Открытие и закрытие базы данных

Для открытия базы данных можно воспользоваться командой

OPEN DATABASE<имя БД> [Exclusive].

С целью получения навыков откройте базу данных TESTDATA, выполнив команду:

OPEN DATABASE ‘D:\Program Files\Microsoft Visual Foxpro \Samples\Data\testdata’

После этого можно открыть нужную таблицу, например Employee, для просмотра:

USE Employee

BROWSE

Более удобно использовать визуальные возможности VFP. Можно использовать команду Open меню File, после чего, в открывшемся окне Open выделить файл нужной БД с расширением .dbc и нажать кнопку ОК. Но удобнее всего использовать окно диспетчера проекта, предоставляющее средства для работы со всеми компонентами БД. (Работа с окном проекта рассмотрена далее.)

Закрытие базы данных производится командой

CLOSE DATABASES

или

CLOSE ALL,

которая закрывает базу данных и все открытые таблицы. Можно, также, использовать стандартные для Windows средства закрытия окон или использовать команду Close меню File.

Создание и использование переменных

Пользовательские переменные, используемые при программировании, могут иметь различный статус. Статус (область видимости) переменных можно объявить выполнением командой.

LOCAL <список временных переменных > - объявляет переменные, которые доступны только в пределах программы в которой они объявлены. В вызываемых этой программой процедурах и функциях – недоступны. После завершения программы эти переменные удаляются из памяти.

PRIVATE <список временных переменных> – объявляет ранее созданные переменные или массивы, как доступные в пределах программы, в которой они объявлены, а также во всех процедурах и функциях, вызываемых из этой программы. Изменения локальных временных переменных не отражаются на временных переменных с теми же именами в других программах. При завершении программы значения локальных временных переменных, созданных командой PRIVATE, исключаются.

PUBLIC <список временных переменных > – объявляет глобальные временные переменные, доступные из любой программы и из командного окна. Не уничтожаются при завершении программы. Значения этих переменных видны из всех процедур и функций. Глобальные переменные должны быть объявлены до присвоения им значений.

Статус переменной задаётся использованием рассмотренных служебных слов, например:

PUBLIC rec && переменной reg присваивается статус PUBLIC

Кроме пользовательских переменных в FoxPro существуют системные переменные, которые являются рези­дентными и не могут быть уничтожены. Такие переменные имеют специальные имена, начинающиеся с символа подчёркивания. Например, системная переменная _SCREEN.Cls применяется для управления главным окном программы FoxPro и служит для его очистки. Другим примером является системная переменная _DIARYDATE, которая хранит дату, выбранную в окне календаря, открываемого командой ACTIVATE WINDOW calendar. По умолчанию системной переменной _DIARYDATE присваивается значение текущей даты. Если же в окне календаря выбрать другую дату, указанная переменная принимает выбранное значение.

Команда присваивания

Имя переменной начинайте с буквы, используйте только буквы, цифры и подчеркивания. Имя переменной может быть длиной до 255 знаков. Имя переменной не должно быть зарезервированным словом языка Foxpro или совпадать с его первыми четырьмя буквами. Напомним, что язык программирования Visual FoxPro регистронезависим, т.е. имена переменных, команды и прочее можно набирать как заглавными, так и строчными буквами.

Следующие команды создают переменные и присваивают им зна­чения:

<имя переменной>=<выражение>

или STORE <выражение> ТО <имена переменных>

Если одной переменной, в процессе работы, последовательно присваиваются разные значения, то тип переменной определяется типом последнего присваиваемого ей выражения.

Чтобы попробовать работу с переменными, запустите программу FoxPro. В окне программы сверните или закройте окно Task Pane Manager. В окно Command вводите рассмотренные ниже команды.

Символьные константы должны быть взяты в апо­строфы, кавычки или квадратные скобки.

Например:

Х='24' и Y=24, где X - символьная, a Y - числовая переменные.

Тип переменной «Дата» должен быть заключён в фигурные скобки. При этом дата должна быть указана в правильном формате.

Примеры:

А=2

V='Программа успешно завершена'

Birth={^2004/07/10} && здесь переменной Birth присваивается значение типа дата;

B=5* (2+3) и

STORE 5*(2+3) TO B && В обоих случаях переменной B присваивается значение результата вычисления выражения 5*(2+3).

Можно присвоить од­но и то же значение сразу нескольким переменным. Например:

STORE 27 ТО а, b && а=27 и b=27

Значение, присвоенное переменной, можно проверить, выполнив команду

?x

где x – имя переменной, например:

?a && 27

Чтобы вывести на экран значение переменной вместе с её именем, выполните команду:

?’Значение а =’, x && Значение а = 27

Заметим, что символ ? здесь является командой вывода. В результате исполнения команды вывода в главное окно будут выведены все следующие за командой символы, заключённые в апострофы «’» или в кавычки «”».

Имена переменных могут быть любыми. В предыдущих примерах мы использовали произвольные имена, состоящие из одного символа. Лучше, если имя переменной содержит сведения о её типе и статусе. В противном случае разобраться в логике программы, спустя время после её создания, становится сложно.

Microsoft рекомендует следующие правила именования переменных:

[Статус (область видимости)] Тип Имя переменной

Статус - указывается одним из символов:

l -LOCAL;

р - PRIVATE;

g - PUBLIC;

Тип - тип переменной, обозначается одним из следующих символов:

а – массив;

с - Character;

d - Date;

1 - Logical;

n - Number;

t -DateTime;

у - Currency;

u - Unknown (если параметр может принимать значения нескольких типов);

Рекомендуется отделять подчеркиванием первые два символа от имени переменной, например:

gc_FirstNane - глобальная строковая переменная.

Иногда, если есть вероятность совпадения имен полей с именами перемен­ных, перед именами переменных ставят префикс m с точкой. Например, m.lnIndex.

Просмотр переменных

Для просмотра всех пользовательских переменных выполнить команду:

DISPLAY MEMORY LIKE *

В результате выводится имя переменной, её статус, тип и присвоенное значение.

Команда

DISPLAY MEMORY

выводит на экран все переменные, включая системные. Имена системных переменных начинаются с символа подчёркивания.

Выполните команду DISPLAY MEMORY и ознакомьтесь со списком системных переменных. Значения системных переменных можно найти в литературе Л1, с364.

Для очистки главного окна от информации о переменных (и любой другой) используйте команду CLEAR. Команда CLEAR ALL удаляет все переменные из памяти и закрывает все таблицы.

Наши рекомендации