Признак деления – проблемы, стоящие на пути информатизации общества
Основные термины информационных технологий.
Обще ПО состоит из операционной системы (ОС), Системы программирования, Программы технического обслуживания.
Операционная система (ОС) представляет собой программу, которая автоматически загружается при включении компьютера и представляет пользователю базовый набор команд, с помощью которых можно осуществлять общение с компьютером и ряд действий запустить программу, отформатировать дискету, скопировать файл и т. д.
Операционные системы делятся на однопрограммные, многозадачные и многопользовательские
Платформа определяет тип компьютера и ОС, а также добавочное оборудование, на которые можно установить необходимую ИТ.
Системы программирования в основном используются для проектирования ЭИС и представляют язык программирования и программу перевода (компилятор, интерпретатор) с этого языка в машинные коды.
Программы технического обслуживания предоставляют сервис для эксплуатации компьютера, выявления ошибок при сбоях, восстановления испорченных программ и данных.
Прикладное ПО определяет разнообразие информационных технологий и состоит из отдельных прикладных программ или пакетов, называемых приложениями.
Прикладное ПО состоит из Средств проектирования и Средств использования.
В свою очередь Средства проектирования состоят из СУБД, систем автоматизации проектирования (САПР), системы электронного документооборота (СЭД), типовых пакетов прикладных программ (ППП).
Средства использования зависят от типа используемой информации и состоят из текстовых, табличных и графических процессоров, электронной почты, интегрированных ППП.
Схема данных отображает путь данных при решении задач и определяет этапы обработки, а также применяемые носители данных.
Меню действий – это горизонтальный список объектов на экране, представляющих группу действий, доступных пользователю для выбора.
Схема ресурсов системы отображает конфигурацию блоков данных и обрабатывающих блоков, которая требуется для решения задач.
Схема программы отображает последовательность операций в программе, т. е. её алгоритм.
Схема взаимодействия программ – это путь активации программ и взаимодействий с соответствующими данными.
В технологическом процессе выделяют операции и этапы.
Операция – это совокупность элементарных действий, выполняемых на одном рабочем месте, которая приводит к реализации определённой обработки данных.Под операцией понимается любой процесс, связанный с обработкой данных.
Этап – это совокупность взаимосвязанных операций, которые реализуют определённую законченную функцию обработки данных.
3. Этапы развития информационных технологий.
Признак деления – вид задач и процессов обработки информации
1-й этап (60 - 70-е гг.) – обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.
2-й этап (с 80х гг.) - создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.
Признак деления – проблемы, стоящие на пути информатизации общества
1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM / 360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
3-й этап (с начала 80-х гг.) – компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы – средством поддержки принятия его решений. Проблемы – максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.
4-й этап (с начала 90-х гг.) – создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:
· выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;
· организация доступа к стратегической информации;
· организация защиты и безопасности информации.
4. Технологии информационного процесса
Информационные технологии
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
Основные черты современных ИТ:
· компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;
· хранение больших[1] объёмов информации на машинных носителях;
· передача информации на значительные[2] расстояния в ограниченное время.
В современных информационных технологиях выделяют 3 составляющие:
1. аппаратное обеспечение (средства вычислительной техники и оргтехники – hardware);
2. программное обеспечение (прикладное и системное программное обеспечение, методическое и информационное обеспечение – software);
3. организационное обеспечение (включая человека и системы информационных технологий, взаимодействие человека с этими системами, системное использование технических и программных средств – orgware).
Информационной технологии присущи следующие свойства:
· высокая степень расчленённости процесса на стадии, что открывает новые возможности для его рационализации и перевода на выполнение с помощью машин, Это – важнейшая характеристика машинизированного технологического процесса;
· системная полнота (целостность) процесса, который должен включать весь набор элементов, обеспечивающих необходимую завершенность действий человека при достижении поставленной цели;
· регулярность процесса и однозначность его фаз, позволяющие применять средние величины при их характеристике, и, следовательно, допускающие их стандартизацию и унификацию. В результате появляется возможность учета, планирования, диспетчеризации информационных процессов.
5. Классификация автоматизированных информационных технологий (АИТ).
1. По способу реализации:
· традиционно сложившиеся информационные технологии использовались в условиях централизованной обработки данных и были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности;
· новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.
