Настройка базового календаря
ПРАКТИКУМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ
И УМЕНИЙ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ MICROSOFT PROJECT
ко второй части учебного курса-тренинга
Челябинск
ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ НОВОГО ПРОЕКТА
Рассмотрим пример создания проекта, целькоторого – выпуск рекламного буклета для выставки. Прежде всего, необходимо четко определить, какие виды работ следует выполнить для достижения цели.
Создание рекламного буклета должно начинаться с разработки содержания и эскизов будущих иллюстраций. Затем пишется текст, и создаются сами иллюстрации, после чего текст отправляется на литературное редактирование. Далее к работе подключается верстальщик, который готовит макет буклета; одновременно художник разрабатывает макет обложки. На следующем этапе макет и обложка подвергаются корректуре, после окончания которой, выполняется цветоделение. Проект должен завершаться сдачей макета в типографию. Для упрощения в описание задач не включены работы, связанные с внесением редакторской правки и корректуры.
Для каждого вида перечисленных работ необходимо указать предполагаемую продолжительность. Описание видов работ и предполагаемой длительности может выглядеть следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Описание видов работ и предполагаемой длительности
№ п/п | Название работы | Предполагаемая длительность |
Разработка содержания | 5 дн. | |
Разработка эскизов иллюстраций | 3 дн. | |
Написание текста | 14 дн. | |
Создание иллюстраций | 7 дн. | |
Литературное редактирование | 4 дн. | |
Верстка | 5 дн. | |
Разработка макета обложки | 8 дн. | |
Корректура | 4 дн. | |
Цветоделение | 2 дн. | |
Сдача в типографию | 1 дн. |
Далее следует определить, какие ресурсы и в какое их количество будет доступно при выполнении перечисленных работ, а также их стоимость.
Microsoft Project различает два вида ресурсов: трудовые (люди, оборудование) и материальные (расходные материалы).
Разработкой содержания должны заниматься менеджер и писатель, разработкой эскизов иллюстраций – менеджер и художник, созданием иллюстраций и макета обложки – художник, написанием текста буклета – писатель, литературным редактированием – редактор, корректурой – корректор, версткой и цветоделением – верстальщик, сдачей в типографию – менеджер.
Для выполнения указанных видов работ потребуются четыре персональных компьютера: для писателя, художника, верстальщика и менеджера. Работа писателя оплачивается единовременно после её выполнения. У остальных специалистов оплата труда повременная. Материальные ресурсы в рассматриваемом учебном проекте-примере учитываются.
Перечень ресурсов сведён в табл. 2.
Таблица 2
Перечень ресурсов
№ п/п | Ресурс | Количество человек/ единиц оборудования | Оплата труда/ Затраты |
Писатель | 10 000 р. | ||
Редактор | 300 р./дн. | ||
Художник | 200 р./дн. | ||
Верстальщик | 200 р./дн. | ||
Корректор | 200 р./дн. | ||
Менеджер | 400 р./дн. | ||
Компьютер | 25 р./ч |
СОЗДАНИЕ НОВОГО ПРОЕКТА
Теперь всё готово к тому, чтобы начать создавать наш проект.
Запустите программу Microsoft Project: меню Пуск/ Программы/ Micro-soft Office/ Microsoft Project.
• Нажмите кнопку на панели инструментов «Стандартная». Название проекта в заголовке окна программы изменится на «Проект2».
• Откройте диалоговое окно Сведения о проекте(рис. 1): меню Проект/ Сведения о проекте…
Рис. 1. Диалог Сведения о проекте для «Проект2»
Microsoft Project позволяет создавать проект от начальной или конечной даты. Одна из этих возможностей может быть выбрана в открывающемся списке «Планирование от:». По умолчанию здесь установлено «даты начала проекта», а под этим списком в центре диалога выводится надпись «Все задачи начинаются как можно раньше.».
Нажмите кнопку у правой границы поля открывающегося списка «Дата начала:». В окне диалога Сведения о проекте для «Проект2» появится календарь текущего месяца.
• Используя кнопку на календаре, выберите Июнь 2005 г.
• Щелчком мыши выберите на календаре дату 1 (1 июня 2005 года). В поле открывающегося списка Дата начала отобразится выбранная дата (рис. 2).
Рис. 2. Календарь текущего месяца
В поле открывающегося списка «Текущая дата:» выводится текущая дата. Вы можете изменить её при необходимости. В открывающемся списке «Календарь:» можно выбрать один из типов предлагаемых программой календарей: Стандартный, 24 часа, Ночная смена (или созданный пользователем).
