Прототип функции в программе на языке Си.
В языке Си необходимо до первого вызова обращения к функции сообщить программе тип возвращаемого функцией значения, а также количество и типы ее аргументов. Подобное сообщение называется прототипом функции.
Прототип функции имеет следующий вид
тип<имя функции>(список параметров)
Использование прототипа называют еще объявлением функции или просто ее declaration. Прототип может полностью совпадать с заголовком функции, хотя при объявлении функции компилятору необходимо знать только имя функции, количество аргументов и их типы и тип возвращаемого функцией значения. Поэтому имена аргументов как имена формальных параметров не имеют никакого значения и игнорируются компилятором.
Поэтому прототип функции может иметь один из следующих видов:
int fun1(int x, int y, char* c); или int fun1(int, int, char*);
"Вызов функции" это выражение, которое передает управление и действительные аргументы, если они есть, функции. В вызове функции "выражение" вычисляется для получения адреса функции, а "список-выражений" это список разделенных запятыми выражений. Значения этих выражений являются действительными аргументами, передаваемыми в функцию. Если у функции нет аргументов, то список выражений может быть пустым.
Вопрос 33
Массивы - это группа элементов одинакового типа (double, float, int и т.п.). Из объявления массива компилятор должен получить информацию о типе элементов массива и их количестве. Объявление массива имеет два формата:
спецификатор-типа описатель [константное - выражение];
спецификатор-типа описатель [ ];
Описатель - это идентификатор массива .
Спецификатор-типа задает тип элементов объявляемого массива. Элементами массива не могут быть функции и элементы типа void.
Константное-выражение в квадратных скобках задает количество элементов массива. Константное-выражение при объявлении массива может быть опущено в следующих случаях:
- при объявлении массив инициализируется,
- массив объявлен как формальный параметр функции,
- массив объявлен как ссылка на массив, явно определенный в другом файле.
В языке СИ определены только одномерные массивы, но поскольку элементом массива может быть массив, можно определить и многомерные массивы. Они формализуются списком константных-выражений следующих за идентификатором массива, причем каждое константное-выражение заключается в свои квадратные скобки.
Каждое константное-выражение в квадратных скобках определяет число элементов по данному измерению массива, так что объявление двухмерного массива содержит два константных-выражения, трехмерного - три и т.д. Отметим, что в языке СИ первый элемент массива имеет индекс равный 0.
Вопрос 34
Массивы символов - это группа элементов одинакового типа (char)
Синтаксис объявления имеет вид:
char ID [N];
где ID – идентификатор массива, N – длина массива, при этом в памяти для хранения строки выделяется N байт.
Например, для переменной char ST[10] в памяти выделяется 10 байт, что дает возможность сформировать строку из 9 символов. Для таких строк действуют все правила представления и обработки массивов.
Идентификатор массива – константа типа указатель, значение которой равно адресу первого элемента массива.
Инициализация возможна двумя способами:
· посимвольная инициализация char st[10]={'y','e','s','\0'};
при этом оставшиеся 6 позиций не будут заполнены;
· инициализация на основе строковой константы char st [10]="Yes";
при этом в выделенную для строки память будут помещены 3 символа и добавлен четвертый – символ '\0'.
Инициализация и объявление возможны без указания длины массива char st[]={'y','e','s','\0'};
в этом случае будет создан массив из четырех элементов.
Вопрос 35
В языке СИ определены только одномерные массивы, но поскольку элементом массива может быть массив, можно определить и многомерные массивы. Они формализуются списком константных-выражений следующих за идентификатором массива, причем каждое константное-выражение заключается в свои квадратные скобки.
Каждое константное-выражение в квадратных скобках определяет число элементов по данному измерению массива, так что объявление двухмерного массива содержит два константных-выражения, трехмерного - три и т.д. Отметим, что в языке СИ первый элемент массива имеет индекс равный 0.
