Задачи изучения дисциплины 1 страница
Задачами дисциплины «Правовая информатика» являются:
· изучение основных понятий и определений правовой информатики,
· изучение справочно-правовых систем,
· освоение программных и технических средств в объеме, достаточном для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности,
· ознакомление с новейшими информационными технологиями в правоохранительной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Практический курс.
1. Информационное обеспечение правоохранительных органов.
2. Оперативно-справочные, оперативно-розыскные и дактилоскопические учеты.
3. Информационные технологии в правоохранительной деятельности.
4. Автоматизированные информационные системы.
5. Справочные правовые системы. Общее представление.
6. Современные тенденции в развитии справочно-правовых систем Обзор российских справочно-правовых систем.
7. Консультант Плюс. Поиск информации в СПС Консультант Плюс.
8. Консультант Плюс. Ознакомление с пиктографическим меню. Работа с найденными документами.
9. СПС ГАРАНТ. Принципы работы.
10. СПС ГАРАНТ. Поисковые возможности. Поиск по реквизитам.
11. СПС ГАРАНТ. Поиск по ситуации. Поиск по разделам правового навигатора.
12. СПС ГАРАНТ. Работа с документом. Закладки в документах. Интеграция с MS Word и MS Excel.
13. СПС ГАРАНТ. Документы на контроле. Сохранение документов и списков в файл. Папка мои документы.
14. СПС Кодекс. Основные вопросы, решаемые с помощью справочно-правовой системы «Кодекс». Запуск системы «Кодекс».
15. СПС Кодекс. Поиск информации. Интеллектуальный поиск.
16. СПС Кодекс. Атрибутный поиск. Быстрый поиск. Поиск по ситуации. Поиск наиболее важных документов.
17. СПС Кодекс. Работа с тематическим классификатором.
18. СПС Кодекс. Работа со списком. Работа с текстом документа.
Тема 1. Информационное обеспечение правоохранительных органов.
Требования к студенту:знать программные и технические средства, применяемые в правоохранительных органах, иметь представление об информационном обеспечении правоохранительных органов, об автоматизированных информационных системах.
Технические и программные средства информатики все шире используются в современной юридической практике, в деятельности органов правоохраны и правопорядка, в системах сбора, хранения, передачи, обработки, выдачи управляющей и осведомляющей правовой информации с использованием компьютеров, компьютерных сетей и телекоммуникаций, связывающих в единый комплекс отдельные компьютеры на произвольно большой территории.
Информация в правоохранительных органах содержит сведения о:
· правонарушителях и преступниках;
· владельцах автотранспортных средств;
· владельцах огнестрельного оружия;
· событиях и фактах криминального характера, правонарушениях;
· похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата.
Службы и подразделения органов внутренних дел характеризуются данными о:
· силах и средствах, которыми располагает орган;
· результатах их деятельности.
Кроме указанных сведений широко используется научная и техническая информация, необходимая для совершенствования деятельности органов внутренних дел.
Основное место в информационном обеспечении занимают так называемые учеты.
Учет – это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.
Совокупный объем учетов органов МВД Российской Федерации охватывает около 95% криминальных проявлений, с их использованием удается раскрывать до 25% преступлений.
Оперативно-справочные, оперативно-розыскные и дактилоскопические учеты.
Первоначально учеты назывались уголовной регистрацией, что отражало суть деятельности по регистрации преступников. Информацию о лицах упорядочивали по определенным группам признаков, что способствовало своевременному поиску необходимых сведений. В последующем учитывать стали не только самих преступников, но и предметы, следы, имевшие отношение к совершенному преступлению.
Самый крупный центр хранения информации в России – ГлавныйИнформационный Центр Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИЦ МВД РФ). Этот банк оперативно-справочной и розыскной информации содержит свыше 50 миллионов учетных документов и имеет картотеку на судимых лиц, фототеку отпечатков пальцев и подробные отчеты органов милиции.
Региональные Информационные Центры МВД и Информационные Центры Управлений внутренних дел (УВД) являются важнейшим звеном в системе информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации. На них ложится основная нагрузка в обеспечении информационной поддержки органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений, розыске преступников.