• Нажмите кнопку ОК,чтобы закрыть диалог Сведения о проекте для «Проект2». Установки, сделанные в нем, будут использоваться для созданного проекта.
Microsoft Project создает график выполнения работ на основе встроенного календаря. По умолчанию – это базовый календарь Стандартный, параметры которого можно легко изменять. Кроме того, Вы можете создать новые, индивидуальные календари для каждого работника (ресурса) или группы ресурсов. Например, одна бригада может работать без выходных дней на сдельной оплате труда, а другая – на повременной оплате со всеми выходными днями. Для каждой из них может быть создан индивидуальный календарь, на основании которого будет планироваться выполнение работ. Далее будет показано, как изменить параметры действующего календаря, и создать новый базовый календарь.
НАСТРОЙКА БАЗОВОГО КАЛЕНДАРЯ
Прежде чем начать вводить в проект исходную информацию, следует сделать некоторые изменения в базовом календаре, который Microsoft Project использует по умолчанию.
• Выберите команду меню Сервис/Параметры… На экране появится диалог Параметры.
• Щелкните мышью на ярлычке Календарь, чтобы перейти на нужную вкладку (рис. 3).
В нашем проекте рабочая неделя должна начинаться с понедельника.
• Убедитесь, что в открывающемся списке «День начала недели:» установлено Понедельник.
Финансовый год должен начинаться с января.
• Убедитесь, что в открывающемся списке «Месяц начала финансового года:»установлено Январь.
Рабочий день должен начинаться в 9:00 и заканчиваться в 18:00.
• В поле списка «Время начала по умолчанию:» введите 9:00.
• В поле списка «Время окончания по умолчанию:» введите 18:00.
• Убедитесь, что в поле со счетчиком «Часов в дне:» установлено 8, а в поле «Часов в неделе:» установлено 40.
• Нажмите кнопку По умолчанию. Это позволит использовать установленные параметры календаря в текущем и во всех вновь создаваемых проектах.
• Закройте диалог Параметры нажатием кнопки ОК.
Рис. 3. Вкладка Календарь диалога Параметры
Теперь мы должны указать программе нерабочие, праздничные и сокращенные предпраздничные дни, чтобы график выполнения работ автоматически создавался с учетом таких дней.
• Выберите команду меню Сервис/ Изменить рабочее время… На экране появится диалог Изменение рабочего времени (рис. 4).
Рис. 4. Диалог Изменение рабочего времени
В центре диалогового окна находится традиционный календарь для каждого дня, в котором можно задать определенную настройку. Дни календаря выделены цветом в соответствии с легендой: рабочие дни обозначены белым, нерабочие – серым, а дни с нестандартным рабочим временем заштрихованы.
Для переключения между месяцами нужно использовать полосу прокрутки, а чтобы выбрать нужный день – щелкнуть на нем. Для того чтобы выделить сразу несколько дней, нужно щелкнуть на них при нажатой клавише Ctrl, а чтобы выделить все одинаковые дни календаря (например, все субботы) нужно щелкать на названии дня в верхней строке календаря.
Настройка параметров выбранных дней осуществляется в правой части диалогового окна. Переключатель стандартное время применяет стандартные настройки, если ранее параметры дня были изменены. Переключатель нерабочее время пометит выбранный нерабочий день как выходной, а нестандартное рабочее время – как рабочий. Под переключателями расположены две колонки полей содержащих временные интервалы, в которых осуществляется работа в течение дня.
Для решения поставленной задачи можно отредактировать указанный в открывающемся списке «Для:» Стандартный (календарь проекта). Но мы поступим несколько иначе, создав новый календарь.
• Нажмите кнопку Создать… в диалоге Изменение рабочего времени. На экране появится диалог Создание базового календаря (рис. 5).
Рис. 5. Диалог Создание базового календаря
• Установите переключатель Создать новый базовый календарь. В поле ввода «Название:» появится название нового календаря Календарь 1 (рис. 6).
Рис. 6. Диалог Создание базового календаря
• Закройте диалог Создание базового календаря с помощью кнопки OK. Произойдёт возврат к диалогу Изменение рабочего времени. В полеотрывающегося списка «Для:» которого отобразится название нового календаря:Календарь 1.
В новом календаре отметим 13 июня 2005 года как нерабочий день.