Примеры:
int a[2][3]; /* представлено в виде матрицы
a[0][0] a[0][1] a[0][2]
a[1][0] a[1][1] a[1][2] */
double b[10]; /* вектор из 10 элементов имеющих тип double */
int w[3][3] = { { 2, 3, 4 },
{ 3, 4, 8 },
{ 1, 0, 9 } };
В последнем примере объявлен массив w[3][3]. Списки, выделенные в фигурные скобки, соответствуют строкам массива, в случае отсутствия скобок инициализация будет выполнена неправильно.
Вопрос 36
Указатель - это переменная, содержащая адрес переменной.
двумерный массив - это индексированная переменная, которая определяется двумя индексами. Первый ее индекс- показывает порядковый номер строки, а второй индекс показывает номер столбца. Ниже в таблице Вы видите обозначение каждого элемента двумерного массива (матрицы).
a[0][0] | a[0][1] | a[0][2] | a[0][3] |
a[1][0] | a[1][1] | a[1][2] | a[1][3] |
a[2][0] | a[2][1] | a[2][2] | a[2][3] |
Количество байт памяти, которое необходимо для хранения массива, вычисляется по формуле:
Количество байт = <размер типа данных> * <количество строк> * <количество столбцов>
Например, если массив содержит натуральные числа от 1 до 255, каждое из которых, как известно, занимает по 1 байту памяти, то массив, состоящий из трех строк и четырех столбцов, занимает 12 байт ( 1 байт * 3 строки * 4 столбца ) памяти. В таблице слева вы видите, что под массив размером: 3 строки на 4 столбца отведено 12 клеточек. Каждая клеточка условно изображает один байт. Обратите внимание на обозначение элементов массива. Здесь: a - это имя массива, и далее первый индекс в квадратных скобках - номер строки, второй индекс в квадратных скобках - номер столбца.
Напомним, что в Си многомерный массив обозначается следующим образом: тип <имя массива;> [размер1][размер2]...[размерN].
Поэтому одномерный массив будет иметь следующее описание: тип <имя массива;> [размер]. Например: int a[100]. Данный массив содержит 100 целых чисел. В Си индексы нумеруются от нуля. Таким образом, здесь элементы имеют коды: a[0], a[2], ..., a[99].
В памяти компьютера массив располагается непрерывно по строкам: так упомянутый выше двумерный массив представляет собой вытянутый в линию непрерывную строку: a[0][0], a[0][1], a[0][2], a[0][3], a[1][0], a[1][1], a[1][2], a[1][3], a[2][0], a[2][1], a[2][2], a[2][3].
Вопрос 36
Указатели в языке программирования Си. Операции с указателями, адресная арифметика. Взаимосвязь массивов и указателей.
Унарный оператор & выдает адрес объекта, так что инструкция
p = &c;
присваивает переменной p адрес ячейки c (говорят, что p указывает на c). Оператор & применяется только к объектам, расположенным в памяти: к переменным и элементам массивов. Его операндом не может быть ни выражение, ни константа, ни регистровая переменная.
Унарный оператор * есть оператор косвенного доступа. Примененный к указателю он выдает объект, на который данный указатель указывает. Предположим, что x и y имеют тип int, а ip – укаэатель на int. Следующие несколько строк придуманы специально для того, чтобы показать, каким образом объявляются указатели и как используются операторы & и *.
int х = 1, у = 2, z[10];
int *ip; /* ip - указатель на int */
ip = &x; /* теперь ip указывает на x */
y = *ip; /* y теперь равен 1 */
*ip = 0; /* x теперь равен 0 */
ip = &z[0]; /* ip теперь указывает на z[0] */
Объявления x, y и z нам уже знакомы. Объявление указателя ip
int *ip;
Если p есть указатель на некоторый элемент массива, то p++ увеличивает p так, чтобы он указывал на следующий элемент, а p+=i увеличивает его, чтобы он указывал на i-й элемент после того, на который указывал ранее. Эти и подобные конструкции - самые простые примеры арифметики над указателями, называемой также адресной арифметикой.
