Модель рабочего множества (Working Set)
В варианте чистого пейджинга процессы стартуют без необходимых страниц в памяти. Первая же машинная инструкции генерирует page fault. Другой page fault происходит при локализации глобальных переменных и тут же при выделении памяти для стека. После того как процесс собрал большинство страниц, page fault'ы далее редки. Эта все происходит в соответствии с выборкой по запросу (требованию) в отличие от выборки с упреждением. Конечно, легко написать тестовую программу, которая систематически работает с большим адресным пространством. К счастью, большинство процессов не ведут себя подобным образом, а проявляют свойство локальности. В течение любой фазы вычислений процесс работает с небольшим количеством страниц. Этот набор называется рабочим множеством. (Denning 1968,1980).
В некотором смысле предложенный Деннингом подход является практически реализуемой аппроксимацией оптимального алгоритма (см. также [28]. Принцип локальности ссылок (недоказуемый, но подтверждаемый на практике) состоит в том, что если в период времени (T-t, T) программа обращалась к страницам (P1, P2, ..., Pn), то при надлежащем выборе t с большой вероятностью эта программа будет обращаться к тем же страницам в период времени (T, T+t). Другими словами, принцип локальности утверждает, что если не слишком далеко заглядывать в будущее, то можно хорошо его прогнозировать исходя из прошлого. Набор страниц (P1, P2, ..., Pn) и есть рабочее множество программы (или, правильнее, соответствующего процесса) в момент времени T. Понятно, что с течением времени рабочий набор процесса может изменяться (как по составу страниц, так и по их числу).
Идея алгоритма подкачки Деннинга (иногда называемого алгоритмом рабочих наборов) состоит в том, что операционная система в каждый момент времени должна обеспечивать наличие в основной памяти текущих рабочих наборов всех процессов, которым разрешена конкуренция за доступ к процессору. Полная реализация алгоритма Деннинга практически гарантирует отсутствие thrashing. Алгоритм реализуем (известна, по меньшей мере, одна его полная реализация, которая, однако, потребовала специальной аппаратной поддержки). На практике применяются облегченные варианты алгоритмов подкачки, основанных на идее рабочего набора.
Часть IV. Файловые системы
Все компьютерные приложения нуждаются в хранении и обновлении информации. Возможности оперативной памяти для хранения информации ограничены. Во-первых, оперативная память обычно теряет свое содержимое после отключения питания, а во-вторых, объем обрабатываемых данных зачастую превышает ее возможности. Кроме того, информацию желательно иметь в виде, независимом от процессов. Поэтому принято хранить данные на внешних носителях (обычно это диски) в единицах, называемых файлами. В большинстве компьютерных систем предусмотрены устройства внешней (вторичной) памяти, большой емкости, на которых можно хранить огромные объемы данных. Однако характеристики доступа к таким устройствам существенно отличаются от характеристик доступа к основной памяти. Чтобы повысить эффективность использования этих устройств, был разработан ряд специфичных для них структур данных и алгоритмов.
Глава 11. Файлы с точки зрения пользователя
Введение
История систем управления данными во внешней памяти начинается еще с магнитных лент, но современный облик они приобрели с появлением магнитных дисков. До этого каждая прикладная программа сама решала проблемы именования данных и структуризации данных во внешней памяти. Это затрудняло поддержание на внешнем носителе нескольких архивов долговременно хранимой информации. Историческим шагом явился переход к использованию централизованных систем управления файлами. Система управления файлами берет на себя распределение внешней памяти, отображение имен файлов в адреса внешней памяти и обеспечение доступа к данным.
Файловая система - это часть операционной системы, назначение которой состоит в том, чтобы организовать эффективную работу с данными, хранящимися во внешней памяти и обеспечить пользователю удобный интерфейс при работе с этими данными. Организовать хранение информации на магнитном диске непросто. Это требует хорошего знания устройства контроллера диска, особенностей работы с его регистрами и.т. д. (этим обычно занимается компонент системы ввода-вывода ОС, называемый драйвером диска). Для того чтобы избавить пользователя компьютера от сложностей взаимодействия с аппаратурой и была придумана ясная абстрактная модель файловой системы. Операции записи или чтения файла концептуально проще, чем низкоуровневые операции работы с устройствами.