Предпраздничный день 10 июня должен быть сокращённым.
• Щелкните мышью на ячейке с датой 10 июня,чтобы выделить её.
• Установите переключатель нестандартное рабочее время. В полях ввода «С:», «По:» введите рабочее время в предпраздничный день: 9:00–12:00,13:00–17:00,которое учитывает обеденный перерыв.
• Щелкните мышью за пределами ячейки 10, чтобы снять выделение. Указанная ячейка будет выделена наклонной штриховкой, характеризующей сокращенный рабочий день (рис. 7).
• Нажмите кнопку ОК в диалоге Изменение рабочего времени. Диалог закроется. Установленные параметры будут запомнены.
Рис. 7. Диалог Изменение рабочего времени
с изменённым календарём
Как Вы помните, при создании нового проекта в диалоге Сведения о проекте для «Проект2» мы не изменяли установленный по умолчанию календарь Стандартный. Теперь же, когда у нас есть новый календарь, следует подключить его к нашему проекту для того, чтобы Microsoft Project составлял график работ, основываясь на нем.
• Выберите команду меню Проект/ Сведения о проекте… На экране появится уже знакомый Вам диалог Сведения о проекте для «Проект2» (рис. 1).
• В открывающемся списке «Календарь:» выберите созданный нами Календарь 1.
• Закройте диалог Сведения о проекте для «Проект2», нажав кнопку ОК. Созданный календарь будет подключен к проекту.
Теперь следует выделить на панели диаграммы выходной день 13 июня, чтобы отображать его как нерабочий. Для этого выполните следующие шаги.
• Щелкните правой кнопкой мыши на панели диаграммы. На экране появится контекстное меню.
• Выберите команду контекстного меню Нерабочее время… На экране появится диалог Шкала времени с открытой вкладкой Нерабочее время(рис. 8).
Рис. 8. Вкладка Нерабочее времядиалога Шкала времени
• В открывающемся списке «Календарь:» выберите Календарь 1 (календарь проекта).
• Закройте диалог Шкала времени, нажав кнопку ОК.На панели диаграммы серыми вертикальными полосками отобразятся нерабочие и праздничные дни 11–13 июня.
Прежде чем продолжать создание проекта, его следует сохранить.
• Нажмите кнопку на панели инструментов «Стандартная». На экране появится диалог Сохранение документа.
• В открывающемся списке «Папка:» выберите сначала диск, а затем папку, в которой будет сохранен проект.
• В поле ввода «Имя файла:» введите Мой первый проект–такое имя мы дадим файлу нашего проекта.
• Закройте диалог Сохранение документа с помощью кнопки Сохранить. Файл проекта будет сохранен на диске. В заголовке рабочего окна программы появится новое имя проекта – Мой первый проект.
Итак, мы выполнили все подготовительные операции по созданию нового проекта и настройке базового календаря.
В Microsoft Project есть несколько настроек, определяющих поведение программы при работе пользователя с календарным планом. Эти параметры можно изменить на вкладке Планированиев диалоговом окне Параметрыменю Сервис(рис. 9).
Рис. 9. Вкладка Планированиедиалогового окна Параметры
Чтобы при планировании Microsoft Project подсказывал Вам о возможных ошибках и способах ускорить ввод данных, стоит включить режим подсказки (вкладка Общие),а на ней в разделе «Мастер планирования» нужно установить все флажки (рис. 10).
Рис. 10. Раздел «Мастер планирования» вкладки Общие
диалогового окна Параметры
Закройте диалоговое окно Параметры нажав кнопку ОК.
ВВОД РАБОТ
Ввод работ лучше всего осуществлять в представлении Диаграмма Ганта.
Рис. 11. Меню Вид/ Диаграмма Ганта
• Щелкните мышью на ячейке первой строки поля «Название задачи» таблицы. Ячейка будет выделена рамкой.
• Введите с клавиатуры название первой работы – Разработка содержания.
Как только Вы начнете ввод, будет активизирована строка ввода, в которой отобразится вводимая в ячейку информация. В левой части этой панели появятся две кнопки. Левая используется для отказа от ввода информации , а правая для завершения ввода информации . Далее мы также будем использовать слово «зафиксировать» для обозначения окончания ввода информации в ячейки таблицы.
• Нажмите клавишу [стрелка вправо]чтобы закончить ввод текста и переместить прямоугольник выделения в поле «Длительность». В этом поле отобразится продолжительность работы, равная 1дню,устанавливаемая Microsoft Projectпо умолчанию для каждого вида работ.
