Требования к содержанию структурных элементов отчета. Оформление семестрового отчета по ГПО Правила и рекомендации
Оформление семестрового отчета по ГПО Правила и рекомендации
Составитель: Доцент кафедры УИ
________________ Е.Г. Годенова
Томск, 2012 г.
Оглавление
1. Область применения.............................................................................................................3
2. Нормативные ссылки............................................................................................................3
3. Общие положения.................................................................................................................3
4. Структурные элементы отчета .............................................................................................3
5. Требования к содержанию структурных элементов отчета................................................3
6. Правила оформления отчета.................................................................................................6
Приложение А.........................................................................................................................11
Приложение Б .........................................................................................................................12
Приложение В.........................................................................................................................13
1. Область применения Настоящие Правила устанавливают общие требования к структуре и оформлению отчетов по выполнению проектов ГПО за семестр.
2. Нормативные ссылки Настоящие Правила основаны на Государственном стандарте ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
3. Общие положения 3.1. Отчет по выполнению проектов ГПО за семестр (далее — Отчет) — документ, который содержит данные о результатах работы группы проектного обучения за семестр, основные достижения и выводы. 3.2. Отчеты могут быть промежуточными (в 5, 6 и 7 семестрах) и заключительными (в 8 семестре). 3.3. Ответственность за достоверность данных, содержащихся в отчете, и за соответствие его требованиям настоящих Правил несет ответственный исполнитель проекта. 3.4. Отчет подлежит обязательному нормоконтролю со стороны научного руководителя проекта.
Структурные элементы отчета
Структурными элементами Отчета являются:
➢ титульный лист (со списком исполнителей); ➢ реферат; ➢ содержание; ➢ определения; ➢ обозначения и сокращения; ➢ введение; ➢ основная часть; ➢ заключение; ➢ список использованных источников и литературы; ➢ приложения.
Обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом. Остальные структурные элементы включаются в отчет по усмотрению руководителя проектной группы.
Требования к содержанию структурных элементов отчета
5.1 Титульный лист 5.1.1 Титульный лист является первой страницей отчета по ГПО и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
5.1.2 На титульном листе приводят следующие сведения:
➢ наименование вышестоящих организаций (Минобрнауки РФ и ТУСУР); ➢ наименование кафедры УИ; ➢ наименование проектной группы; ➢ наименование темы проекта;
➢ наименование этапа (в соответствие с Техническим заданием); ➢ данные о научном руководителе (подпись, Ф.И.О., ученая степень, должность); ➢ данные о консультанте проекта (если есть; подпись, Ф.И.О., ученая, должность);-
данные об ответственном исполнителе проекта (подпись, Ф.И.О., ➢ академическая группа); ➢ данные об исполнителях проекта по алфавит (подпись, Ф.И.О., академическая
группа); ➢ - место и дату составления отчета.
5.1.3 Титульный лист следует оформлять в соответствии с пунктом 6.7. Пример оформления титульного листа представлен в Приложении А.
5.2 Реферат 5.2.1 Реферат должен содержать:
➢ сведения об объеме Отчета, количестве иллюстраций, таблиц, приложений,
количестве частей отчета, количестве использованных источников; ➢ перечень ключевых слов; ➢ текст реферата.
5.2.1.1 Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 ключевых слов или словосочетаний из текста отчета, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.
5.2.1.2 Текст реферата должен включать: ➢ объект исследования или разработки; ➢ цель работы; ➢ методы проведения работы; ➢ результаты работы; ➢ степень внедрения; ➢ рекомендации по внедрению; ➢ область применения; ➢ экономическую или социальную значимость работы; ➢ прогнозные предположения о развитии объекта исследования.
5.2.2 Пример составления реферата приведен в Приложении Б.
5.3 Содержание 5.3.1 Содержание включает введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы отчета по ГПО.
5.4 Определения 5.4.1 Структурный элемент «Определения» содержит определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в отчете. 5.4.2 Перечень определений начинают со слов: «В настоящем отчете о выполнении проекта ГПО применяют следующие термины с соответствующими определениями».
5.5 Обозначения и сокращения 5.5.1 Структурный элемент «Обозначения и сокращения» содержит перечень обозначений и сокращений, применяемых в данном отчете.
5.5.2 Запись обозначений и сокращений приводят в порядке приведения их в тексте отчета с необходимой расшифровкой и пояснениями.
5.5.3 Допускается определения, обозначения и сокращения приводить в одном структурном элементе «Определения, обозначения и сокращения».
5.6 Введение 5.6.1 Введение должно содержать актуальность решаемой проектом проблемы, исходные данные для разработки темы (анализ источников и литературы), цели и задачи этапа работы и их место в выполнении проекта в целом, методы работы, новизна работы.