Основная идея использования внешней памяти состоит в следующем. ОС делит ее на блоки фиксированного размера, например, 4096 байт. С точки зрения пользователя каждый файл состоит из набора индивидуальных элементов, называемых записями (например, характеристика какого-нибудь объекта). Каждый файл хранится в виде определенной последовательности блоков (не обязательно смежных); каждый блок хранит целое число записей. В некоторых ОС (MS-DOS) адреса блоков, содержащих данные файла, могут быть организованы в связный список и вынесены в отдельную таблицу в памяти. В других ОС (Unix), адреса блоков данных файла хранятся в отдельном блоке внешней памяти (так называемом индексе или индексном узле). Этот прием называется индексацией и является наиболее распространенным для приложений, требующих произвольного доступа к записям файлов. Индекс файла состоит из списка элементов, каждый из которых содержит номер блока в файле и указание о местоположении данного блока. В современных ОС файлы обычно представляют собой неструктурированную последовательность байтов (длина записи равна 1) и считывание очередного байта осуществляется с так называемой текущей позиции, которая характеризуется смещением от начала файла. Зная размер блока, легко вычислить номер блока, содержащего текущую позицию. Адрес же нужного блока диска можно затем извлечь из индекса файла. Базовой операцией, выполняемой по отношению к файлу, является чтение блока с диска и перенос его в буфер, находящийся в основной памяти.
Файловая система позволяет при помощи системы справочников (каталогов, директорий) связать уникальное имя файла с блоками вторичной памяти, содержащими данные файла. Иерархическая структура каталогов, используемая для управления файлами, является другим примером индексной структуры. В этом случае каталоги или папки играют роль индексов, каждый из которых содержит ссылки на свои подкаталоги. С этой точки зрения вся файловая система компьютера представляет собой большой индексированный файл.
Понятие «файловая система» включает [30]:
§ совокупность всех файлов на диске,
§ наборы структур данных, используемых для управления файлами, такие, например, как каталоги файлов, дескрипторы файлов, таблицы распределения свободного и занятого пространства на диске,
§ комплекс системных программных средств, реализующих управление файлами, в частности: создание, уничтожение, чтение, запись, именование, поиск и другие операции над файлами.
Файлы управляются ОС. То, как они структурированы, поименованы, используются, защищены, реализованы – одна из главных тем проектирования ОС.
Перечислим основные функции файловой системы:
1. Идентификация файлов. Связывание имени файла с выделенным ему пространством внешней памяти.
2. Распределение внешней памяти между файлами. Для работы с конкретным файлом не требуется иметь информацию о местоположении этого файла на внешнем носителе информации. Например, для того, чтобы загрузить документ в редактор с жесткого диска нам не требуется знать на какой стороне какого магнитного диска и на каком цилиндре и в каком секторе находится требуемый документ.
3. Обеспечение надежности и отказоустойчивости. Стоимость информации может во много раз превышать стоимость компьютера.
4. Обеспечение защиты от НСД.
5. Обеспечение совместного доступа к файлам, не требуя от пользователя специальных усилий по обеспечению синхронизации доступа.
6. Обеспечение высокой производительности.
Иногда говорят, что файл - поименованный набор связанной информации, записанной во вторичную память. Для большинства пользователей файловая система - наиболее видимая часть ОС. Она предоставляет механизм для он-лайнового хранения и доступа, как данным, так и программам ОС для всех пользователям системы. С точки зрения пользователя файл - минимальная величина внешней памяти, то есть данные, записанные на диск должны быть в составе какого-нибудь файла.
Важный аспект организации файловой системы – учет стоимости операций взаимодействия с вторичной памятью. Процесс считывания блока диска состоит из позиционирования считывающей головки над дорожкой, содержащей требуемый блок, ожидания, пока требуемый блок сделает оборот и окажется под головкой и собственно считывания блока. Для этого требуется значительное время (десятки миллисекунд). В современных компьютерах обращение к диску примерно в 100000 медленнее, чем обращение к памяти. Таким образом, критерием вычислительной сложности алгоритмов, работающих с внешней памятью, является количество обращений к диску.
Имена файлов
Файлы – абстрактные объекты. Они предоставляют пользователям возможность сохранять информацию, скрывая от него детали того, как и где она хранится и то, как диски в действительности работают. Вероятно, одна из наиболее важных характеристик любого абстрактного механизма – способ именования объектов, которыми он управляет. Когда процесс создает файл, он дает файлу имя. После завершения процесса файл продолжает существовать и через свое имя может быть доступен другим процессам.
Многие ОС поддерживают имена из двух частей (имя+расширение), например progr.c(файл, содержащий текст программы на языке Си) или autoexec.bat (файл, содержащий команды интерпретатора командного языка). Тип расширения файла позволяет ОС организовать работу с ним различных прикладных программ в соответствии с заранее оговоренными соглашениями.
