Обучении английскому языку
Информационные технологии в
В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули и обучение иностранному языку в школе. В частности стали, интенсивно внедрятся в учебный процесс новые информационные технологии, такие как: использование Интернет - ресурсов, обучающих компьютерных программ и т.п.
Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфики (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. В преподавании иностранного языка новые возможности открывают компьютерные технологии.
Компьютер играет все большую роль в современном образовании. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы:
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- мотивация обучения;
- избежание трудностей при работе с печатными пособиями;
- дефицит времени.
Основную роль при решении этих проблем играют мультимедийные средства. Они просты в применении, их роль в интенсификации урока и повышении его эмоционального воздействия на обучающихся велика. Они стали объективной реальностью нашего времени, и преподаватель иностранного языка не может не воспользоваться мультимедийными средствами для формирования коммуникативных компетенций на своих уроках. Они позволяют использовать новые формы и методы обучения для развития новой идеологии мышления.
Компьютер берет на себя львиную долю рутинной работы преподавателя, высвобождая учителю, время для творческой деятельности, которая на современном уровне развития техники не может быть отдана компьютеру.
Как известно, пригодность технических средств обучения и контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям:
1. Они должны способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса.
2. Обеспечивать немедленное и постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося.
3. Повышать сознательность и интерес к изучению языка.
4. Обеспечивать оперативную обратную связь и пооперационный контроль действий всех обучаемых.
5. Обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования.
Компьютер наилучшим образом "вписывается" в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и максимально приближает процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определенным образом обрабатывать ее и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности, учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик выбирает для себя оптимальный объем и скорость усвоения материала.
Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал по английскому языку при использовании компьютера усваивается прочнее.
Компьютер обеспечивает и всесторонний контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это дает возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.
Еще одно достоинство компьютера - способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных и неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных знаний и т.п.), преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся.
Нельзя не отметить еще один фактор: компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как "ответобоязнь". Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли и т.п.) не позволяют многим учащимся показать свои реальные знания. Оставаясь же "наедине" с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.
Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка. Учащиеся могут использовать компьютер как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причем компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счете, совершенствовании, автоматизации отрабатываемого навыка.
В школе я работаю учителем английского языка 8-й год, применяя информационные технологии в своей работе. Учащимся очень нравится такие уроки и они выражают свои положительные отзывы.