Информационные центры являются головными подразделениями в системе МВД, УВД, УВТД в области информатизации: обеспечения статистической, оперативно-справочной, оперативно-розыскной, криминалистической, архивной и иной информацией, а также компьютеризации и построения региональных информационно-вычислительных сетей и интегрированных банков данных.
С помощью учетов получается информация, которая помогает в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества. Они формируются в горрайлинорганах, ИЦ МВД, ГУВД, УВД по территориальному (региональному) принципу, и образуют федеральные учеты ГИЦ МВД России.
Помимо учетов, в органах МВД создаются и хранятся экспертно-криминалистические централизованные коллекции и картотеки, предназначенные для раскрытия и расследования преступлений. Информация в учетах, коллекциях и картотеках называется криминальной.
По своим функциям учеты делятся на:
· оперативно-справочные;
· розыскные;
· криминалистические
По объектовому признаку учеты разделяются на три группы:
· лиц;
· преступлений (правонарушений);
· предметов.
Основная оперативно-справочная и розыскная информация формируется в горрайлинорганах. Часть ее остается на месте, а другая – направляется в ИЦ и ГИЦ для формирования единого банка данных.
Информационная база системы МВД построена на принципе централизации учетов. Ее составляют оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты и картотеки, сосредоточенные в ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, УВД, УВТД и локальные учеты горрайлинорганов.
Учеты содержат следующие сведения о гражданах России, иностранцах и лицах без гражданства:
· судимость, место и время отбывания наказания, дата и основания освобождения;
· перемещение осужденного;
· смерть в местах лишения свободы, изменение приговора, амнистия, номер уголовного дела;
· место жительства и работы до осуждения;
· задержания за бродяжничества;
· группа крови;
· дактилоформула (отпечатки пальцев).
По отпечаткам пальцев можно устанавливать личности преступников, арестованных, задержанных, трупов, неизвестных больных. В информационных центрах имеется около 20 миллионов отпечатков пальцев, и они обслуживают свыше полумиллиона запросов органов внутренних дел (ОВД) в год.
По способам обработки информации бывают ручные, механизированные и автоматизированные учеты. Автоматизированные учеты представляют собой ряд автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), работающих, в основном, по принципу «запрос-ответ». Обработка информации в них связана в основном с поиском первичных данных, а не с их преобразованием.
Информационный поиск – процесс отыскания в множестве документов тех, которые посвящены указанной в информационном запросе теме (или предмету) или содержат необходимые пользователю факты и сведения.
АИПС в зависимости от объектов поиска подразделяются на документальные и фактографические. В документальных объектами поиска являются документы, их копии или библиографическое описание, в фактографических искомыми объектами могут быть записи, характеризующие факты или явления.
Существуют следующие АИПС:
«Картотека» - автоматизированный пофамильный и дактилоскопический учет, служит для получения сведений о гражданах РФ, иностранцах и лицах без гражданства.
«Опознание» - учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей – граждан РФ, СНГ и лиц без гражданства.
«Оповещение» - учет преступников, разыскиваемых по искам предприятий и организаций.
«Оружие» - учет утраченного и выявленного вооружения.
«Автопоиск» (розыск автомашин), «Антиквариат», «Вещь» (похищенные номерные вещи), «Сейф» (преступления со взломом сейфов), «Досье» (рецидивисты, особо опасные преступники), «Насилие» (преступления с насилием против личности). Для иностранцев и лиц без гражданства есть специальная АИПС «Криминал-И».
Систематизация поступающей в АИПС информации имеет два преимущества:
· возможность неоднократного обращения различных аппаратов и служб органов внутренних дел к информации, хранящейся в АИПС;
· возможность постоянного обновления информации в АИПС.
В МВД имеется также сеть автоматизированных банков данных (АБД), объединяющая множество локальных вычислительных сетей, автоматизированных рабочих мест (АРМ) и информационных систем.
Информационные технологии в правоохранительной деятельности.