5.7 Основная часть 5.7.1 В основной части отчета приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной за этап работы.
5.7.2 Основная часть должна содержать (данные требования носят рекомендательный характер): а) исходные данные для работы над этапом проекта; б) описание процесса работа над этапом; в) основные выводы по результатам работ.
5.8 Заключение Заключение должно содержать: ➢ краткие выводы по результатам выполнения этапа проекта (в соответствии с целью и
задачами, заявленными во введении); ➢ оценку полноты решений поставленных задач; ➢ рекомендации и исходные данные (для следующего этапа/проекта) по использованию
результатов работы.
5.9 Список использованных источников Список должен содержать сведения об источниках и литературе, использованных при составлении отчета. Сведения об источниках приводятся в соответствиями с требованиями ГОСТа, действующего в настоящий момент.
5.10 Приложения 5.10.1 В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. В приложения могут быть включены: ➢ таблицы вспомогательных данных; ➢ образцы анкет; ➢ полные тексты интервью; ➢ описание проведенных экспериментов;
➢ инструкции, методики, организационные документы, разработанные в процессе
выполнения работ; ➢ иллюстрации вспомогательного характера; ➢ сведения об использовании результатов проекта на практике (свидетельства,
благодарности, грамоты, договоры и т. д.);
5.10.2. Приложения следует оформлять в соответствии с пунктом 6.9.
Правила оформления отчета
Общие требования
6.1.1 Отчет о выполнении работ по проекту ГПО должен быть выполнен печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала.
Цвет шрифта должен быть черным. Кегль — не менее 12 и не более 14.
Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое — 10 мм, верхнее — 20 мм, левое и нижнее — 20 мм.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных элементах текста (курсив, полужирное написание). Не рекомендуется использовать подчеркивание.
6.1.2 Качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, формул должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.
6.1.3 Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.
Построение отчета
6.2.1 Наименования структурных элементов отчета «Реферат», «Содержание», «Определения», «Обозначения и сокращения», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» служат заголовками структурных элементов отчета.
6.2.2 Основную часть отчета следует делить на разделы и подразделы. Каждый раздел и подраздел должен содержать законченную информацию.
6.2.3 Разделы и подразделы следует нумеровать арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Пример — 1, 2, 3 и т. д. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой. Пример — 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.
После номера раздела и подраздела в тексте точку не ставят. Если раздел имеет только один подраздел, то нумеровать его не следует.
6.2.4 Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов и подразделов.
6.2.5 Заголовки разделов и подразделов следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Пример: 1. Исследования проблемы 1.1 Проведение интервью 1.2 Проведение патентного поиска 1.3 Проведение маркетингового исследования 2 Создание гипотезы решения проблемы 2.1 Обработка результатов исследования 2.2 Работа с заинтересованными сторонами 2.3 Гипотеза о путях решения проблемы 2.4 Построение схемы решения и т. д.
6.3 Нумерация страниц отчета 6.3.1 Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему текста отчета. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
6.3.2 Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
6.3.3 Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета.
6.3.4 Каждый структурный элемент отчета следует начинать с нового листа (страницы).
6.4 Иллюстрации 6.4.1 Иллюстрации (схемы, фотоснимки, диаграммы и т. д.) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть как черно-белыми, так и цветными. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете.
6.4.2 Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.
6.4.3 Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.
6.4.4 Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 — Детали прибора.
6.4.5 Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.
6.4.6 При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.
6.5 Таблицы 6.5.1 Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.
6.5.2 Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
6.5.3 На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
6.5.4 Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если цифровые данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.
6.5.5 Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.
6.5.6 Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.
6.5.7 Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно приложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.
6.5.8 Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.
6.6 Примечания 6.6.1 Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать.
6.6.2 Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.
6.6.3 Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы. Пример: Примечание - _________________________________________________ _____________
Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами.
Пример: Примечания 1 ______________________________________________________________ 2 ______________________________________________________________
Формулы
6.7.1 Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. 6.7.2 Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова "где" без двоеточия после него.
Пример -
Плотность в килограммах на кубический метр вычисляют по формуле
,V m = ρ где т - масса образца, кг; V - объем образца, м3.
6.7.3 Формулы, следующие одна задругой и не разделенные текстом, отделяют запятой.
6.7.4 Формулы должны нумероваться в пределах раздела (приложения) арабскими цифрами. Номер формулы должен состоять из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: «(1.2)». Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках.
Пример -
R = U/I, (3.1) Р=UI. (3.2)
6.8 Титульный лист 6.8.1 Кегль шрифта титульного листа должен быть таким же, как у основного текста.
6.8.2 Допускается увеличение кегля при написании темы проекта.
6.8.3 Образец оформления титульного листа см. в Приложении А.