Как только любая ячейка в поле «Длительность» выделяется, в ней появляется счетчик , с помощью которого можно изменить продолжительность работы.
• Используя кнопку счетчика , установите длительность введенной работы 5 дней.Обратите внимание, что эта длительность отобразится в строке ввода.
• Нажмите кнопку в строке ввода, чтобы зафиксировать введенную длительность.
Теперь увеличим ширину левой панели диаграммы Ганта, переместив её правую границу, чтобы видеть соседние поля.
• Установите указатель мыши на вертикальной полосе, разделяющей панели таблицы. Указатель примет форму .
• Нажмите и удерживайте левую кнопку мыши.
• Переместите указатель мыши вправо так, чтобы видимая часть таблицы увеличилась примерно вдвое.
• Отпустите левую кнопку мыши. Ширина таблицы увеличится.
Справа от поля «Длительность» Вы теперь видите два поля «Начало» и «Окончание», в которых отображаются даты начала и окончания указанного нами вида работ (рис. 12). (Изменить формат даты можно с помощью меню Сервис/Параметры…/ вкладка Вид/ поле «Формат даты:»).
Рис. 12. Таблица диаграммы Ганта с датами начала
и окончания задачи
Как видите, на основании введенной продолжительности работы Разработка содержания – 5дней – Microsoft Project вычислил календарную дату окончания этого вида работ и при этом учел два выходных дня – 4 и 5 июня 2005 года.
На панели диаграммы в правой части рабочего окна появилась синяя горизонтальная полоска диаграммы с общей длиной 7 календарных дней (5 рабочих + 2 выходных).
Если же необходимо выполнять работу и в выходные дни, то её длительность нужно указать несколько иначе. Сначала скопируйте работу «Разработка содержания» в буфер обмена, а затем вставьте её во второй строке таблицы.
• Щелкните мышью на ячейке с названием Разработка содержанияв поле «Название задачи», чтобы выделить её.
• Нажмите кнопку на панели инструментов «Стандартная». Содержимое выделенной ячейки будет скопировано в буфер обмена.
• Щелчком мыши выделите пустую ячейку во второй строке в поле «Название задачи».
• Нажмите кнопку панели инструментов «Стандартная», копия работы «Разработка содержания» будет вставлена из буфера обмена в выделенную ячейку.
• Нажмите клавишу [стрелка вправо], чтобы выделить соседнюю ячейку в поле «Длительность».
• Введите с клавиатуры длительность 5 ад (календарных дней), которая обозначает, что работа должна продолжаться 5 календарных, а не рабочих дней, и нажмите клавишу [Enter]. Введённое значение длительности будет зафиксировано (При этом программа учтёт, что работа будет длиться 5·24 = 120 календарных часов, а не 5·8 = 40 рабочих часов.)
Теперь в поле «Окончание» во второй строке указывается более ранняя дата окончания этого вида работ, а на диаграмме справа горизонтальная полоска-работа имеет длину ровно 5 дней.
Продолжительность работы в поле «Длительность» можно вводить в различных единицах: в месяцах; в неделях; в днях; в часах; в минутах.
Вы можете изменить дату начала любого вида работы.
• Щелкните мышью на поле «Начало» во второй строке, чтобы выделить соответствующую ячейку. У правого её края появится кнопка открывающегося списка .
• Нажмите кнопку . На экране появится календарь Июнь 2005 г. (рис. 13).
Рис. 13. Календарь
• Щелчком мыши выберите 6 июня.Календарь закроется. Выбранная дата (Понедельник, 6 июня 2005 года) отобразится в выделенной ячейке поля «Начало», а горизонтальная полоска-работа на панели диаграммы сместится вправо так, что её левый край будет находиться на отметке 6 июня.
Изменить дату начала работы можно также, перемещая полоску-работу на панели диаграммы с помощью указателя мыши.
• Добейтесь такого положения полоски, чтобы работа начиналась, например, во вторник 7 июня.
• Отпустите левую кнопку мыши. Информационное окно работы исчезнет. Положение полоски-работы зафиксируется. Новая дата начала работы отобразится в поле «Начало» таблицы диаграммы Ганта.
Подобным же образом можно изменить длительность любой работы.
• Установите указатель мыши на правом крае нижней полоски-работы на панели диаграммы. Указатель примет форму .
