Оценка преимуществ и рисков, возникающих при
различных вариантах решения проблемы
Для выбора вариантов решения проблем, стоящих перед отраслью культуры, в настоящей Концепции были рассмотрены и проанализированы два сценария формирования и реализации Программы.
Первый сценарий (традиционный) опирается на подходы, которые были разработаны в предыдущей программе, и является логическим ее продолжением. Финансовое обоснование сценария сводится к решению текущего комплекса задач и мероприятий, к которым добавляются новые мероприятия, обусловленные современными потребностями развития сферы культуры.
Второй сценарий (оптимальный) исходит из необходимости решения стратегических целей и задач культурного развития страны. Для их достижения выделяются приоритетные направления развития сферы культуры, дается их обоснование, предлагается перечень программных мероприятий, и на основании этого определяется необходимый объем финансовых затрат. Серьезный упор делается на формирование и использование инновационных методов и подходов к решению задач. Особая роль отводится научным исследованиям и внедрению в отрасль инфокоммуникационных технологий.
Первый сценарий (вариант) предполагает выбор и реализацию мероприятий Программы, необходимость которых обусловлена выявленными к настоящему моменту и прогнозируемыми в средне- и долгосрочной перспективе (до 2016 года) потребностями в развитии различных видов деятельности и подотраслей культуры во всех субъектах Российской Федерации вне зависимости от уровня их экономического развития, развития региональной инфраструктуры и уровня потенциала культурного наследия соответствующих территорий.
С учетом масштабности поставленных задач необходимый объем ресурсного обеспечения по этому варианту, по предварительной оценке, составит 122,6 млрд. рублей. Основное финансирование Программы по этому варианту предполагается за счет средств федерального бюджета 119,2 млрд. рублей, что дает следующее преимущество: комплексная увязка и централизованная координация усилий по срокам и ресурсам, а также возможность концентрации значительных объемов финансовых ресурсов на определенных приоритетных направлениях обеспечат эффективное расходование средств и повысят вероятность завершения инфраструктурных проектов и других мероприятий Программы в запланированные сроки.
Следует отметить следующие риски, существующие при любом сценарии (варианте) реализации Программы, которые могут серьезно повлиять на развитие сферы культуры:
макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики, высокой инфляцией и кризисом банковской системы;
финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования;
техногенные и экологические риски. Любая крупная природная, технологическая или экологическая катастрофа, вероятность которой полностью исключать нельзя, потребует дополнительных ресурсов по ликвидации ее последствий;
международные риски. Успешное функционирование сферы культуры также зависит от состояния международных отношений России с другими странами. Кроме этого, для реализации ряда значимых мероприятий имеет значение ситуация на международных рынках, курсы валют, степень взаимной интеграции государств, что особенно важно для международных обменов.
Для первого сценария наиболее вероятные риски связанны с возможным снижением масштабов финансового обеспечения культуры, в зависимости от имеющихся ресурсов.
Максимальная эффективность мероприятий Программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов к понесенным затратам, может быть обеспечена в рамках второго сценария за счет концентрации программных акцентов и ускоренного развития культурных проектов и программ межрегионального значения, повышения качества услуг в сфере культуры.
При рассмотрении второго сценария (варианта) учитывалась возможность организационного и финансового объединения на региональном уровне инвестиционных проектов и мероприятий действующих региональных целевых программ в сфере культуры. Усиливалась инновационная составляющая. Общая потребность в ресурсах по этому сценарию (варианту) оценивается в 130,6 млрд. рублей, в том числе 125,3 млрд. рублей за счет федерального бюджета.
Второй сценарий (оптимальный) подвержен тем же рискам, но в силу выбранных приоритетных направлений он позволяет рационально подойти к процессу программного обеспечения и в конечном итоге в большем объеме реализовать принятые программные положения.
Исходя из анализа состояния отрасли, задач, требующих незамедлительного решения, наиболее приемлемым является второй сценарий формирования и реализации Программы, который в большей степени соответствует стратегическим направлениям развития, определенным в перспективе и в целом для Российской Федерации.
При формировании этого сценария учитывались следующие принципы реализации Программы:
комплексное решение задач реализации культурной политики России в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников культурного процесса (органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и иных негосударственных организаций);
социальная ориентированность мероприятий Программы, касающихся сохранения и развития отечественной культуры, культурного наследия;
поддержка приоритетных инновационных и инвестиционных проектов Программы, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений культуры;
адаптация проектов и мероприятий Программы к изменяющимся внутренним и внешним условиям развития культуры России;
инвариантность подходов к реализации отдельных проектов и мероприятий Программы в зависимости от изменения условий.
Досрочное прекращение Программы может произойти при существенном негативном изменении экономической ситуации в стране, а также при неэффективном управлении Программой, не обеспечивающим достижение заявленных целей.