Под информационными технологиями здесь будем понимать систему операций по сбору, хранению, обработке и передаче правоохранительной информации с помощью компьютеров. Информационные технологии используются для обработки криминальной информации, управления, автоматизации офисных работ, принятия решений, функционирования экспертных систем. Средства информационных технологий обычно включают электронную почту, аудиопочту, текстовые процессоры, электронные таблицы, телеконференции, видеотекст и др. Широко используются средства мультимедиа, к которым относятся неподвижные изображения на экране в сочетании со звуковыми эффектами, движущиеся изображения, анимация (аналог мультипликации).
В органах внутренних дел внедрение информационных технологий осуществляется через построение локальных, региональных и общегосударственной отраслевых информационно-вычислительных сетей.
В единой информационной структуре ОВД имеется Федеральный банк криминальной информации, однако компьютерная база банка пока слабая. Для усиления этой базы требуются мощные компьютеры с соответствующими программными средствами и мощными СУБД, например типа Oracle, способными обеспечить многопользовательский, многозадачный режим работы компьютерной сети. Использование таких операционных систем, как Unix или Windows NT также может давать хорошую защиту информации при одновременной работе многих пользователей. Основным достоинством ОС UNIX является возможность системными средствами решать проблему одновременной работы пользователей с разграничением их доступа к системным ресурсам и данным, независимо от способа подключения этих пользователей. Для автоматизированных рабочих мест хорошо зарекомендовали себя СУБД «Paradox», «Clipper»; пакет прикладных программ (ППП) «Flint».
Помимо Федерального банка криминальной информации, расширяется сеть региональных информационных центров, связанных с Главным информационным центром. Уже в настоящее время в этой сети ежегодно обрабатывается свыше 150 миллионов правовых документов, хотя в целом система все же находится пока в стадии становления.
Использование модемной связи и ресурсов сети Internet позволило уменьшить трудоемкость обработки статистической отчетности в ГИЦ и повысить ее оперативность, сократить количество ошибок, минимизировать затраты ручного труда.
Создание и внедрение в практическую деятельность органов внутренних дел информационных технологий позволяет повысить эффективность работы правоохранительных органов.
Автоматизированные информационные системы.
Информационная система – это человеко-компьютерная система для организации хранения, обработки и выдачи информации в интересах поставленной цели, использующая информационную технологию.
Автоматизированная информационная система – совокупность структурированных данных (базы данных) и комплекса аппаратно-программных средств для хранения и манипулирования данными.
База данных – набор данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования, независимый от прикладных программ. Обращение к базам данных осуществляется с помощью системы управления базами данных (СУБД).
Система управления базами данных – комплекс программ и языковых средств, предназначенных для создания, ведения и использования баз данных. СУБД обеспечивают:
· набор средств для поддержки таблиц и соотношений между связанными таблицами;
· пользовательский интерфейс, позволяющий вводить и изменять информацию, выполнять поиск по запросам пользователя и представлять информацию в текстовом или графическом виде;
· средства программирования высокого уровня, с помощью которых можно создавать собственные приложения.
В правоохранительной деятельности по своему назначению можно выделить автоматизированные информационные системы (АИС) для сбора и обработки учетной и статистической информации, оперативные, для следственной практики, криминалистические, управленческие, для экспертной деятельности.
В деятельности органов внутренних дел используются несколько видов АИС, такие как: автоматизированные системы обработки данных (АСОД), автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС), автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС), автоматизированные рабочие места (АРМ), автоматизированные системы управления (АСУ), экспертные системы (ЭС), системы поддержки принятия решений и автоматизированные информационно-распознающие системы (АИРС). Возможны и комбинации этих АИС.
АСОД обычно применяются для выполнения относительно несложных, стандартных операций с данными, автоматизируют работу персонала невысокой квалификации. Данный вид АИС является обязательным элементом АИСС, АРМ, АСУ.
АИПС служат для поиска, отбора, выдачи правовой и криминалистической информации по запросам, оформленным соответствующим образом; бывают документальные и фактографические. АИПС в практической работе правоохранительных органов реализованы как автоматизированные учеты.
