Оценка конкурентных преимуществ территории

После оценки состояния социально-экономического развития территории муниципального образования и выяснения основных тенденций развития орган местного самоуправления должен определиться со стратегией дальнейшего развития территории. Однако здесь мы встретимся с рядом принципиальных вопросов:

Ø Как оценить перспективы развития действующих производств?

Ø Как определить конкурентоспособность зарождающихся или новых производств на данной территории?

Ø Какими преимущества носят долгосрочный и устойчивый характер, а какие временный коньюктурный характер?

К сожалению, предложенные выше способы формирования стратегий, опирающиеся на социологические методы или методы традиционного планирования, не дадут нам ответа на поставленные вопросы.

Автор этой лекции совместно с экспертами Агентства муниципального и регионального развития (г. Москва) и группой игротехников (г. Кострома) провели двухдневную деловую игру с сотрудниками Администрации и депутатами Городского Совета г. Кинешма. Участники были разбиты на проблемные группы которые обосновывали выбранные ими направления стратегического развития города. Результатом явилось то, что одни и те же участники игры на разных ее этапах обосновали взаимоисключающие направления развития города. Этот результат показывает что:

Ø социологические методы не эффективны на этой стадии определения перспектив развития города. Их время наступает при обсуждении уже выдвинутых на основе других методов стратегии города. Они помогают в определении совместимости предложенной стратегии развития муниципального образования с традициями и особенностями местного менталитета. Позволяют сделать население союзником власти в осуществлении социально-экономической политики.

Ø Применение социологических методов возможно лишь в экспертной среде, и только после проведения анализа социально-экономической ситуации.

Стратегический анализ начинается с оценки преимуществ территории по следующим параметрам:

Ø природно-климатические и географические условия- преимущества оцениваются с точки зрения наличия природных ресурсов (полезные ископаемые, природно ландшафтные преимущества, рельеф, наличие основных источников воды, строительных материалов и др.) с точки зрения возможности их использования для организации производства или оказания услуг;

Ø инфраструктура и транспортные связи – близость к основным транспортным артериям, наличие развитой сети инженерной инфраструктуры усиливают конкурентные преимущества территории практически во всех отраслях производства и оказания услуг. Например, наличие развитой инфраструктуры позволяет европейским странам конкурировать на международных рынках несмотря на высокую стоимость рабочей силы. Отсутствие этих условий может быть основным фактором сдерживающим рост заработной платы, а следовательно и уровня жизни населения муниципального образования. Помимо этого, требования к инженерной инфраструктуре могут быть предъявлены и самим производством (возможные объемы потребления воды, электроэнергии и др.);

Ø сложившаяся структура промышленности и бизнеса – этот фактор крайне важен поскольку развивая свой бизнес на территории муниципального образования любой предприниматель действует в окружении других субъектов хозяйственной деятельности. Они могут усиливать его позиции в бизнесе или ослаблять их. Так, предприятия действующие в муниципалитете могут выполнять роль поставщика или покупателя продукции для моего предприятия, могут являться технологическими или кадровыми донорами, либо я могу использовать их дилерскую сеть. В значительной степени, это «функция предпринимательской среды» зависит от местной власти. От ее умения организовать и поддерживать связи между предприятиями, работающими на ее территории;

Ø демографический ресурс и профессиональный уровень трудоспособного населения – один из ключевых факторов влияющих на определение стратегии развития муниципального образования. Особенно это актуально для нашей страны в силу ее очень сложной демографической ситуации. Умение управлять миграционными потоками и формировать профессиональные качества рабочей силы является отдельной задачей местной власти. Оценка этого фактора проводится по объемам и качеству профессиональной подготовки, наличию инфраструктуры (учебные заведения, тренинговые центры, инновационные центры, методическая и технологическая поддержка основных кластеров). Наличие осознанной миграционной политики у местной власти в ситуации когда объемы годовой миграции достигают в некоторых городах 10% трудоспособного населения является одним из важнейших факторов успешной экономической политики;

Ø административный ресурс – крайне важный фактор, обеспечивающий не просто благожелательную позицию органа власти по отношению к предпринимателю, а формирующий среду в которой действует предприниматель. Основными характеристиками, по которым можно судить о качестве администрирования может служить анализ промышленной политики органа власти. Она должна включать в себя:

o комплекс мероприятий по облечению осуществления бизнеса на территории муниципального образования (снятие административных барьеров);

o наличие четкой стратегии развития города позволяющей предпринимателю своевременно и грамотно проводить инвестирование;

o мероприятия по совершенствованию инженерной инфраструктуры обслуживающей бизнес;

o наличие и дееспособность инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса;

o Укрепление устойчивости местного рынка и связей между предпринимателями, работающими на данной территории содействие формированию и развитию кластеров.

o Программа содействию продвижению товаров производимых на территории на другие рынки.

o Содействие в подготовке и переподготовке рабочей силы и регулировании миграционных процессов.