• Нажмите и удерживайте левую кнопку мыши. На экране появится информационное окно задачи, в котором теперь указана дата её окончания и длительность.
• Не отпуская левую кнопку мыши, перемещайте мышь вправо. При этом по мере перемещения в информационном окне работы будут изменяться дата окончания работы и её длительность
• Добейтесь такого положения правого края полоски, чтобы длительность работы составила 7 ad (7 календарных дней).
• Отпустите левую кнопку мыши. Информационное окно закроется. Размер полоски-работы зафиксируется в соответствии с новой длительностью. Измененная длительность отобразится в поле «Длительность»таблицы, а новая дата окончания работы – в поле «Окончание».
Таким образом, Microsoft Project предоставляет разнообразные возможности для установки начальной и конечной даты каждого вида работ и их продолжительности. Любую работу в случае необходимости можно удалить.
• Выделите копию работы Разработка содержания.
• Нажмите клавишу [Delete]и удалите всю задачу.
Копия работы будет удалена из таблицы, а её полоска – с диаграммы.
• Самостоятельно введите в таблицу остальные виды работ и их длительности, взяв необходимые данные из табл. 1 в разделе «Подготовка к созданию нового проекта».
На диаграмме Ганта можно создавать так называемые контрольные точки (вехи), которые отражают промежуточные итоги проекта. Контрольная точка – это задача нулевой длительности.
• Создадим на диаграмме контрольную точку Начало работ.
• Щелкните мышью на первой строке в поле «Название задачи», чтобы выделить соответствующую ячейку.
• Выберите команду меню Вставка/ Новая задача. В таблице будет вставлена пустая первая строка.
• В вставленной первой строке поля «Название задачи» введите: Начало работ.
• Нажмите клавишу [стрелка вправо],чтобы закончить ввод и переместить выделение в поле «Длительность».
• В поле «Длительность» установите продолжительность работы (0 дней) и нажмите клавишу [Enter]. На панели диаграммы в первой строке появится контрольная точка в виде черного ромбика с датой начала работ 01.06(1 июня).
• Самостоятельно создайте вторую контрольную точку Завершение проектав конце списка работ.
Заполненная таблица и диаграмма будут выглядеть как на рис. 14.
Рис. 14. Заполненная таблица работ
Сохраните изменения в проекте, нажав кнопку на панели «Стандартная».
СОЗДАНИЕ ГРАФИКА РАБОТ
Следующий шаг подготовки проекта после ввода названия работ – создание графика работ. Пока все виды работ начинаются с даты начала проекта – 1 июня 2005 года. Но это, как Вы понимаете, неправильно. В любом проекте все виды работ взаимосвязаны и должны выполняться в определенной последовательности. Например, верстка не может начаться прежде, чем будет написан текст и созданы все иллюстрации, а корректура должна выполняться только после окончания верстки. Некоторые виды работ могут выполняться одновременно, например, создание иллюстраций и написание текста.
В Microsoft Project создание графика работ сводится к установке связей между работами. При этом нужно указать тип связи, выполняется ли одна работа после другой или перед ней. Если же работы выполняются параллельно, то должны ли они одновременно начинаться или заканчиваться. Существует четыре типа возможных связей:
1. Окончание-начало (ОН) – последующая работа начинается после окончания предыдущей;
2. Начало-начало (НН) – последующая работа не может начаться, пока не началась предыдущая;
3. Окончание-окончание (ОО) – последующая работа не может закончиться, пока не закончилась предыдущая;
4. Начало-окончание (НО) – последующая работа не может закончиться, пока не началась предыдущая.
Рассмотрим, как устанавливаются связи между работами.
• Щелкните мышью на названии работы Разработка содержанияв поле «Название задачи», чтобы выделить её.
• Нажмите и удерживайте клавишу [Ctrl].
• Не отпуская клавишу [Ctrl],щелкните мышью на названии второй работы Написание текстазависящей от первой.
• Отпустите клавишу [Ctrl].Оба вида работ будут выделены.
• Нажмите кнопку на панели инструментов «Стандартная». Между выделенными видами работ будет установлена связь типа «Окончание-начало», которая отобразится на диаграмме в виде стрелки (рис. 15).
