Неоднозначность языковых сообщений

Тест

Вводный курс предназначен для повторения и расширения знаний, полученных (или не полученных) студентами 1 курса из школьного курса информатики. Кажется очевидным, что подготовка по информатике у всех разная. Мне хотелось бы знать, насколько она разная. Лучший из известных мне быстрых способов – провести тестирование.

Тест по информатике Выполнил студент ____________________________ группа _____

  1. Для данных чисел записать следующее число в двоичной системе счисления: 11011 _______, 11111 ______
  2. Дано шестнадцатеричное число B800. Предыдущее число (меньшее на 1) равно _________.
  3. Записать предыдущее и следующее число в восьмеричной системе счисления ______, 27, ______
  4. Записать двоичные представления следующих десятичных чисел:
4 = 7 =
28 = 28 - 1 =
1025 = 28 + 1 =
  1. Атрибут символа есть байт, старший бит которого – бит мерцания, три следующих бита определяют номер цвета фона, а четыре младших бита – номер цвета символа. Например, число n = 30 = 000111102 определяет цвет символа 11102 = 14 – желтый, цвет фона 0012 – синий, бит мерцания – 0
               
               
               
               
               
               
               
               

(выключено). Записать шестнадцатеричное число для установки атрибута: мерцание – включено, номер цвета фона – 3, номер цвета символа ‑ 12. __ ____________

  1. Закодировать в шестнадцатеричной системе счисления изображение, приведённое на картинке. Кодировать пустую клетку цифрой «0». Числа записать в строку через запятую. __________________________________________________
  2. Записать высказывание «Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт», обозначив A – «курит», B – «пьёт», C – «здоровеньким помрёт». ___________ _____________________________________________________________
  3. Записать отрицание выражения (0 ≤ x) and (x ≤ 1), не используя операцию отрицания _____________________
  4. Для какого из указанных значений числа X истинно высказывание: (X>4) \/ ((X>1) → (X>4))?
1) 1верно 2) 3) 4)
  1. Какое логическое выражение равносильно выражению (A \/ B) \/ C?
1) (A /\ B) \/ C 2) A \/ B \/ C 3) A \/ B \/ C 4) (A /\ B) \/ C

Конец теста. Продолжительность –25-30 мин.

Информация и сообщение

Техническое значение тесно связанных между собой терминов «информация» и «сообщение» не вполне соответствует употреблению этих слов в обиходной речи. При разграничении этих понятий можно воспользоваться оборотом речи: «Это сообщение не дает мне никакой информации». То есть, информация содержится в сообщении (или не содержится).

Приведите примеры к каждому из следующих утверждений:

1) информация содержится (или не содержится) в сообщении;

2) информация передается посредством сообщения;

3) информация – новые знания, понятные человеку, она субъективна. Информация может быть ложной, вредной, забытой, важной, …

Эти разные по форме представления сообщения содержат одинаковую информацию:

1) Сумма чисел от одного до пяти, деленная на разность десяти и семи;

2) Неоднозначность языковых сообщений - student2.ru

3) Неоднозначность языковых сообщений - student2.ru

4) 5

5) 1012

Приведите примеры, когда одно и то же сообщение содержит разную информацию для разных людей.

Информация и языки

Информация хранится, передается, обрабатывается в символьной (знаковой) форме. Одна и та же информация может быть представлена в разной форме, с помощью различных знаковых систем.

Язык — это определенная знаковая система представления информации.

Существуют естественные (разговорные) языки и формальные языки.

Примеры формальных языков: язык музыки (нотная грамота), язык математики (цифры и математические знаки) и др. В некоторых случаях разговорную речь может заменять язык мимики и жестов, язык специальных знаков (например, дорожные знаки).

Решать задачи из задачника«Информатика. Задачник-практикум» в 2т./Подред. И. Г.Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 304 с: ил.:

Указания. Выполнить номера

№2. Краткое описание смысла жестов. Оформить в Word таблицей. Форматировать.

№4. Письменно. Сначала составить словарь, потом записать перевод.

№5. Письменно.

№8. Составить словарь.

№№ 9, 10, 14, 15 – письменно, 12, 13 - устно

Неоднозначность языковых сообщений

Языковые сообщения не всегда можно однозначно понять. Некоторые слова естественных языков одинаково пишутся, но по-разному произносятся (или наоборот, одинаково произносятся, но по-разному пишутся) и означают разные понятия.