Проведение анализа преимуществ территории позволяет осуществить комплексный подход к оценке возможностей территории и предложить наиболее конкурентоспособные направления развития. Любая задача, сформулированная в ходе анализа текущей социально-экономической ситуации, может быть решена различными способами и при опоре на различные преимущества территории. Поэтому вслед за выделением конкурентных преимуществ территории, необходимо проанализировать какие из них могут быть использованы для решения задач сформулированных на предыдущем этапе.

4. Формирование стратегического выбора или стратегии развития территории.

Проведение многосторонней аналитической работы на предыдущих этапах процесса стратегического планирования, позволяет приступить к формированию стратегического выбора территории или, проще говоря, к выработке стратегии.

На этом этапе проводятся следующие процедуры:

    • Осуществляется выделение наиболее перспективных действующих и зарождающихся кластеров территории.
    • Анализируются стратегии других уровней управления, их видение места и роли данной территории в контексте целей и задач общенационального и регионального масштаба.
    • Суммируются стратегии действующих на территории хозяйствующих субъектов, и проводится их анализ на соответствие выбранным в ходе кластерного анализа направлениям развития.
    • Осуществляется отбор возможных стратегий развития с учетом критериев определенных на этапе стратегического анализа.
    • Начинается дискуссия в СМИ по вопросам выработки стратегии развития территории.

Другими словами на этом этапе происходит процесс: формирования цели и задач развития, согласование интересов участников процесса развития (населения, органов власти и управления различных уровней, действующих на территории субъектов хозяйственной деятельности) с результатами кластерного анализа.

В результате этой работы формируются наиболее приоритетные направления развития территории способные решить основные проблемы, стоящие перед территорией, согласованные и поддерживаемые населением и хозяйствующими субъектами.

Поэтому крайне важным элементом этой работы является критериальный анализ в ходе которого формируется не просто стратегия, а стратегия устойчивого развития территории.

О проблеме устойчивости экономического развития муниципального образования и методах ее достижения написано достаточно много. Поэтому, прежде чем излагать основные подходы к решению данной проблемы необходимо определить основные понятия.

Под устойчивым развитием территории автор понимает – ее способность экономики противостоять внешним и внутренним воздействиям, а так же способность развиваться преимущественно за счет внутренних источников.

Понимая спорность данного определения, не буду настаивать на его истинности. Поскольку единственной целью данного определения, является оттенить наиболее злободневные проблемы сегодняшней российской ситуации.

Чем вызвана острота этой проблемы в современной России? Почему в данной книге мы специально останавливаемся на этой проблеме? Для этого есть веские объективные и субъективные причины. Сначала об объективных:

Ø Россия вступила в рынок позже других, когда основные рынки и игроки на них уже определены. В 90-е годы были утрачены многие традиционные рынки.

Ø Социалистическое волюнтаристское планирование привело к формированию достаточно сложной и что не менее важно регулируемой извне системе хозяйственных связей. Эта система рухнула вместе с исчезновением СССР.

Ø На местном, локальном уровне формировалась, в силу внешнего регулирования процессов, система при которой практически не формировались территориальные промышленные группы. Попытки по формированию территориальных производственных комплексов предпринятые в 60-70 годы, в значительной степени благодаря деятельности А.Н. Косыгина, не принесли желаемых результатов в плановой экономике. Лимиты и регламентация поставщиков и потребителей продукции не позволяла им развиваться.

Субъективные причины состоят в следующем:

Ø Большинство экономистов управленцев недооценивают влияние внутренних связей на устойчивость экономики муниципалитета или региона.

Ø Не оцениваются последствия структурных изменений происходящих внутри экономики территории.

Ø Отсутствие разработанных научных и прикладных методов позволяющих оценивать устойчивость и безопасность экономики на местном и региональном уровне.

Почти повсеместно, где мы осуществляли свои работы, понимание устойчивости и безопасности сводилось к надежности систем жизнеобеспечения городов (ЖКХ). Не отрицая первостепенной важности систем жизнеобеспечения необходимо отметить, что устойчивость развития так же как надежность систем жизнеобеспечения является необходимым условием выполнения основных социальных гарантий человека проживающего на территории. Наличие высокооплачиваемой в соответствии с его квалификацией работы является не менее важным фактором чем наличие воды или света за который нужно платить.

Потребности человека, технологическое развитие, глобализация экономических и социальных процессов предъявляют требование не просто обеспечить высокий уровень жизни а его постоянную положительную динамику. Поэтому мы говорим о устойчивости развития то есть постоянном положительном изменении основных экономических и социальных показателей территории их соответствия основным параметрам государства и мировым тенденциям в целом.

Поэтому, формируя стратегию развития территории муниципального образования мы должны рассчитывать:

Ø на получение долгосрочных конкурентных преимуществ территории;

Ø на формирование системы воспроизводства основных параметров конкурентных преимуществ;

Ø на формирование среды стимулирующей и поддерживающей инновации и развитие;

Ø формирование внутренних источников развития территории.