В Си существует связь между указателями и массивами, и связь эта настолько тесная, что эти средства лучше рассматривать вместе. Любой доступ к элементу массива, осуществляемый операцией индексирования, может быть выполнен с помощью указателя. Вариант с указателями в общем случае работает быстрее, но разобраться в нем, особенно непосвященному, довольно трудно.
Объявление
int a[10];
Определяет массив a размера 10, т. е. блок из 10 последовательных объектов с именами a[0], a[1], ..., a[9].
Запись a[i] отсылает нас к i-му элементу массива. Если pa есть указатель на int, т. е. объявлен как
int *pa;
то в результате присваивания
pa = &a[0];
pa будет указывать на нулевой элемент a, иначе говоря, pa будет содержать адрес элемента a[0].
Теперь присваивание
x = *pa;
будет копировать содержимое a[0] в x.
Если pa указывает на некоторый элемент массива, то pa+1 по определению указывает на следующий элемент, pa+i - на i-й элемент после pa, a pa-i - на i-й элемент перед pa. Таким образом, если pa указывает на a[0], то
*(pa+1)
есть содержимое a[1], a+i - адрес a[i], a *(pa+i) - содержимое a[i].
Вопрос 37
Варианты описания массивов в языке программирования Си. Аргументы функции main.
Примеры:
int a[2][3]; /* представлено в виде матрицы
a[0][0] a[0][1] a[0][2]
a[1][0] a[1][1] a[1][2] */
float b[10]; /* вектор из 10 элементов имеющих тип double */
int w[3][3] = { { 2, 3, 4 },
{ 3, 4, 8 },
{ 1, 0, 9 } };
В последнем примере объявлен массив w[3][3]. Списки, выделенные в фигурные скобки, соответствуют строкам массива, в случае отсутствия скобок инициализация будет выполнена неправильно.
В языке C заданы два встроенных аргумента функции main: argc и argv.
Выглядит это так:
int main(int argc, char *argv[])
Аргумент argc типа integer содержит в себе количество аргументов командной строки.
Аргумент argv типа char - указатель на массив строк. Каждый элемент массива указывает на аргументы командной строки. Один параметр отделяется от другого пробелами.
argv[0] - полное имя запущенной программы
argv[1] - первая строка записаная после имени программы
argv[2] - вторая строка записаная после имени программы
argv[argc-1] - последняя строка записаная после имени программы
argv[argc] - NULL
Вопрос 38
Основные спецификации форматного ввода/вывода (для функций printf и scanf) в библиотеке stdio языка программирования Си.
Символ | Вводимые данные; тип аргумента |
d | десятичное целое: int * |
i | целое: int *. Целое может быть восьмеричным (с 0 слева) или шестнадцатеричным (с 0x или 0X слева) |
o | восьмеричное целое (с нулем слева или без него); int * |
u | беззнаковое десятичное целое; unsigned int * |
x | шестнадцатеричное целое (с 0x или 0X слева или без них); int * |
c | символы; char *. Следующие символы ввода (по умолчанию один) размещаются в указанном месте. Обычный пропуск символов- разделителей подавляется; чтобы прочесть очередной символ, отличный от символа-разделителя, используйте %1s |
s | Строка символов(без обрамляющих кавычек); char *, указывающая на массив символов, достаточный для строки и завершающего символа '\0', который будет добавлен |
e, f, g | число с плавающей точкой, возможно, со знаком; обязательно присутствие либо десятичной точки, либо экспоненциальной части, а возможно, и обеих вместе; float * |
% | сам знак %, никакое присваивание не выполняется |
Символ | Тип аргумента; вид печати |
d, i | int; десятичное целое |
o | unsigned int; беззнаковое восьмеричное (octal) целое (без нуля слева) |
x, X | unsigned int; беззнаковое шестнадцатеричное целое (без 0x или 0X слева), для 10...15 используются abcdef или ABCDEF |
u | unsigned int; беззнаковое десятичное целое |
c | int; одиночный символ |
s | char *; печатает символы, расположенные до знака \0, или в количестве, заданном точностью |
f | double; [-]m.dddddd, где количество цифр d задается точностью (по умолчанию равно 6) |
e, E | double; [-]m.dddddde±xx или [-]m.ddddddE±xx, где количество цифр d задается точностью (по умолчанию равно 6) |
g, G | double; использует %e или %E, если порядок меньше, чем -4, или больше или равен точности; в противном случае использует %f. Завершающие нули и завершающая десятичная точка не печатаются |
p | void *; указатель (представление зависит от реализации) |
% | Аргумент не преобразуется; печатается знак % |
Вопрос 39
Основные функции, используемые при работе с текстовыми файлами (открытие, закрытие, чтение, запись и пр.) в библиотеке stdio языка программирования Си.