2. По степени охвата задач управления:
· электронная обработка данных на ЭВМ по решению отдельных экономических задач без пересмотра методологии и организации процессов управления;
· информационные технологии поддержки принятия решения
· информационные технологии электронного офиса
· информационные технологии экспертной поддержки решений
3. По классам реализуемых технологических операций:
· текстовые процессоры для обработки информации;
· электронные таблицы для автоматизированной обработки данных;
· программные продукты для работы с графической информацией;
· базы и банки данных для обработки больших массивов информации;
· мультимедийные системы
· гипертекстовые и другие системы.
4. По типу пользовательского интерфейса:
· пакетные автоматизированные информационные технологии
· операций над заранее накопленными в системе и объединенными в пакет данными;
· диалоговые автоматизированные информационные системы
· сетевые информационные системы
5. По способу построения сети: локальные, многоуровневые и распределенные информационные технологии.
6. По обслуживаемым предметным областям:
· информационные технологии бухгалтерского учета;
· банковской деятельности;
· налоговой деятельности;
· страховой деятельности и др.
6. Проблемы современного российского информационного общества по внедрению ИТ.
• Отсутствие постановки задачи менеджмента на предприятии.
Большинство руководителей управляют своим предприятием только исходя из своего опыта, своей интуиции, своего видения и весьма неструктурированных данных о его состоянии и динамике.
• Необходимость в частичной реорганизация структуры и деятельности предприятия. Прежде чем приступать к внедрению системы автоматизации на предприятии обычно необходимо произвести частичную реорганизацию его структуры и технологий ведения бизнеса.
• Необходимость в изменении технологии работы с информацией, и принципов ведения бизнеса. Эффективно построенная ИС не может не внести изменений в существующую технологию планирования бюджетирования и контроля, а также управления бизнес-процессами.
• Сопротивление сотрудников предприятия. При внедрении ИС в большинстве случаев возникает активное сопротивление сотрудников на местах, которое является серьезным препятствием для консультантов и вполне способно сорвать или существенно затянуть проект внедрения. Это вызвано несколькими человеческими факторами: обыкновенным страхом перед нововведениями, консерватизмом, опасение потерять работу или утратить свою незаменимость, боязнь ответственности.
• Временное увеличение нагрузки на сотрудников при внедрении системы. Сотрудникам необходимо осваивать новые знания и технологии.
• Формирование квалифицированной группы внедрения и сопровождения системы, руководителя группы. На предприятии формируется небольшая (3-6 человек) рабочая группа, которая проходит максимально полное обучение работе с системой, затем на эту группу ложится значительная часть работы по внедрению системы и дальнейшему ее сопровождению.
Несмотря на то, что возможности современных ИС достаточно развиты и постоянно возрастают, эффекта от внедрения может и не быть. Зачастую после внедрения корпоративной информационной системы руководство по- прежнему не довольно качеством информационного обеспечения.
Помимо приведенных проблем внедрения ИТ, в России наблюдаются следующие наиболее важные тенденции развития:
• По-прежнему существует проблема конфиденциальности информации. Эта проблема связана с законодательством, для ее устранения потребуется переосмыслить методы собора и защиты данных.
• Интернет ускоряет распространение и внедрение информационных систем. Интернет - самый эффективный канал коммуникации, которому нет равных, по способности передавать, фиксировать информацию и создавать персональный учет требований.
• Появление отработанных методик внедрения ИС. Многие предприятия пересматривают свое отношение к информационным технологиям. Появляются «внедренцы», которые предлагают свои системы и отлаженные методики на рынок IT-технологий.
• Распространение и снижение стоимости ИС. В Росси рынок ИС активно развивается. Конкуренция между производителями и внедренцами систем постоянно растет, что приводит к снижению стоимости IT-проектов.
• Ключевым фактором становится тренинг персонала. Предприятиям необходимо больше заботиться о том, чтобы весь персонал мог эффективно пользоваться ИС.
Так или иначе, в развитии ИС в России заинтересованы многие. С одной стороны, есть обостряющееся конкуренция в условиях сжимающегося российского рынка, с другой - есть возможность повысить эффективность деятельности предприятий за счет внедрения новой ИТ-концепции. Специалисты сходятся во мнении, что тенденции развития систем и потребностей предприятий в новых технологиях повышения эффективности работы позволяют утверждать, что спрос на ИС будет стабильно расти, а развитие ИТ-концепций в России имеет хорошие перспективы, которые будут зависят от грамотной политики продвижения ИТ-услуг со стороны поставщиков.
\
7. Уровни управления и функции государства в области управления информационными ресурсами.
