Программное порождение и уничтожение процессов в windows nt
В профессиональном программировании процессом называют действия, выполняемые над конкретными данными под управлением программы. Особенностью современных операционных систем является их способность обеспечивать одновременное выполнение нескольких программ, даже если в компьютере используется лишь один процессор.
Для семейства WINDOWS характерны наиболее сложные среди других операционных систем системные функции создания процессов. Порождение нового процесса достигается функцией CreateProcess с десятью параметрами, имеющей следующий прототип:
BOOL CreateProcess(LPCTSTR pNameModule, LPCTSTR pCommandLine,
LPSECURITY_ATTRIBUTES pProcessAttr,
LPSECURITY_ATTRIBUTES pThreadAttr, BOOL InheritFlag,
DWORD CreateFlag, LPVOID penv, LPCTSTR pCurrDir,
LPSTARTUPINFO pstartinfo,
LPROCESS_INFORMATION pProcInfo);
Здесь LPCTSTR задает дальний указатель (адрес в модели FLAT) для текстовой стороки, DWORD аналогичен LONG.
Параметры pProcessAttr, pThreadAttr относятся к средствам расширенной защиты в Windows NT и в большинстве приложений не используется, что указывается заданием соответствующего аргумента значением NULL.
Параметр pNameModule является указателем на строку текста – имя файла запускаемой программы (файла с расширением .EXE), а параметр pCommandLine – указатель на текст командной строки запуска программы. С формальной стороны эти два аргумента дублируют друг друга, практически один из них.
Параметр InheritFlag используется для задания наследования объектов дочерним процессом и в настоящей работе рассматриваться не будет (будем полагать его равным FALSE).
Параметр pCurrDir относится к дополнительным возможностям функции, он задает новый каталог для запускаемого процесса, его возможности также можно не использовать и задавать его значением NULL.
Параметр penv задает указатель на блок памяти, хранящей строки окружения, в простейших и наиболее частых ситуациях его также можно принимать равным NULL.
Параметр CreateFlag задает флаги создания и кроме достаточно тонких нюансов определяет класс приоритета создаваемого процесса. Обычное значение этого флага задается константой NORMAL_PRIORITY_CLASS.
Два последних аргумента задают адреса двух специальных структур данных для создания процесса. Структура pstartinfo соответствует структуре описания сессии (сеанса) и содержит 18 полей, определяющих в первую очередь характеристики окна для создаваемого процесса. В простейшем случае все поля могут быть заполнены нулями. Структура PROCESS_INFORMATION, задаваемая адресом в последнем параметре, содержит четыре поля для возврата учетной информации из операционной системы после создания нового процесса. Описывается она следующим образом:
Typedef struct
{HANDLE hProcess;
HANDLE hThread;
DWORD dwProcessID;
DWORD dwThread;
} PROCESS_INFORMATION;
Наиболее важными в ней являются поле hProcess, возвращающее хэндл созданного процесса, и поле dwProcessID, возвращающее идентификатор (условный номер) созданного процесса.
Возвращаемое функцией CreateProcess значение типа BOOL позволяет вызывающей программе решить, удачно ли прошел запуск – удалось ли создать процесс. При создании возвращается значение TRUE, иначе – значение FALSE, численно равное нулю. Для использования рассматриваемой функции в программе на языке СИ необходимо подключение директивой #include заголовочного файла windows.h.
Пример, представленный программами Parent.cpp и Child.cpp демонстрируется простейшее использование функции создания процесса.
Программа Parent.cpp
#include <windows.h>
#include <stdio.h>
DWORD CreationFlags;
int main()
{ int k;
DWORD rc;
STARTUPINFO si;
PROCESS_INFORMATION pi;
printf(“Demonstration processes, Main Process\n”);
memset(&si,0,sizeof(STARTUPINFO));
si.cb=sizeof(si);
CreationFlags=NORMAL_PRIORITY_CLASS;
rc=CreateProcess(NULL,”child.exe”,NULL,NULL,FALSE,
CreationFlags,NULL,NULL,&si,&pi);
if (!rc)
{ printf(“Error in creation process, codeError=%ld\n,GetLastError());
getch();return(0);}
printf(“For Child Process:\n”);
printf(“hProcess=%d,hThread=%d,ProcessID=%ld,ThreadID=%ld,
pi.hProcess,pi.hThread,pi.dwProcessID,dwThreadID);
for (k=0;k<10;k++)
{ printf(“I am Parent...(my k=%d)\n,k); Sleep(2000);
CloseHandle(pi.hProcess);CloseHandle(pi.hThread);
Return 0);
}
программа Child.cpp
#include <stdio.h>
#include <windows.h>
int main()
{ int k;
printf(“Demonstration Process, Child Process\n);
for (k=0;k<30;k++)
{ printf(“I am Child ... (k=%d)\n\r”,k); Sleep(1000); }
return 0;
}
В конце программы полученные при создании процесса хэндлы закрываются вызовом CloseHandle(). По существу закрываются не сами хэндлы, а связанные с ним управляющие блоки (структуры описания процессов).
При построении приложений на основе нескольких процессов может возникнуть необходимость принудительно и окончательно прекратить функционирование некоторого другого процесса. Для этого в операционных системах Windows предназначена функция TerminateProcess(), имеющая следующий прототип:
BOOL TerminateProcess(HANDLE hProcess, UINT uExitCode)
В которой аргумент hProcess задает, какой именно процесс следует завершить, а аргумент uExitCode – код завершения.
Нормальное (не принудительное) завершение процесса с кодом завершения задает функция
VOID ExitProcess(UINT uExitCode),
которую следует ставить последней в действиях программы процесса, или вместо нее использовать мобильную и независимую от операционной системы функцию exit() с аргументом – кодом завершения.
Задание на лабораторную работу:
1. изучить системные функции мыши для текстового режима MS Windows.
2. составить программу с использованием изученных функций по указанию преподавателя.
Лабораторная работа № 7