Обычно ОС накладывают некоторые ограничения, как на используемые в имени символы, так и на длину имени. Например, в ОС Unix учитывается регистр при вводе имени файла (case sensitive), а в MS-DOS – нет. В популярной файловой системе FAT длина имен ограничивается известной схемой 8.3 (8 символов - собственно имя, 3 символа - расширение имени). Современные файловые системы, как правило, поддерживают более удобные для пользователя длинные символьные имена файлов. Так, в соответствии со стандартом POSIX, в ОС UNIX допускаются имена длиной до 255 символов, та же самая длина устанавливается для имен файлов и в ОС Windows NT для файловой системы NTFS.
Структура файлов
Как уже говорилось, программист воспринимает файл в виде набора логических записей. Логическая запись - это наименьший элемент данных, которым может оперировать программа при обмене с внешним устройством. Даже если физический обмен с устройством осуществляется большими единицами (обычно блоками), операционная система обеспечивает программисту доступ к отдельной логической записи.
ОС поддерживают несколько вариантов структуризации файлов.
Первый из них, файл, как неструктурированная последовательность байтов. Например, в файловых системах ОС UNIX и MS-DOS файл имеет простейшую логическую структуру – последовательность однобайтовых записей.
ОС не осуществляет никакой интерпретации этих байтов. Тем не менее, ОС с файловыми системами данного типа должны поддерживать, по крайней мере, одну структуру - выполняемый файл - для запуска программ. Этой схеме присущи максимальная гибкость и универсальность. Используя базовые системные вызовы (или функции библиотеки ввода/вывода), пользователи могут, как угодно структурировать файлы. В частности, многие СУБД хранят свои базы данных в обычных файлах.
Первый шаг в структурировании - хранение файла в виде последовательности записей фиксированной длины, каждая из которых имеет внутреннюю структуру. Центральная идея этой схемы - операция чтения проводится над записью и операция записи - переписывает или добавляет запись целиком. Ранее были записи по 80 байт (соответствовало числу позиций в перфокарте) или по 132 символа (ширина принтера). В ОС CP/M файлы были последовательностями 128-символьных записей. С введением CRT терминалов эта идея утратила популярность.
Третий способ представления файлов - последовательность записей переменной длины, каждая из которых содержит ключевое поле в фиксированной позиции внутри записи. Базисная операция в данном случае - считать запись с каким-либо значением ключа. Записи могут располагаться в файле последовательно (например, будучи отсортированы по значению ключевого поля) или в более сложном порядке.
Рис. 11.. Файл, как последовательность записей переменной длины
Использование индексов файлов, хранящих адреса записей, позволяет обеспечить быстрый доступ к отдельной записи (индексно-последовательная организация, см. также раздел 11.5). При добавлении новой записи в файл, место, куда ее поместить будет определено не пользователем, а операционной системой. Такой способ применяется в больших мэйнфреймах для коммерческих процессов обработки данных.
Типы и атрибуты файлов
Важный аспект дизайна файловой системы и ОС - следует ли поддерживать и распознавать типы файлов. Если да, то это может помочь правильному функционированию ОС, например не допустить вывода на принтер бинарного файла.
К типам файлов, поддерживаемых современными ОС, относят регулярные (обычные) файлы и директории. Обычные (регулярные) файлы содержат пользовательскую информацию. Директории (справочники, каталоги) - системные файлы, поддерживающие структуру файловой системы. В каталоге содержится перечень файлов, входящих в него, и устанавливается соответствие между файлами и их характеристиками (атрибутами). Мы будем рассматривать директории ниже.
Напомним, что хотя внутри подсистемы управления файлами обычный файл представляется в виде набора блоков внешней памяти, для пользователей обеспечивается представление файла в виде линейной последовательности байтов. Такое представление позволяет использовать абстракцию файла при работе с внешними устройствами, при организации межпроцессных взаимодействий и т.д. Поэтому, иногда к файлам приписывают другие объектыОС, например, специальные символьные файлы и специальные блочные файлы, именованные каналы и сокеты, имеющие файловый интерфейс. Эти объекты рассмотрены в других разделах данного курса.
Далее, главным образом, речь пойдет об обычных файлах.
Обычные (или регулярные) файлы реально представляют собой набор блоков (возможно, пустой) на устройстве внешней памяти, на котором поддерживается файловая система. Такие файлы могут содержать как текстовую информацию (обычно в формате ASCII), так и произвольную двоичную информацию.
Обычные регулярные файлы бывают - ASCII и бинарные.
ASCII файлы содержат строки текста, которые можно распечатать, увидеть на экране или редактировать обычным текстовым редактором.
Другой тип файлов – бинарные файлы, означает, что это не ASCII файлы. Обычно они имеют некоторую внутреннюю структуру. Например, выполнимый Unix файл имеет пять секций: заголовок, текст, данные, биты реаллокации и символьную таблицу. ОС выполняет файл, только если он имеет нужный формат. Другим примером бинарного файла может быть архивный файл.
Типизация файлов не слишком строгая.
