппаратными средствами.
Для идентификации переменных и команд на разных этапах жизненного цикла программы используются символьные имена (метки), виртуальные адреса и физические адреса.
Символьные имена присваивает пользователь при написании программы на алгоритмическом языке или ассемблере.
Виртуальные адреса, называемые иногда математическими, или логическими адресами, вырабатывает транслятор, переводящий программу на машинный язык. Поскольку во время трансляции в общем случае не известно, в какое место оперативной памяти будет загружена программа, то транслятор присваивает переменным и командам виртуальные (условные) адреса, обычно считая по умолчанию, что начальным адресом программы будет нулевой адрес.
Физические адреса соответствуют номерам ячеек оперативной памяти, где в действительности расположены или будут расположены переменные и команды.
Совокупность виртуальных адресов процесса называется виртуальным адресным пространством. Диапазон возможных адресов виртуального пространства у всех процессов является одним и тем же.
Совпадение виртуальных адресов переменных и команд различных процессов не приводит к конфликтам, так как в том случае, когда эти переменные одновременно присутствуют в памяти, операционная система отображает их на разные физические адреса. В том случае, когда необходимо, чтобы несколько процессов разделяли общие данные или коды, операционная система отображает соответствующие участки виртуального адресного пространства этих процессов на один и тот же участок физической памяти.
В разных операционных системах используются разные способы структуризации виртуального адресного пространства. В одних ОС виртуальное адресное пространство процесса подобно физической памяти представлено в виде непрерывной линейной последовательности виртуальных адресов. Такую структуру адресного пространства называют плоской. При этом виртуальным адресом является единственное число, представляющее собой смещение относительно начала (обычно это значение 000...000) виртуального адресного пространства. Адрес такого типа называют линейным виртуальным адресом.
Рисунок 1. – Интерпретация виртуального адреса
В других ОС виртуальное адресное пространство делится на части, называемые сегментами (или секциями, или областями). Б этом случае помимо линейного адреса может быть использован виртуальный адрес (рис.1), представляющий собой пару чисел (п, т), где п определяет сегмент, а m - смещение внутри сегмента.
Существуют и более сложные способы структуризации виртуального адресного пространства, когда виртуальный адрес образуется тремя или даже более числами.
Задачей операционной системы является отображение индивидуальных виртуальных адресных пространств, всех одновременно выполняющихся процессов, на общую физическую память. При этом ОС отображает либо все виртуальное адресное пространство, либо только определенную его часть. Процедура преобразования виртуальных адресов в физические должна быть максимально прозрачна для пользователя и программиста.
Существуют два принципиально отличающихся подхода к преобразованию виртуальных адресов в физические. В первом случае замена виртуальных адресов на физические выполняется один раз для каждого процесса во время начальной загрузки программы в память. Специальная системная программа -перемещающий загрузчик-на основании имеющихся у нее исходных данных о начальном адресе физической памяти, в которую предстоит загружать программу, а также информации, предоставленной транслятором об адресно-зависимых элементах программы, выполняет загрузку программы, совмещая ее с заменой виртуальных адресов физическими.
Второй способ заключается в том, что программа загружается в память в неизмененном виде в виртуальных адресах, то есть операнды инструкций, и адреса переходов имеют те значения, которые выработал транслятор. В наиболее простом случае, когда виртуальная и физическая память процесса представляют собой единые непрерывные области адресов, операционная система выполняет преобразование виртуальных адресов в физические по следующей схеме. При загрузке операционная система фиксирует смещение действительного расположения программного кода относительно виртуального адресного пространства. Во время выполнения программы при каждом обращении к оперативной памяти выполняется преобразование виртуального адреса в физический.
Последний способ является более гибким: в то время как перемещающий загрузчик жестко привязывает программу к первоначально выделенному ей участку памяти, динамическое преобразование виртуальных адресов позволяет перемещать программный код процесса в течение всего периода его выполнения. Но использование перемещающего загрузчика более экономично, так как в этом случае преобразование каждого виртуального адреса происходит только один раз во время загрузки, а при динамическом преобразовании - при каждом обращении по данному адресу.
В СРВ, когда заранее точно известно, в какой области оперативной памяти будет выполняться программа, транслятор выдает исполняемый код сразу в физических адресах.