АИСС выдают справки по вопросам правоохраны и правопорядка по запросам без сложного преобразования данных. Так АИСС «Сводка» выдает справки о происшествиях и преступлениях по оперативной информации. АИСС «Гастролеры» выдает справки о преступлениях на транспорте, неразысканных вещах, подозрительных лицах и их связях; с использованием ППП «Flint» может решать поисковые задачи типа «лицо», «нераскрытые преступления», «вещи». АИСС «Грузы-ЖД» снабжает справками о хищениях груза и багажа на железных дорогах. АИСС «Наркобизнес» предоставляет справки по криминальному обороту наркотиков. АИСС «Картотека-Регион» с использованием СУБД «Adabas» выдает фамилии, имена, отчества осужденных, разыскиваемых лиц, бродяг, задержанных; может распределять места отбытия наказания, решать административные задачи по осужденным лицам. АИСС «Спецаппарат» предназначена для работы со спецаппаратом и поиска информации по спецсообщениям (поиск лиц по однотипным преступлениям и способам совершения, по адресам и т.п.).
АРМ представляет собой комплекс технических и программных средств для автоматизации профессиональной деятельности. В типовой состав АРМ входят персональный компьютер, принтер, плоттер, сканер, факс, средства сетевой связи и другие устройства, а из программных средств – текстовый процессор, электронные таблицы, графические процессоры, офисные приложения. Существуют три типа АРМ:
1) индивидуального пользования,
2) группового пользования,
3) сетевые.
Сетевые АРМ представляются наиболее эффективными, так как позволяют связываться с удаленными банками данных и обмениваться информацией между различными подразделениями правоохранительных органов. Примером может служить АРМ «ГРОВД» для городских и районных отделов внутренних дел.
АСУ представляют собой комплексы технических и программных средств для автоматизированного управления различными службами и органами правоохраны. Основная функция таких АСУ – обеспечение руководителей служебной информацией. Практически это система связанных АРМ. Примером может служить АСУ «Дежурная часть» (АСУ ДЧ), предназначенная для автоматизации управления силами и средствами ОВД в оперативной работе.
Основные функции АСУ:
1) Оперативный сбор и анализ оперативной информации, выдача указаний подразделениям ОВД, контроль за выполнением оперативной работы в реальном масштабе времени, управление подвижными милицейскими группами (на автомобилях, мотоциклах и других моторизованных средствах передвижения).
2) Сбор, обработка, хранение информации; отображение информации о размещении сил и средств, а также о местах совершения преступлений на фоне представленных на экране («электронных») карт.
3) Сбор информации о правонарушителях, похищенных вещах и транспортных средствах; выдача информации по запросам органов внутренних дел с использованием банков данных.
4) Регистрация деятельности органов внутренних дел, подготовка отчетов о работе, анализ процессов (событий).
Использование АСУ позволяет радикально упростить и ускорить выполнение указанных работ.
Экспертные системы – системы искусственного интеллекта, включающие базу знаний, набор правил и механизм вывода, позволяющие на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия.
Экспертные системы включают в себя базу знаний, машину вывода и интерфейс пользователя.
База знаний содержит информацию о том, что известно об исследуемом предмете на данный момент, создается на основе исследований и практического опыта работников в данной области. На практике база знаний представляет собой набор правил, относящихся к конкретной предметной области. Формированием баз знаний занимается инженер-когнитолог.
Интерфейс пользователя предназначен для взаимодействия между пользователем и экспертной системой с помощью естественного языка.
Примером может служить ЭС «Блок», предназначенная для подразделений по борьбе с экономической преступностью. Данная экспертная система позволяет сформулировать проблему на этапе ввода исходных данных, определить возможные способы совершения краж, составить список признаков, соответствующих способу совершения кражи. ЭС «Блок» реализована на базе естественной языковой оболочки ДИЕС для экспертных и информационных систем.
Тема 2. Справочные правовые системы.
Требования к студенту. Иметь общее представлениео СПС, о современных тенденциях в развитии справочно-правовых систем, знать основные российские справочно-правовые системы.