Другими словами, разрабатывая стратегию развития муниципального образования, мы должны предусматривать меры по поддержанию и воспроизводству устойчивости экономики территории.

Устойчивость территории муниципального образования зависит от множества факторов, которые можно сгруппировать в следующие группы:

Ø устойчивость внутреннего рынка перед внешними воздействиями (конкуренты, поставщики, внешняя ресурсная зависимость и т.д.);

Ø устойчивость внутреннего рынка перед внутренними воздействиями (демографическая ситуация, ограниченность различных видов ресурсов и др.)

Ø способность к инновационному воспроизводству и развитию.

Если, мы посмотрим приведенные выше схемы и структуру кластеров, то мы увидим, что развитая структура кластера при его территориальной привязке и является тем механизмом, который обеспечивает его устойчивость перед внутренними и внешними воздействиями.

Территория муниципального образования, как правило включает в себя несколько кластеров. Обеспечение связей между ними, развитие и укрепление связей позволяет усилить как внешнюю устойчивость самого кластера, так и устойчивость территориальной экономики в целом.

Каким образом орган власти может влиять на развитие укрепление связей внутри кластера и межкластерных связей? В пособии по кластерному управлению для американских губернаторов[4] предлагаются следующие способы воздействия:

«1. Политика более эффективной организации и предоставления услуг.

Власть обладает обычно организационными возможностями в отношении малого бизнеса, подготовке и распространению технологий, маркетинге, проведению специальных программ подготовки персонала по конкретной дисциплине.

Группы обеспечивают наилучший организационный каркас для предоставления услуг более приспособленный к требованиям промышленности, поскольку это проблемно-ориентированные, а не адресно-ориентированные программы. Работа идет с коллективом клиентов, а не индивидуально.

2. Политика инвестирование в группы. Инвестируя в сервисы, власть усиливает базовое производство, создается точка опоры для возникновения дополнительного производства. Органы власти поддерживают учебно- научные центры ведущие базовые исследование и разработки и коммерциализацию, и постройку промышленные площадок. Инвестиционные стратегии реально окажут помощь через ориентированную научно-исследовательскую группу результатом деятельности которой, будет поглощение новых технологий и создание более инновационного бизнеса.

3. Политика укрепления кластера связанная с развитием сервисов.

Органы власти проводящие активную политику в отношении кластеров формируют группы помощи, содействуют организации более эффективных посредников. Они лучше способны узнать и среагировать на промышленные потребности, группы мониторинга и группы помощи.

4. Политика, которая улучшает рабочую силу. Единственный наиболее важный ресурс любой группы в современной экономике - человеческий капитал. Иметь доступ к трудовому пулу, который знает как применить свое знание в деле группы - ключ к успеху. Необходимо формировать в рамках кластера учреждения специализированного образования и подходящую степень специализации в учреждениях среднего и высшего образования, которое обслуживает разнообразные запросы местной экономики.

Необходимо знать потребности кластеров, чтобы перестраивать образовательную политику».

Рассмотрим применение элементов данной политики на примере схемы: «Стратегия устойчивого развития г. Кинешма».

Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru

ЦЕНТР ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ГРУЗОВ
Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru
ТРАНСПОРТНО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ УЗЕЛ
ПРОИЗВОДСТВО ПЕРЕВЯЗОЯНЫХ МАТЕРИАЛОВ И МЕЛКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ОЗДОРОВЛЕНИЕ ТУРИЗМ МЕД. УСЛУГИ
ГЛУБОКАЯ ПЕРЕАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ МЕБЕЛЬ
ЮВЕЛИРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
НОВЫЕ (СТРАТЕГИЧЕСКИЕ) КЛАСТЕРЫ (ПРОМ. ГРУППЫ)
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru
ХИМЧЕСКАЯ
ТЕКСТИЛЬНАЯ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
ТРАДИЦИОННЫЕ (БАЗОВЫЕ) ОТРАСЛИ
ТЕХНОЛОГИИ, ИННОВАЦИИ, ЗАКАЗЫ, ПОСТАВКА КОМПЛЕКТУЮЩИХ КООПЕРАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru
ИНФРАСТРУКТУРА, КАДРЫ, ИНВЕСТИЦИИ, ПОСТАВКИ КОМПЛЕКТУЮЩИХ, КООПЕРАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Оценка конкурентных преимуществ территории - student2.ru Схема: СТРАТЕГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КИНЕШМА

На схеме ясно видно, что не связанные между собой базовые отрасли очень сильно зависят от внешних воздействий и практически не используют возможности территории муниципального образования. Развитие уже действующих предприятий в сфере поставки, сбыта продукции и сервисе может значительно усилить устойчивость местной экономики, что видно по обилию возможных связей. Помимо этого, переход к этой модели снизит издержки самих базовых предприятий, облегчит им доступ к инновациям и облегчит формирование специализированного рынка труда.

Наши рекомендации