Необходимо различать максимально возможное виртуальное адресное пространство процесса и назначенное (выделенное) процессу виртуальное адресное пространство. В первом случае речь идет о максимальном размере виртуального адресного пространства, определяемом архитектурой компьютера, на котором работает ОС, и, в частности, разрядностью его схем адресации (32-битная, 64-битная и т. п.). Например, при работе на компьютерах с 32-разряднымии процессорами Intel Реntium операционная система может предоставить каждому процессу виртуальное адресное пространство до 4 Гбайт (232). Однако это значение представляет собой только потенциально возможный размер виртуального адресного пространства, который редко на практике необходим процессу. Процесс использует только часть доступного ему виртуального адресного пространства.
Назначенное виртуальное адресное пространство представляет собой набор виртуальных адресов, действительно нужных процессу для работы. Эти адреса первоначально назначает программе транслятор на основании текста программы, когда создает кодовый (текстовый) сегмент, а также сегмент или сегменты данных, с которыми программа работает. Затем при создании процесса ОС фиксирует назначенное виртуальное адресное пространство в своих системных таблицах. В ходе своего выполнения процесс может увеличить размер первоначального назначенного ему виртуального адресного пространства, запросив у ОС создания дополнительных сегментов или увеличения размера существующих. В любом случае операционная система следит за корректностью использования процессом виртуальных адресов - процессу не разрешается оперировать с виртуальным адресом, выходящим за пределы назначенных ему сегментов.
Максимальный размер виртуального адресного пространства ограничивается только разрядностью адреса, присущей данной архитектуре компьютера, и, как правило, не совпадает с объемом физической памяти, имеющимся в компьютере.
Необходимо подчеркнуть, что виртуальное адресное пространство и виртуальная память - это различные механизмы, и они не обязательно реализуются в операционной системе одновременно. Можно представить себе ОС, в которой поддерживаются виртуальные адресные пространства для процессов, но отсутствует механизм виртуальной памяти. Это возможно только в том случае, если размер виртуального адресного пространства каждого процесса меньше объема физической памяти.
Содержимое назначенного процессу виртуального адресного пространства, то есть коды команд, исходные и промежуточные данные, а также результаты вычислений, представляет собой образ процесса.
Во время работы процесса постоянно выполняются переходы от прикладных кодов к кодам ОС, которые либо явно вызываются из прикладных процессов как системные функции, либо вызываются как реакция па внешние события или на исключительные ситуации, возникающие при некорректном поведении прикладных кодов. Для того чтобы упростить передачу управления от прикладного кода к коду ОС, а также для легкого доступа модулей ОС к прикладным данным (например, для вывода их на внешнее устройство), в большинстве ОС ее сегменты разделяют виртуальное адресное пространство с прикладными сегментами активного процесса. То есть, сегменты ОС и сегменты активного процесса, образуют единое виртуальное адресное пространство.
Обычно виртуальное адресное пространство процесса делится на две непрерывные части; системную и пользовательскую. В некоторых ОС (например, Windows NT, ОS/2) эти части имеют одинаковый размер - по 2 Гбайт, хотя в принципе деление может быть и другим, например 1 Гбайт - для ОС, и 2 Гбайт - для прикладных программ. Часть виртуального адресного пространства каждого процесса, отводимая под сегменты ОС, является идентичной для всех процессов. Поэтому при смене активного процесса заменяется только вторая часть виртуального адресного пространства, содержащая его индивидуальные сегменты, как правило, - коды и данные прикладной программы. Архитектура современных процессоров отражает эту особенность структуры виртуального адресного пространства. Например, в процессорах Intel Реntium существует два типа системных таблиц: одна - для описания сегментов, общих для всех процессов, а другая - для описания индивидуальных сегментов данного процесса. При смене процесса первая таблица остается неизменной, а вторая заменяется новой.
