Инструкции тела функции main
}
Слово void является зарезервированным словом и именем никакого типа. В заголовке этой функции void используется, чтобы указать, что функция не имеет возвращаемого значения и список ее формальных параметров пустой.
Далее следует пример программы, состоящей из одной функции. А раз функция одна, то такой функцией должна быть только функция main.
Обратите внимание на цвет текста. Зарезервированные слова в редакторе пишутся синим цветом, комментарии зеленным, все остальные слова (слова, начертания которых определяет программист) и символы–операторы черные.
/* файл MyFirst.cpp содержит программу, 1
состоящую из одной функции main 2
единственное действие этой программы - 3
ввести два числа, 4
вывести на экран их сумму и 5
приветствие "BYE !" 6
7 */
//================================================= 8
#include <iostream> // 9
#include <conio.h> // 10
using namespace std; // 11
// 12
void main (void) // 13
{ // 14
int nA; // 15
float fltB; // 16
cout <<"Input numbers:\t" // 17
<<"\nfirst int\t"; // 18
cin>>nA; // 19
cout<<"second float\t"; // 20
cin>>fltB; // 21
float fltSumma; // 22
fltSumma = nA + fltB; // 23
cout<<"summa = " << fltSumma; // 24
cout<<"\n\tBYE !"; // ПОКА 25
getch(); // 26
} // 27
Рассмотрим приведенный текст. Программа содержит функцию main. Она состоит из заголовка ( строка 13 ) и тела ( строки 14 – 27 ).
Тело функции состоит из инструкций. Каждая инструкция заканчивается точкой с запятой. Инструкций в теле функции всего 11, из них 3 – это инструкции определения объектов nA, fltB, fltSumma. Эти инструкции создают объекты. Напоминаем, что любой объект, имя которого встречается в программе, должен быть определен и определен всего один раз. Инструкции определения объектов легко распознать, т.к. они всегда начинаются с имен типов - здесь int и float (строки 15, 16, 22).
Кроме этого в функции определены константные объекты-строки, это последовательности символов, взятые в двойные кавычки.
Вот они: "Input numbers:\t",
"\nfirst int\t",
"second float\t",
"summa = ",
"\n\tBYE !".
Обратите внимание, что почти в каждой из этих строк присутствуют escape-символы (здесь, для того чтобы их разглядеть, они выделены жирным курсивом).
Кроме объектов a, b, summaи константных строк в тексте появились имена cout и cin. Это имена объектов, но где их определения?
Объекты cout и cin – стандартные абстрактные объекты, тип их называется «поток», с их помощью организуется ввод и вывод. Описание этих объектов присоединяется в строке 9. В этой строке записана директива специальной программы – препроцессор. Директива #include вставляет перед текстом функции текст файла iostream. Обратите внимание, что эта директива не является элементом языка С++, это элемент другого языка, языка программы, которая называется препроцессор. Директива, не являясь инструкцией языка С++, не имеет заканчивающей её точки с запятой. В тексте включенного файла iostream находятся описания объектов cout и cin, эти описания и присоединяются к тексту программы. А определения этих объектов cout и cin находятся в стандартной библиотеке. Написание имени файла в треугольных скобках < > указывает системе, где, в каких папках искать файл и соответствующую ему библиотеку. Это делается автоматически.
Обратите внимание на инструкцию в строке 19:
using namespace std;
Эта инструкция определяет область имен, где необходимо искать определения используемых в программе имен объектов. Дело в том, что сейчас существует очень много различных библиотек, в которых могут появиться одинаковые имена. Инструкция using namespace определяет, что поиск нужно осуществлять в области имен стандартной библиотеки std.
Последнее имя, которое используется в этой программе – имя getch. Это имя объекта типа функция. По какому внешнему признаку система и мы узнаем, что это имя функции, а не какого-то объекта любого другого типа? Этим признаком является то, что сразу после этого имени появляется оператор вызова функции – круглые скобки ().
Это стандартная функция, ее описание находится в файле conio.h , который подключается директивой препроцессора #include в строке 10. Само определение этого объекта функции ( последовательность команд, определяющих алгоритм выполнения функции) будет найдено автоматически в стандартной библиотеке.
В функции main 7 инструкций-выражений.
Что делают инструкции-выражения?
То, что делают операторы, которые в них используются!!!
Обратите внимание, как внешне по разному эти инструкции выглядят. Их разнообразие бесконечно.
Инструкции-выражения
cout << "Input numbers:\t" << "\nfirst int\t";
cout << "second float\t";
cout << "summa = " << fltSumma;
cout << "\n\tBYE !";
используя оператор << совместно с потоковым объектом cout выводят на экран строковые константы и значение объекта summa.
Инструкции-выражения
cin>>nA;
cin>>fltB;
используя оператор >> совместно с потоковым объектом cin копируют (вводят) в область объектов а и b значения, которые вводятся с клавиатуры.
Инструкция-выражение
fSumma = nA + fB;
с помощью оператора + вычисляет сумму значений объектов a иb и результат этого суммирования с помощью оператора = (присвоить) копирует в объект summa.
Инструкция-выражение
getch();
с помощью оператора () (оператор вызова функции) вызывает функцию getch, и ничего более.
Вопрос: а вот что делает вызванная стандартная функция?
Каждая функция делает то, что определяет ее алгоритм. Эта функция ожидает, пока не будет введен какой либо символ с клавиатуры в ее буферную область памяти. В этой программе функция getch вызывается в инструкции-выражении для организации задержки (пока пользователь не введет какой-либо символ, не выполняется никаких действий со стороны программы).