Неоднозначность языковых сообщений
Тест
Вводный курс предназначен для повторения и расширения знаний, полученных (или не полученных) студентами 1 курса из школьного курса информатики. Кажется очевидным, что подготовка по информатике у всех разная. Мне хотелось бы знать, насколько она разная. Лучший из известных мне быстрых способов – провести тестирование.
Тест по информатике Выполнил студент ____________________________ группа _____
- Для данных чисел записать следующее число в двоичной системе счисления: 11011 _______, 11111 ______
- Дано шестнадцатеричное число B800. Предыдущее число (меньшее на 1) равно _________.
- Записать предыдущее и следующее число в восьмеричной системе счисления ______, 27, ______
- Записать двоичные представления следующих десятичных чисел:
4 = | 7 = |
28 = | 28 - 1 = |
1025 = | 28 + 1 = |
- Атрибут символа есть байт, старший бит которого – бит мерцания, три следующих бита определяют номер цвета фона, а четыре младших бита – номер цвета символа. Например, число n = 30 = 000111102 определяет цвет символа 11102 = 14 – желтый, цвет фона 0012 – синий, бит мерцания – 0
(выключено). Записать шестнадцатеричное число для установки атрибута: мерцание – включено, номер цвета фона – 3, номер цвета символа ‑ 12. __ ____________
- Закодировать в шестнадцатеричной системе счисления изображение, приведённое на картинке. Кодировать пустую клетку цифрой «0». Числа записать в строку через запятую. __________________________________________________
- Записать высказывание «Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт», обозначив A – «курит», B – «пьёт», C – «здоровеньким помрёт». ___________ _____________________________________________________________
- Записать отрицание выражения (0 ≤ x) and (x ≤ 1), не используя операцию отрицания _____________________
- Для какого из указанных значений числа X истинно высказывание: (X>4) \/ ((X>1) → (X>4))?
1) | 1верно | 2) | 3) | 4) |
- Какое логическое выражение равносильно выражению (A \/ B) \/ C?
1) (A /\ B) \/ C | 2) A \/ B \/ C | 3) A \/ B \/ C | 4) (A /\ B) \/ C |
Конец теста. Продолжительность –25-30 мин.
Информация и сообщение
Техническое значение тесно связанных между собой терминов «информация» и «сообщение» не вполне соответствует употреблению этих слов в обиходной речи. При разграничении этих понятий можно воспользоваться оборотом речи: «Это сообщение не дает мне никакой информации». То есть, информация содержится в сообщении (или не содержится).
Приведите примеры к каждому из следующих утверждений:
1) информация содержится (или не содержится) в сообщении;
2) информация передается посредством сообщения;
3) информация – новые знания, понятные человеку, она субъективна. Информация может быть ложной, вредной, забытой, важной, …
Эти разные по форме представления сообщения содержат одинаковую информацию:
1) Сумма чисел от одного до пяти, деленная на разность десяти и семи;
2)
3)
4) 5
5) 1012
Приведите примеры, когда одно и то же сообщение содержит разную информацию для разных людей.
Информация и языки
Информация хранится, передается, обрабатывается в символьной (знаковой) форме. Одна и та же информация может быть представлена в разной форме, с помощью различных знаковых систем.
Язык — это определенная знаковая система представления информации. |
Существуют естественные (разговорные) языки и формальные языки.
Примеры формальных языков: язык музыки (нотная грамота), язык математики (цифры и математические знаки) и др. В некоторых случаях разговорную речь может заменять язык мимики и жестов, язык специальных знаков (например, дорожные знаки).
Решать задачи из задачника«Информатика. Задачник-практикум» в 2т./Подред. И. Г.Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 304 с: ил.:
Указания. Выполнить номера
№2. Краткое описание смысла жестов. Оформить в Word таблицей. Форматировать.
№4. Письменно. Сначала составить словарь, потом записать перевод.
№5. Письменно.
№8. Составить словарь.