Описанное выше назначение двух частей виртуального адресного пространства - для сегментов ОС и для сегментов прикладной программы - является типичным, но не абсолютным. Имеются и исключения из общего правила. В некоторых ОС существуют системные процессы, порожденные для решения внутренних задач ОС. В этих процессах отсутствуют сегменты прикладной программы части, обычно предназначенной для прикладных сегментов. И, наоборот, в общей, системной части виртуального адресного пространства размещаются сегменты прикладного кода, предназначенные для совместного использования несколькими прикладными процессами. Механизм страничной памяти в большинстве универсальных операционных сиcтем применяется ко всем сегментам пользовательской части виртуального адресного пространства процесса. Исключения составляют ОС реального времени, в которых некоторые сегменты жестко фиксируются в оперативной памяти и соответственно никогда не выгружаются на диск - это обеспечивает быструю реакцию определенных приложений на внешние события. Системная часть виртуальной памяти в ОС любого типа включает область, подвергаемую страничному вытеснению, и область, на которую страничное вытеснение не распространяется. В не вытесняемой области размещаются модули ОС, требующие быстрой реакции и/или постоянного присутствия в памяти, например диспетчер потоков или код, который управляет заменой страниц памяти. Остальные модули ОС подвергаются страничному вытеснению, как и пользовательские сегменты. Обычно аппаратура накладывает свои ограничения на порядок использования виртуального адресного пространства. Некоторые процессоры (например, МIРS) предусматривают для определенной области системной части адресного пространства особые правила отображения на физическую память. При этом виртуальный адрес прямо отображается на физический адрес (последний либо полностью соответствует виртуальному адресу, либо равен его части). Такая особая область памяти не подвергается страничному вытеснению, и поскольку достаточно трудоемкая процедура преобразования адресов исключается, то доступ к располагаемым здесь кодам и данным осуществляется очень быстро.
Методы управления, используемые в системах реального времени, обычно проще, чем в многопользовательских системах с разделением времени. В крупных вычислительных системах с множеством пользователей большинство программ и данных хранятся во вторичной (внешней) памяти - на жестком диске - и загружаются в оперативную память только при необходимости. Это приемлемо для систем разделения времени и пакетной обработки, в которых несущественно, начнется задание минутой раньше или позже. Однако в системах реального времени задержек исполнения быть не должно, поэтому все необходимые модули предварительно загружаются в оперативную память. Тем не менее, в системах реального времени может возникнуть необходимость в выгрузке содержимого части оперативной памяти на диск.
Работа виртуальной памяти основана на предположении, что объем памяти, требуемый для процессов, превосходит размер доступной оперативной памяти. Устройства массовой памяти, например жесткий диск, используемые для реализации этого механизма, должны обладать как достаточной емкостью, так и значительным быстродействием. Операционная система копирует с диска в оперативную память только те части процесса и области его данных, называемые страницами (pages), которые непосредственно используются в данный момент, оставляя остальную часть во внешней памяти. Для загрузки наиболее часто используемых страниц и для уменьшения числа обращений к диску применяются различные стратегии оптимизации. Механизм виртуальной памяти позволяет процессу иметь адресное пространство больше, чем размер выделенной ему реальной оперативной памяти. С другой стороны, применение виртуальной памяти существенно увеличивает накладные расходы и замедляет работу системы из-за многократных обращений к диску.
Применение виртуальной памяти в системах реального времени вызвано в основном экономическими причинами. Стоимость хранения единицы информации в оперативной памяти выше, чем во вторичной памяти. Еще одной важной причиной является надежность работы. В случае системного сбоя можно восстановить работу процесса. Если сбой или перерыв в электропитании происходит, когда вся система находится только в оперативной памяти, все процессы и их данные будут потеряны, и восстановить их будет невозможно.
В системах реального времени представляет интерес только быстрая и эффективная виртуальная память. Чтобы быстро реагировать на внешние cигналы, соответствующие служебные процедуры должны постоянно храниться в оперативной памяти. Другим важным соображением, относящимся к использованию вторичной памяти в задачах реального времени, является ее работоспособность в производственной среде - жесткие диски и дискеты нельзя использовать в условиях сильных вибраций, ударов или интенсивных магнитных полей.