Обеспечение актуальной, полной и достоверной законодательной информацией, сведениями об изменениях и дополнениях, вносимых в нормативно-правовые документы, является одной из первоочередных задач справочных правовых систем (СПС).
Пользователям нормативно-правовой информации приходится искать ответы на такие вопросы, как:
· как справиться с огромным количеством законов, нормативных актов, регламентирующих отраслевых документов и прочей информацией?
· как и где вовремя получить достоверную и необходимую правовую и профессиональную консультацию по налогам, бухгалтерии, финансово-экономической и отраслевой специализациям?
· как обеспечить быстрый поиск необходимого документа, когда нет полной информации о нем или необходимо обеспечить тематическую выборку?
Идея использовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией возникла на Западе еще во второй половине 1960-х гг. Вместе с развитием технологий и средств телекоммуникации в мире впервые стали появляться компьютерные правовые системы. Их развитие было обусловлено тем, что обычным библиотекам было уже не под силу собирать, хранить и систематизировать огромное количество материалов.
Первоначально справочные правовые системы создавались в основном в виде электронных картотек, своего рода грандиозных "электронных каталогов". Они давали возможность найти все сведения о реквизитах документов, интересовавших пользователя, названии, номере, дате издания, принявшем органе и т.д. С помощью полученных библиографических реквизитов уже в то время можно было быстро отыскать печатное издание, в котором был опубликован необходимый материал.
СПС — особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.
Быстрое развитие и распространение СПС в России началось лишь в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Именно тогда появились первые СПС: в 1989 г. - "ЮСИС", в 1991 г. - "Гарант", в 1992 г. "Консультант Плюс".
Огромная потребность в правовой информации, с одной стороны, и наращивание уровня и возможностей компьютерных технологий - с другой, привели к росту популярности компьютерных СПС среди специалистов. Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного законодательства.
Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, благодаря которым они стали практически незаменимы при работе с нормативно-правовой информацией:
· возможность работы с большими массивами текстовой информации;
· использование специальных поисковых программных средств, позволяющих осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе;
· возможность работы с использованием телекоммуникационных средств (электронная почта, ресурсы сети Internet).
В последние годы мы стали свидетелями удивительного явления: на фоне общего экономического кризиса разработка и обслуживание справочных правовых систем выросли в России в новую современную отрасль информационного бизнеса. Общее число установленных компьютерных правовых систем всех типов к настоящему времени превысило 400 тыс. Реальных же пользователей систем гораздо больше, нежели самих систем, так как многие из них установлены на локальных компьютерных сетях, и даже с несетевой версией обычно работают несколько специалистов. Сегодня с уверенностью можно сказать, что СПС играют в процессе распространения правовой информации не меньшую роль, чем традиционная пресса.
Причина популярности компьютерных правовых систем среди специалистов кроется, прежде всего, в том, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто позволяют специалисту экономить время, но и сделали возможной принципиальную перестройку структуры потоков этой информации в российском обществе. Тем объемом правовых документов, который без компьютерных систем ранее был доступен лишь сотням экспертов, сегодня реально пользуются сотни тысяч специалистов, которые, в свою очередь, получили, благодаря этому, возможность эффективно консультировать уже миллионы работников предприятий и частных лиц.
Кроме того, значительная часть газет и журналов, особенно региональных, уделяющих внимание правовой тематике, активно использует компьютерные правовые системы в качестве источника полной и оперативной информации. Именно благодаря специализированным компьютерным системам, позволяющим хранить и распространять, по существу, неограниченные объемы данных, в России за последние несколько лет был достигнут качественно новый уровень в решении проблемы открытости и доступности правовой информации.
В то же время следует четко представлять границы реальных возможностей и область применения СПС. В частности, надо иметь в виду, что согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы и нормативные акты должны быть опубликованы для всеобщего сведения.