Функции государства в области управления информационными ресурсами:
1) Создание информационных массивов и продуктов, необходимых для выполнения комплекса задач государственного управления и реализации прав граждан на доступ к информации;
2) Надежное хранение и защита информационных ресурсов;
3) Эффективное использование информационных ресурсов в деятельности органов власти и государственных учреждений;
4) Обеспечение свободного доступа граждан и организаций к информационным ресурсам
В соответствии с общей структурой государственного управления, можно выделить следующие уровни управления государственными информационными ресурсами:
1) Федеральный уровень;
2) Региональный уровень (субъекты Российской Федерации);
3) Локальный уровень (организации и предприятия).
Направления информатизации органов государственной власти и управления приведены на рис. 1.1 .
Рис. 1.1. Направления информатизации органов государственного управления РФ
Системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления можно разделить на следующие виды:
1) Федеральные системы информационного обеспечения;
2) Системы информационного обеспечения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и местных органов;
3) Системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации;
4) Негосударственные системы, используемые в интересах государственной власти и управления.
Примером территориальной Автоматизированной Информационной Системы государственного значения может служить система Информатизации в Совете Федерации которые классифицированы по содержанию информации на: правовые, экономико-статистические базы, справочно-аналитические и внутри парламентские (рис.1.2).
8. Информационные процессы
Существуют три вида информационных процессов: хранение, передача, обработка.
Хранение информации:
· Носители информации.
· Виды памяти.
· Хранилища информации.
· Основные свойства хранилищ информации.
С хранением информации связаны следующие понятия: носитель информации (память), внутренняя память, внешняя память, хранилище информации.
Носитель информации – это физическая среда, непосредственно хранящая информацию. Память человека можно назвать оперативной памятью. Заученные знания воспроизводятся человеком мгновенно. Собственную память мы еще можем назвать внутренней памятью, поскольку ее носитель – мозг – находится внутри нас.
Все прочие виды носителей информации можно назвать внешними. Хранилище информации - это определенным образом организованная информация на внешних носителях, предназначенная для длительного хранения и постоянного. Основные свойства хранилища информации: объем хранимой информации, надежность хранения, время доступа, наличие защиты информации.
Обработка информации:
Общая схема процесса обработки информации.
· Постановка задачи обработки.
· Исполнитель обработки.
· Алгоритм обработки.
· Типовые задачи обработки информации.
Различают два типа обработки информации. Первый тип обработки: обработка, связанная с получением новой информации, нового содержания знаний (решение математических задач, анализ ситуации и др.). Второй тип обработки: обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержания (например, перевод текста с одного языка на другой).
Важным видом обработки информации является кодирование – преобразование информации в символьную форму, удобную для ее хранения, передачи, обработки. Другой вид обработки информации – структурирование данных (внесение определенного порядка в хранилище информации, классификация, каталогизация данных).
Передача информации:
Схема передачи информации:
Источник информации – информационный канал – приемник информации.
Информация представляется и передается в форме последовательности сигналов, символов. От источника к приёмнику сообщение передается через некоторую материальную среду. Если в процессе передачи используются технические средства связи, то их называют каналами передачи информации (информационными каналами). К ним относятся телефон, радио, ТВ. Органы чувств человека исполняют роль биологических информационных каналов.
9.Информация - важнейшее понятие информатики. Свойства информации.
Информация– это знания или сведения о ком-либо или о чем-либо.
Информация– это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать.
Информатика – наука об информации
или
– это наука о структуре и свойствах информации, способах сбора, обработки и передачи информации
или
– информатика, изучает технологию сбора, хранения и переработки информации, а компьютер основной инструмент в этой технологии.
Свойства информации
На свойства информации влияют как свойства данных, так и свойства методов её обработки.
- Объективность информации. Понятие объективности информации относительно. Более объективной является та информация, в которую методы обработки вносят меньше субъективности. Например, в результате наблюдения фотоснимка природного объекта образуется более объективная информация, чем при наблюдении рисунка того же объекта. В ходе информационного процесса объективность информации всегда понижается.
- Полнота информации. Полнота информации характеризует достаточность данных для принятия решения. Чем полнее данные, тем шире диапазон используемых методов их обработки и тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешности в информационный процесс.
- Адекватность информации. Это степень её соответствия реальному состоянию дел. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако полные и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.
- Доступность информации. Это мера возможности получить информацию. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов их обработки приводят к тому, что информация оказывается недоступной.
- Актуальность информации. Это степень соответствия информации текущему моменту времени. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость поиска или разработки адекватного метода обработки данных может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится ненужной.
10. Единицы измерения информации.