Одно из существенных различий между многопользовательскими операционными системами и системами реального времени касается управления файлами. В многопользовательских системах наиболее важными проблемами является структура каталогов и защита файлов. Управление и защита каталогов с соответствующим контролем прав доступа при каждом обращении требуют таких накладных расходов, которые обычно неприемлемы для систем реального времени. Однако, как правило, в системах реального времени эти меры не нужны, поскольку дисковая память используется в основном для протоколов и отчетов, а все процессы принадлежат одному "пользователю". Поэтому применение сложных механизмов управления файлами в системах реального времени обычно не оправдано.
Наиболее сложные операционные системы для достижения оптимальных характеристик позволяют настраивать параметры управления процессором и памятью. Необходимо должным образом подобрать приоритеты процессов, продолжительность квантов времени, размер страницы виртуальной памяти и другие параметры операционной системы.
Лекция 2.5. Переходные процессы в логических схемах. Гонки.
1. Переходные процессы в логических схемах.
2. Гонки.
3. Гонки по входу.
1. Переходные процессы в логических схемах
Задержка логической схемы слагается из задержек срабатывания логических элементов и задержек распространения сигналов по цепям связи между ними. Трудоемкость учета задержек зависит от соотношения значений задержек самих логических элементов и задержек в цепях связи. Если эти значения близки, то задержки различных трактов схемы можно определить только после размещения элементов на поверхности платы или кристалла большой интегральной схемы (БИС), когда станут, известны фактические длины связей. Если при этом задержки некоторых цепей не соответствуют требуемым, то нужно или переставлять элементы, или вносить изменения в функциональную схему, снова трассировать связи и снова определять задержки в них. Процесс становится итерационным, длительным. Именно в таком положении оказываются разработчики аппаратуры на быстрых элементах ЭСЛ, устанавливаемых на платах в виде микросхем или изготавливаемых прямо на поверхности кристаллов БИС. Сложность учета задержек -одна из причин, препятствующих широкому распространению элементов ЭСЛ в схемах цифровой автоматики.
В цифровой автоматике в основном используются элементы с временем переключения не менее 20 нc, что примерно на порядок превышает задержку распространения сигнала в любом проводе монтажной платы типового размера. Паразитная емкость монтажа при использовании типовых плат также не настолько велика, чтобы существенно изменить задержку элемента. В этих случаях задержку внутриплатного и близкого межплатного монтажа рационально не учитывать отдельно, а, оценив худший случай, включить ее в состав задержки логического элемента. Небольшая потеря потенциально достижимого быстродействия окупается упрощением разработки схем, поскольку задержки могут быть учтены без каких-либо итераций, сразу, и притом уже на этапе логического проектирования. Технические этапы проектирования - размещение элементов и трассировка связей - выполняются только один раз и не вызывают необходимости корректировать функциональные схемы. Будем предполагать, что задержки в цепях связи включены в состав задержек логических элементов.
Ситуации, когда задержки в связях превышают задержки в элементах, возникают и при использовании не очень быстродействующих элементов - когда сигналы передаются между блоками на достаточно большое расстояние. Однако доля подобных связей невелика, поэтому их можно выделить особо и учесть задержку в кабеле. Задержки различных экземпляров элементов какого-то определенного типа имеют технологический разброс, который обычно описывают некоторым статистическим законом. Задержка каждого конкретного элемента зависит от его температуры, длительности фронта входного сигнала, от того, насколько элементов, и притом каких он нагружен, от паразитной емкости монтажа, числа лет с момента выпуска и ряда других факторов. В паспортах элементов некоторых серий влияние части этих факторов учитывается дифференцированно в виде графиков, таблиц, линеаризованных зависимостей, но чаще это влияние просто оценивается по максимуму. При этом паспортные значения задержек и фронтов приводятся для худшего случая, который может встретиться при соблюдении указанных в паспорте ограничений. В первом случае удается полнее использовать возможности элемента, во втором - упрощается проектирование.
Рисунок 1. – Плотность вероятности распределения задержки элемента в условиях налаженного производства 1 и в период освоения 2
На рис. 1 показан возможный вид кривой технологического разброса задержки элементов при испытаниях на предприятии-изготовителе. Выходной контроль отсекает хвост кривой в соответствии с техническими условиями (ТУ) на элемент с учетом необходимого запаса на старение, допуски и т. п. Если правильно налажены производство и контроль, то потребитель всегда имеет дело с элементами, задержка которых не превышает паспортную.