Рис. 15. Связь типа «Окончание-начало»
Как уже указывалось выше, этот тип связи означает, что работа Написание текстабудет начинаться после окончания работы Разработка содержания.Это наглядно показано на диаграмме, где левый край горизонтальной полоски-работы Написание текстанаходится на одной вертикальной линии с правым краем полоски-работы Разработка содержания,а стрелка, направленная от конца полоски-работы Разработка содержания к началу – Написание текста, указывает тип связи «Окончание-начало». Этот тип Microsoft Project устанавливает по умолчанию.
Как и большинство операций, установка связей между видами работ может быть отменена.
• Нажмите кнопку на панели инструментов «Стандартная». Предыдущая команда будет отменена (возможна только отмена одного шага).
Теперь установим связь между этими же видами работ, выделив их в обратном порядке, чтобы увидеть, как зависит вид установленной связи от порядка выбора работ.
• Щелкните мышью на названии работы Написание текста,чтобы выделить её.
• Нажмите и удерживайте клавишу [Ctrl].
• Не отпуская клавишу [Ctrl], щелкните мышью на названии работы Разработка содержания.
• Отпустите клавишу [Ctrl].Ячейки с указанными работами будут выделены.
• Нажмите кнопку на панели инструментов «Стандартная». Между выделенными видами работ снова будет установлена связь (рис. 16).
Рис. 16. Неправильно созданная связь
Но теперь работа Разработка содержаниябудет начинаться только после окончания работы Написание текста.Как видите, вид установленной связи зависит от порядка выделения работ. Конечно же, эта связь неправильна. Такие ошибочные связи в любой момент можно удалить.
• Не отменяя выделения видов работ в таблице, нажмите кнопку на панели инструментов «Стандартная». Связь между указанными видами работ будет удалена. Диаграмма примет свой первоначальный вид.
Создадим связь между видами работ Разработка содержания и Разработка эскизов иллюстраций.
• Выделите сначала название работы Разработка содержания, а затем – Разработка эскизов иллюстраций.
• Создайте связь между ними, нажав кнопку на панели инструментов «Стандартная».
Эти виды работ должны заканчиваться одновременно. Поэтому тип связи между ними нужно изменить.
• Дважды щёлкните мышью на стрелке, обозначающей связь на диаграмме. На экране появится диалог «Зависимость задач».
В верхней части диалога указаны названия работ, между которыми установлена связь, а в поле открывающегося списка «Тип:» – тип этой связи. В данном случае – «Окончание-начало». При необходимости Вы можете удалить эту связь нажатием кнопки Удалить.
• Выберите в открывающемся списке «Тип:» связь «Окончание-окончание».
Рис. 17. Диалог Зависимость задач
• Нажмите кнопку ОК,чтобы закрыть диалог «Зависимость задач». Установленная связь отобразится на диаграмме (рис. 18).
Рис. 18. Связь «Окончание-окончание»
Проверим, будут ли указанные виды работ заканчиваться по одному и тому же времени, если изменить длительность одной из них.
• Щелкните мышью на поле «Длительность» в строке с работой Разработка содержания, чтобы выделить соответствующую ячейку.
• Используя счетчик, увеличьте длительность работы до 15 дней и нажмите клавишу [Enter].
• Просмотрите диаграмму, воспользовавшись горизонтальной полосой прокрутки, и убедитесь, что тип связи между видами работ не изменился: они заканчиваются одновременно.
• Отмените изменение длительности работы, нажав кнопку на панели инструментов «Стандартная».
Теперь рассмотрим ещё один способ создания множественных связей.
• Выделите в таблице работу Написание текста.
• Нажмите кнопку на панели инструментов «Стандартная» или дважды щелкните мышью на названии работы. На экране появится диалог Сведения о задаче.
• Щелкните мышью на ярлычке Предшественники, чтобы выбрать нужную вкладку (рис. 19).
Рис. 19. Вкладка Предшественники диалога Сведения о задаче
В верхней части диалога в поле ввода «Название:» указано название выбранной работы – Написание текста.Справа от него, в поле открывающегося списка «Длительность» – её продолжительность – 14 дней. В нижней части диалога находится таблица.
• Щелкните мышью на поле «Название задачи» в первой строке таблицы диалога.
• Откройте список и выберите предшествующую работу, которую нужно связать с выделенной. В нашем случае это – Разработка содержания.Её название отобразится в строке ввода над таблицей.
• Нажмите клавишу [Enter]. В поле «Тип» появится название типа связи «Окончание-начало», предлагаемое по умолчанию.
• Закройте диалог Сведения о задаче нажатием кнопки ОК. Установленная связь отобразится на диаграмме (рис. 20).