№№ 9, 10, 14, 15 – письменно, 12, 13 - устно
Неоднозначность языковых сообщений
Языковые сообщения не всегда можно однозначно понять. Некоторые слова естественных языков одинаково пишутся, но по-разному произносятся (или наоборот, одинаково произносятся, но по-разному пишутся) и означают разные понятия.
Прочитайте стихотворение А.Шибаева и восстановите письмо от Мишки, исправив все ошибки.
А.Шибаев Грустные вести
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук?
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса,
Красивый длинный прут,
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идет в поход,
Я запиваю песни…
На днях в лесу нашел я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить…
Кроме того, возможно искажение при передаче информации из-за похожести некоторых символов. Часто случаются ошибки при сканировании и последующем распознавании текста.
· Приведите примеры неоднозначно понимаемых сообщений. Например, замОк и зАмок.
· Приведите примеры похожих символов. Похожи, например, буква О и цифра 0.
· Приведите известные вам примеры искажения информации.
Неоднозначной может быть и графическая информация. Приведем несколько примеров графической информации, допускающей разное толкование.
Задание на дом.
- Выучить русский алфавит.
- Выучить латинский алфавит.
- Выписать и учить греческий алфавит.
- Найдите (придумайте) примеры неоднозначного толкования графической информации (иллюзии).
Латинский алфавит
На территории СССР было принято две разных нормы чтения латинских текстов. Первая стремится воспроизводить особенности классической латыни, а вторая (которой мы будем придерживаться) отражает средневековое латинское произношение, где c произносится как русское [ц] перед e, y, oe, ae: Cicero [Ц'ицеро], ti перед гласными -- как [ци]: constitutio [констит'уцио], дифтонг ae произносится как [э]: laetitia [лэт'ициа], дифтонг oe -- как немецкое [ö] или французское [œ]: poena [п'ёна].
Ниже приведен латинский алфавит с тем произношением, которое было принято в средние века и которое более распространено в практике преподавания. В латинском алфавите 25 букв:
|
|
Примечания:
1. Латинское h произносится как украинское г или немецкое h.
2. Буква k сохранилась только в сокращениях K. или Kal слова Kalendae календы (первое число каждого месяца у римлян).
3. Буква l передавала звук [л] мягкий, средненёбный -- как в слове люстра.
4. Буквы y и z употреблялись только в словах греческого происхождения. В русском языке название игрек используется в математике, оно пришло из французского, где означало и греческое (igrec).
5. В классической латыни буквы u и i обозначали как гласные звуки [u] и [i], так и согласные [v] и [j]. Буквы v и j появились только в XVI веке. В словарях можно встретить различное написание, например: iam и jam.
Греческий алфавит
Αα | Альфа | Νν | Ню | |
Ββ | Бета | Ξξ | Кси | |
Γγ | Гамма | Οο | Омикрон | |
Δδ | Дельта | Ππ | Пи | |
Εε | Эпсилон | Ρρ | Ро | |
Ζζ | Дзета | Σσς | Сигма | |
Ηη | Эта | Ττ | Тау | |
Θθ | Тета | Υυ | Ипсилон | |
Ιι | Йота | Φφ | Фи | |
Κκ | Каппа | Χχ | Хи | |
Λλ | Лямбда | Ψψ | Пси | |
Μμ | Мю | Ωω | Омега |
В науках обычно используют только те буквы, которые не совпадают по форме с латинскими буквами (в таблице буквы, форма которых совпадает с латинской, выделены розовым):
Α | Β | Γ | Δ | Ε | Ζ | Η | Θ | Ι | Κ | Λ | Μ | Ν | Ξ | Ο | Π | Ρ | Σ | Τ | Υ | Φ | Χ | Ψ | Ω |
α | β | γ | δ | ε | ζ | η | θ | ι | κ | λ | μ | ν | ξ | ο | π | ρ | σ | τ | υ | φ | χ | ψ | ω |
Задачник