Следует учитывать, что ни одна компьютерная правовая система не является официальным источником опубликования нормативно-правовых актов. Таким образом, справочные правовые системы хотя и дают возможность получать и использовать полную достоверную информацию по правовым проблемам, однако имеют статус именно справочных. Так, при обращении, скажем, в суд (или иную инстанцию) необходимо ссылаться не на правовую базу, а на официальный источник публикации.
Отмеченные выше границы возможностей компьютерных правовых систем никоим образом не умаляют их реальной роли и достоинств. Очевидно, что уже в ближайшем будущем ни один специалист, работающий с правовой информацией, не сможет обойтись в своей работе без СПС.
Современные тенденции в развитии справочно-правовых систем.
Продукты разных компаний-разработчиков правовых систем имеют существенные отличия не только по распространенности и тем концепциям, которые в них заложены, но, что самое главное, и по качеству. Для оценки качества правовой системы очень важно выделить действительно существенные параметры и возможности систем, на которые стоит обращать внимание в первую очередь.
Но есть один простой универсальный признак, позволяющий даже неискушенному пользователю выделить качественные продукты. Если в любом регионе страны пользователь может не только купить систему, но и получить полноценное сервисное обслуживание СПС, то такой программный продукт заслуживает внимания. На сегодняшний день сложились следующие стандарты действительно хорошего сервиса по обслуживанию компьютерных правовых систем:
· бесплатная демонстрация системы в офисе заказчика квалифицированным специалистом;
· гарантии стабильного информационного сопровождения систем (вплоть до возможности ежедневного обновления информации) на компьютере пользователя;
· обучение пользователя и его консультирование в сложных ситуациях;
· техническая поддержка систем на компьютере пользователя, восстановление их после аппаратных сбоев;
· возможность заказа отдельных документов, не входящих в комплект поставки для пользователя.
Если говорить о современных тенденциях развития компаний-разработчиков справочных правовых систем и производимых ими правовых баз, то необходимо отметить четко наметившуюся дифференциацию всех разработчиков на две группы.
Первую группу составляют компании, с самого начала своего развития сделавшие ставку на обеспечение высокого качества своей продукции и сервиса. Причем достигается это комплексной работой по развитию и информационных ресурсов, и программных технологий, и сервисных структур, что, естественно, требует и соответствующих аппаратных и программных средств, а также существенных финансовых затрат. Для обеспечения полноты, достоверности и оперативности информации эти компании работают по десяткам и даже сотням договоров с органами государственной власти и управления, собирают архивы исходных печатных документов, организуют собственные службы проверки качества электронных текстов, организуют дополнительную юридическую обработку информации.
Во вторую группу входят компании, которые не в состоянии обеспечить высокое качество продукции и услуг по всему спектру направлений, а имеющиеся недостатки пытаются компенсировать за счет дешевизны своей продукции. Юридическая обработка информации такими поставщиками СПС практически не проводится, а сама информация может пополняться из различных баз случайным образом. Отсутствие даже элементарных процедур обработки информации и контроля за ее качеством приводит к искажению или неправильной интерпретации полученных документов.
В конечном счете принципиальная разница в качестве продуктов и определяет выбор пользователей. По оценкам независимых исследователей, продукты компаний первой группы составляют более 95 % от числа всех используемых СПС, даже несмотря на то, что они имеют более высокие цены. Причина заключается в том, что СПС применяют прежде всего как инструмент для профессиональной работы, а серьезные специалисты при решении ответственных юридических, экономических и управленческих задач не могут позволить себе полагаться на продукцию сомнительного качества.
Обзор российских справочно-правовых систем.
Уникальность программных технологий и схем сервисного обслуживания российских СПС состоит в том, что в них почти не используются готовые технологические решения и не повторяется чей-либо зарубежный опыт. Это связано с такими особенностями нашей страны, как огромная территория и относительно слабое развитие телекоммуникаций наряду с необходимостью оперативного предоставления пользователю доступа к большому числу новых документов, поскольку современное российское законодательство быстро развивается и пока еще далеко от стабильности.
Отметим, что жесткая конкуренция отечественных компаний и активное развитие СПС на протяжении почти десяти лет обеспечили эффективность информационного сервиса и вывели его на мировой уровень услуг в этой области.