Обычно прикладные программы, работающие с файлами, распознают тип файла по его имени в соответствии с общепринятыми соглашениями. Например, файлы с расширениями .c, .pas, .txt – ASCII файлы, файлы с расширениями .exe – выполнимые, файлы с расширениями .obj, .zip – бинарные и т.д.
Помимо имени ОС часто связывают с каждым файлом и другую информацию, например дату модификации, размер и т.д. Эти другие характеристики файлов называются атрибутами. Список атрибутов может варьироваться от одной ОС к другой. Он может включать: атрибуты защиты, пароль, имя создателя, флаги скрытости, архивности, системности, бинарности, тип доступа, длину записи, позицию ключа, время, дату, размер и т.д.
Эта информация обычно хранится в структуре директорий (см. раздел реализация директорий) или других структурах, обеспечивающих доступ к данным файла.
Доступ к файлам
Для использования информации, хранимой в файлах, она должна быть считана в память компьютера. Есть несколько способов доступа к файлам.
Ранние ОС давали только один способ доступа – последовательный(модель ленты). Записи считывались в порядке поступления. Текущая позиция считывания могла быть возвращена к началу файла (rewind). Вместе с магнитными барабанами и дисками появились файлы с прямым (random) доступом. Для специфицирования места, с которого надо начинать чтение используются два способа: с начала, или с текущей позиции, которую дает операция seek.
Последовательный доступ базируется на модели ленты и работает как на устройствах последовательного доступа, так и прямого. Это наиболее общая модель. Организация прямого доступа существенна для многих приложений, например, для систем управления базами данных.
Не все системы поддерживают оба (последовательный и прямой) метода доступа. Последовательный доступ легко эмулировать при помощи прямого, однако реализация прямого доступа через последовательный была бы очень неэффективной.
Помимо прямого и последовательного существуют и другие методы доступа. Обычно они включают конструирование индекса файла и базируются на прямом методе доступа. Для поиска записи вначале происходит обращение к индексу, где находится указатель на нужную запись.
Способ выделения дискового пространства при помощи индексных узлов, применяемый в ряде ОС (Unix и ряде других, см. следующую главу) может служить другим примером организации индекса.
В этом случае ОС использует древовидную организацию блоков, при которой блоки, составляющие файл, являются листьями дерева, а каждый внутренний узел содержит указатели на множество блоков файла. Для больших файлов индекс может быть слишком большим. В этом случае создают индекс для индексного файла (блоки промежуточного уровня или блоки косвенной адресации).
Операции над файлами.
Операционная система должна предоставить в распоряжение пользователя набор операций для работы с файлами, реализованных через системные вызовы. Чаще всего при работе с файлом пользователь выполняет не одну, а несколько операций. Во-первых, нужно найти данные файла и его атрибуты по его символьному имени, во-вторых, считать необходимые атрибуты файла в отведенную область оперативной памяти и проанализировать права пользователя на выполнение требуемой операции. Затем выполнить операцию, после чего освободить занимаемую данными файла область памяти. Рассмотрим в качестве примера основные файловые операции ОС Unix:
§ Create. Создание файла, не содержащего данных. Смысл данного вызова - объявить, что файл существует и присвоить ему ряд атрибутов.
§ Delete. Удаление файла и освобождение занятого им дискового пространства.
§ Open. Перед использованием файла процесс должен его открыть. Цель данного системного вызова разрешить системе проанализировать атрибуты файла и проверить права доступа к файлу, а также считать в оперативную память список адресов блоков файла для быстрого доступа к его данным.
§ Close. Если работа с файлом завершена, его атрибуты и адреса блоков на диске больше не нужны. В этом случае файл нужно закрыть, чтобы освободить место во внутренних таблицах файловой системы.
§ Seek. Дает возможность специфицировать место внутри файла, откуда будет производиться считывание (или запись) данных, то есть задать текущую позицию.
§ Read. Чтение данных из файла. Обычно это происходит с текущей позиции. Пользователь должен задать объем считываемых данных и предоставить буфер для них.
§ Write. Запись данных в файл с текущей позиции. Если текущая позиция находится в конце файла, его размер увеличивается, в противном случае запись осуществляется на место имеющихся данных, которые, таким образом, теряются.
§ Get attributes. Предоставляет процессам нужные им сведения об атрибутах файла. В качестве примера можно привести, утилиту make, которая использует информацию о времени последней модификации файлов.
§ Set attributes. Дает возможность пользователю установить некоторые атрибуты. Наиболее очевидный пример - установка режима доступа к файлу.
§ Rename. Возможность переименования файла создает дополнительные удобства для пользователя. Данная операция может быть смоделирована копированием данного файла в файл с новым именем и последующим его удалением.