Прочитайте стихотворение А.Шибаева и восстановите письмо от Мишки, исправив все ошибки.

А.Шибаев Грустные вести

Пришло письмишко мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

Здесь чудный лук, и я лижу.

Написано в письмишке.

Лук?

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше:

Здесь – лиса,

Красивый длинный прут,

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идет в поход,

Я запиваю песни…

На днях в лесу нашел я грусть

И очень был доволен…

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить…

Кроме того, возможно искажение при передаче информации из-за похожести некоторых символов. Часто случаются ошибки при сканировании и последующем распознавании текста.

· Приведите примеры неоднозначно понимаемых сообщений. Например, замОк и зАмок.

· Приведите примеры похожих символов. Похожи, например, буква О и цифра 0.

· Приведите известные вам примеры искажения информации.

Неоднозначной может быть и графическая информация. Приведем несколько примеров графической информации, допускающей разное толкование.

Неоднозначность языковых сообщений - student2.ru

Задание на дом.

- Выучить русский алфавит.

- Выучить латинский алфавит.

- Выписать и учить греческий алфавит.

- Найдите (придумайте) примеры неоднозначного толкования графической информации (иллюзии).

Латинский алфавит

На территории СССР было принято две разных нормы чтения латинских текстов. Первая стремится воспроизводить особенности классической латыни, а вторая (которой мы будем придерживаться) отражает средневековое латинское произношение, где c произносится как русское [ц] перед e, y, oe, ae: Cicero [Ц'ицеро], ti перед гласными -- как [ци]: constitutio [констит'уцио], дифтонг ae произносится как [э]: laetitia [лэт'ициа], дифтонг oe -- как немецкое [ö] или французское [œ]: poena [п'ёна].

Ниже приведен латинский алфавит с тем произношением, которое было принято в средние века и которое более распространено в практике преподавания. В латинском алфавите 25 букв:

Начертание Название Произнош.
A a а а
B b бэ б
C c цэ ц, к
D d дэ д
E e э э
F f эф ф
G g гэ г
H h ха h (нем.)
I i и и
J j йот й
K k ка к
L l эль л
M m эм м
 
Начертание Название Произнош.
N n эн н
O o о о
P p пэ п
Q q ку к
R r эр р
S s эс с
T t тэ т
U u у у
V v вэ в
X x икс кс
Y y ипсилон и
Z z зэта з

Примечания:

1. Латинское h произносится как украинское г или немецкое h.

2. Буква k сохранилась только в сокращениях K. или Kal слова Kalendae календы (первое число каждого месяца у римлян).

3. Буква l передавала звук [л] мягкий, средненёбный -- как в слове люстра.

4. Буквы y и z употреблялись только в словах греческого происхождения. В русском языке название игрек используется в математике, оно пришло из французского, где означало и греческое (igrec).

5. В классической латыни буквы u и i обозначали как гласные звуки [u] и [i], так и согласные [v] и [j]. Буквы v и j появились только в XVI веке. В словарях можно встретить различное написание, например: iam и jam.

Греческий алфавит

Αα Альфа Νν Ню
Ββ Бета Ξξ Кси
Γγ Гамма Οο Омикрон
Δδ Дельта Ππ Пи
Εε Эпсилон Ρρ Ро
Ζζ Дзета Σσς Сигма
Ηη Эта Ττ Тау
Θθ Тета Υυ Ипсилон
Ιι Йота Φφ Фи
Κκ Каппа Χχ Хи
Λλ Лямбда Ψψ Пси
Μμ Мю Ωω Омега

В науках обычно используют только те буквы, которые не совпадают по форме с латинскими буквами (в таблице буквы, форма которых совпадает с латинской, выделены розовым):

Α Β Γ Δ Ε Ζ Η Θ Ι Κ Λ Μ Ν Ξ Ο Π Ρ Σ Τ Υ Φ Χ Ψ Ω
α β γ δ ε ζ η θ ι κ λ μ ν ξ ο π ρ σ τ υ φ χ ψ ω

Задачник

Неоднозначность языковых сообщений - student2.ru

Неоднозначность языковых сообщений - student2.ru

Неоднозначность языковых сообщений - student2.ru

Неоднозначность языковых сообщений - student2.ru

Наши рекомендации