Рис. 20.
Некоторые виды работ должны выполняться с задержкой или опережением по отношению к предшествующим. Например, следующая операция по обработке окрашенной детали должна начинаться с задержкой на время, необходимое для полного высыхания краски. Или, в нашем проекте, Создание иллюстрацийможет начинаться не после Написания текста, а с некоторым опережением: когда текст закончен только на 60 %. Установим эту связь.
• Дважды щелкните мышью на названии работы Создание иллюстраций.На экране появится диалог Сведения о задачес открытой вкладкой Предшественники.
• Щелкните мышью на поле «Название задачи» таблицы диалога и в открывающемся списке выберите предшествующую работу Написание текста.
• Нажмите клавишу [Enter]. В поле «Тип» отобразится тип связи «Окончание-начало», а в поле «Запаздывание» – время задержки – (0 дней).
• Щелкните мышью в ячейке первой строки поля «Запаздывание», чтобы выделить её. У правого края ячейки появятся кнопки счетчика .
В поле «Запаздывание» введите с клавиатуры –40 % (рис. 21).
Рис. 21. Вкладка Предшественники с установленным
временем опережения
Знак «минус» здесь означает, что Создание иллюстрацийдолжно начинаться с 40 % опережением, т.е. когда предыдущая paбота – Написание текста – будет выполнена на 60 %. Нажмите вишу [Enter].
В этом поле время задержки можно вводить также в любых других допустимых единицах, например: 1 неделя, 3 дня, 2 часа, 30 минут.
Работа Литературное редактированиедолжна начинаться после окончания Написание текста.
• Выделите последовательно работы Написание текста и Литературное редактирование.
• Нажмите кнопку на панели инструментов «Стандартная». Между выделенными видами работ будет установлена связь типа «Окончание-начало», которая отобразится на диаграмме.
Версткаможет быть выполнена только после того, как закончено Литературное редактирование и Создание иллюстраций.Эта связь множественная. Посмотрим, как её установить.
• Дважды щелкните мышью на названии работы Верстка.На экране появится диалог Сведения о задаче с открытой вкладкой Предшественники.
• Щелчком мыши выделите ячейку первой строки поля «Название задачи».
• В открывающемся списке выберите предшествующую работу «Литературное редактирование.
Нажмите клавишу [Enter]. Выбор будет зафиксирован. Выделение переместится во вторую строку поля «Название задачи».
• В открывающемся списке второй строки выберите Создание иллюстраций и нажмите клавишу [Enter]. Выбор будет зафиксирован, а тип связи отобразится в поле «Тип» (рис. 22).
Рис. 22. Создание множественных связей
• Закройте диалог Сведения о задаче, нажав кнопку ОК. Установленные связи отобразятся на диаграмме.
Остальные связи установите самостоятельно.
• Создайте связь между Версткой и Разработкой макета обложки таким образом, чтобы эти виды работ заканчивались одновременно.
• Корректура должна начинаться после окончания Верстки.
• Цветоделение должно быть выполнено после того, как закончится Корректура.
• Последний вид работы – Сдача в типографию – следует за Цветоделением.
• В заключение установите связи первой и последней работы с контрольными точками Начало работ и Завершение проекта.
Создание графика работ закончено. Но установленный по умолчанию масштаб времени, при котором на диаграмме отображаются все календарные дни, не позволяет видеть график на экране полностью. Поэтому масштаб нужно уменьшить.
• Нажмите кнопку на панели инструментов «Стандартная». Теперь масштаб времени уменьшился в три раза.
• Используя горизонтальную полосу прокрутки диаграммы, добейтесь, чтобы диаграмма была видна на экране полностью.
Если же Вам не удается полностью отобразить всю диаграмму на правой панели, сделайте следующее.
• Выберите команду меню Вид/ Масштаб… На экране появится диалог Масштаб (рис. 23).
Рис. 23. Диалог Масштаб
• Установите переключатель Весь проект и закройте диалог, нажав кнопку ОК. Теперь диаграмма полностью отображается на правой панели.
Созданный график работ будет выглядеть примерно как на рис. 24.
Рис. 24. Созданный график работ
• Сохраните созданный проект, нажав кнопку на панели инструментов «Стандартная».
Итак, мы познакомились с приемами создания графика работ и научились устанавливать связи различных типов. Наша очередная задача – сделать график работ более наглядным.