Обращение к fopen в программе может выглядеть следующим образом:
fp = fopen(name, mode);
Первый аргумент - строка, содержащая имя файла. Второй аргумент несет информацию о режиме. Это тоже строка: в ней указывается, каким образом пользователь намерен применять файл. Возможны следующие режимы: чтение (read - "r"), запись (write - "w") и добавление (append - "a"), т. е. запись информации в конец уже существующего файла. В некоторых системах различаются текстовые и бинарные файлы; в случае последних в строку режима необходимо добавить букву "b" (binary - бинарный).
Следующее, что нам необходимо знать, - это как читать из файла или писать в файл, коль скоро он открыт. Существует несколько способов сделать это, из которых самый простой состоит в том, чтобы воспользоваться функциями getc и putc. Функция getc возвращает следующий символ из файла; ей необходимо сообщить указатель файла, чтобы она знала откуда брать символ.
int getc(FILE *fp);
Функция getc возвращает следующий символ из потока, на который указывает *fp; в случае исчерпания файла или ошибки она возвращает EOF.
Функция putc пишет символ c в файл fp
int putc(int с, FILE *fp);
и возвращает записанный символ или EOF в случае ошибки
При запуске Си-программы операционная система всегда открывает три файла и обеспечивает три файловые ссылки на них. Этими файлами являются: стандартный ввод, стандартный вывод и стандартный файл ошибок; соответствующие им указатели называются stdin, stdout и stderr; они описаны в <stdio.h>. Обычно stdin соотнесен с клавиатурой, а stdout и stderr - с экраном. С помощью getc, putc, stdin и stdout функции getchar и putchar теперь можно определить следующим образом:
#define getchar() getc(stdin)
#define putchar(c) putc((c), stdout)
Форматный ввод-вывод файлов можно построить на функциях fscanf и fprintf. Они идентичны scanf и printf с той лишь разницей, что первым их аргументом является указатель на файл, для которого осуществляется ввод-вывод, формат же указывается вторым аргументом.
int fscanf(FILE *fp, char *format, ...)
int fprintf(FILE *fp, char *format, ...)
Вопрос 40
Основные функции, используемые при работе со строками в библиотеке string,stdio,stlib языка программирования Си.
В стандартной библиотеке stdio имеется программа ввода fgets, аналогичная программе getline, которой мы пользовались в предыдущих главах.
char *fgets(char *line, int maxline, FILE *fp)
Функция fgets читает следующую строку ввода (включая и символ новой строки) из файла fp в массив символов line, причем она может прочитать не более MAXLINE-1 символов. Переписанная строка дополняется символом '\0'. Обычно fgets возвращает line, а по исчерпании файла или в случае ошибки - NULL. (Наша getline возвращала длину строки, которой мы потом пользовались, и нуль в случае конца файла.)
Функция вывода fputs пишет строку (которая может и не заканчиваться символом новой строки) в файл.
int fputs(char *line, FILE *fp)
Эта функция возвращает EOF, если возникла ошибка, и неотрицательное значение в противном случае.
Библиотечные функции gets и puts подобны функциям fgets и fputs. Отличаются они тем, что оперируют только стандартными файлами stdin и stdout, и кроме того, gets выбрасывает последний символ '\n', a puts его добавляет.
char *strcpy(s,ct) | копирует строку ct в строку s, включая '\0'; возвращает s |
char *strncpy(s,ct,n) | копирует не более n символов строки ct в s; возвращает s. Дополняет результат символами '\0', если символов в ct меньше n |
char *strcat(s,ct) | приписывает ct к s; возвращает s |
char *strncat(s,ct,n) | приписывает не более n символов ct к s, завершая s символом '\0'; возвращает s |
char strcmp(cs,st) | сравнивает cs и ct; возвращает <0, если cs<ct; 0, если cs==ct; и >0, если cs>ct (I.B.: вообще-то, функция возвращает int) |
char strncmp(cs,ct) | сравнивает не более n символов cs и ct; возвращает <0, если cs<ct, 0, если cs==ct, и >0, если cs>ct (I.B.: тоже int должна возвращать) |
char *strchr(cs,c) | возвращает указатель на первое вхождение c в cs или, если такового не оказалось, NULL |
char *strrchr(cs,c) | возвращает указатель на последнее вхождение c в cs или, если такового не оказалось, NULL |
size_t strspn(cs,ct) | возвращает длину начального сегмента cs, состоящего из символов, входящих в строку ct |
size_t strcspn(cs,ct) | возвращает длину начального сегмента cs, состоящего из символов, не входящих в строку ct |
char *strpbrk(cs,ct) | возвращает указатель в cs на первый символ, который совпал с одним из символов, входящих в ct, или, если такового не оказалось, NULL |
char *strstr(cs, ct) | возвращает указатель на первое вхождение ct в cs или, если такового не оказалось, NULL |
size_t strlen(cs) | возвращает длину cs |
char * strerror(n) | возвращает указатель на зависящую от реализации строку, соответствующую номеру ошибки n |
char * strtok(s, ct) | strtok ищет в s лексему, ограниченную символами из ct; более подробное описание этой функции см. ниже |
Функции mem... предназначены для манипулирования с объектами как с массивами символов; их назначение - получить интерфейсы к эффективным программам. В приведенной ниже таблице s и t принадлежат типу void *; cs и ct - типу const void *; n - типу size_t; а c имеет значение типа int, приведенное к типу char.
void *memcpy(s,ct, n) | копирует n символов из ct в s и возвращает s |
void *memmove(s,ct,n) | делает то же самое, что и memcpy, но работает и в случае "перекрывающихся" объектов. |
int memcmp(cs, ct, n) | сравнивает первые n символов cs и ct; выдает тот же результат, что и функция strcmp |
void *memchr(cs, c, n) | возвращает указатель на первое вхождение символа c в cs или, если среди первых n символов c не встретилось, NULL |
void *memset(s, c, n) | размещает символ c в первых n позициях строки s и возвращает s |
double strtod(const char *s, char **endp)
strtod преобразует первые символы строки s в double, игнорируя начальные символы-разделители; запоминает указатель на непреобразованный конец в *endp (если endp не NULL), при переполнении она выдает HUGE_VAL с соответствующим знаком, в случае, если результат оказывается меньше, чем возможно представить данным типом, возвращается 0; в обоих случаях в errno устанавливается ERANGE.
long strtol(const char *s, char **endp, int base)
strtol преобразует первые символы строки s в long, игнорируя начальные символы-разделители; запоминает указатель на непреобразованный конец в *endp (если endp не NULL). Если base находится в диапазоне от 2 до 36, то преобразование делается в предположении, что на входе - запись числа по основанию base. Если base равно нулю, то основанием числа считается 8, 10 или 16; число, начинающееся с цифры 0, считается восьмеричным, а с 0x или 0X - шестнадцатеричным. Цифры от 10 до base-1 записываются начальными буквами латинского алфавита в любом регистре. При основании, равном 16, в начале числа разрешается помещать 0x или 0X. В случае переполнения функция возвращает LONG_MAX или LONG_MIN (в зависимости от знака), a в errno устанавливается ERANGE.
unsigned long strtoul(const char *s, char **endp, int base)
strtoul работает так же, как и strtol, с той лишь разницей, что возвращает результат типа unsigned long, а в случае переполнения - ULONG_MAX.
Спс Грише за последние 4 вопроса