ПРИМЕР. Торговые центры Америки
По результатам последнего исследования Martiz Ameri-Poll, посещение местных торговых центров стало частью американского образа жизни. Опрос показал, что в среднем 40% взрослого населения осуществляют покупки в подобных центрах один или два раза в месяц. Еще 20% посещают их три или четыре раза в месяц, в то время как 10% бывают там от пяти до восьми раз. В категорию "прирожденных покупателей" входят 7%, посещающих торговые центры больше восьми раз в месяц. Информация, представленная в виде процентных соотношений, является примером шкалирования с постоянной суммой. Информация такого рода может использоваться сетями магазинов для планирования количества точек в одном торговом центре [2].
Определение футбольных рангов для различных стран и процентных соотношений для различных категорий респондентов подтверждает важность роли, которую играют измерение и шкалирование в маркетинговых исследованиях.
ИЗМЕРЕНИЕ И ШКАЛИРОВАНИЕ
Измерение (measurement)
Присвоение чисел или других символов характеристикам объектов по заранее определенным правилам.
Измерение(measurement) означает присвоение чисел или других символов характеристикам объектов по заранее определенным правилам [3]. Обратите внимание, что измеряется не сам по себе объект, а лишь его отдельные характеристики, параметры. Таким образом, мы измеряем не потребителей, а их восприятия, отношения, предпочтения или другие релевантные характеристики. В маркетинговых исследованиях, как правило, числа присваиваются, во-первых, для статистического анализа полученных данных; во-вторых, они помогают определить связи между правилами измерения и полученными результатами.
Наиболее важный аспект измерения — определение правил присвоения чисел отдельным параметрам. Процесс присвоения должен быть изоморфным, т.е. должно существовать абсолютное соответствие между числами и измеряемыми параметрами. Например, одинаковые значения в долларах присваиваются домохозяйствам с идентичными годовыми доходами. Только в этом случае числа можно связывать со специфическими характеристиками измеряемого объекта, и наоборот. Кроме того, правила присвоения чисел должны применяться постоянно и быть стандартизированными и не зависеть от объекта или времени.
Шкалирование (scaling)
Создание континуума (последовательного ряда), на котором размещаются измеряемые объекты.
Шкалирование может рассматриваться как продолжение измерения. Шкалирование(scaling) включает в себя процесс создания определенного континуума (последовательного ряда), на котором располагаются измеряемые объекты. Для иллюстрации рассмотрим шкалу размещения потребителей согласно характеристике "отношение к универмагам". Каждому респонденту присваивается число, указывающее на положительное (равное 1), нейтральное (равное 2) и отрицательное отношение (равное 3). Измерение является процессом присвоения 1, 2 или 3 согласно определенному правилу. Шкалирование заключается в процессе размещения респондентов вдоль этого ряда в зависимости от их отношения к магазинам. В нашем примере шкалирование — это процесс, с помощью которого респонденты классифицируются в соответствии с их положительным, нейтральным или отрицательным отношением к магазинам. При этом отобранные для анализа респонденты могут рассматриваться индивидуально или попарно.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ШКАЛ
Существует четыре основных типа шкал, применяющихся для измерения характеристик объектов: номинальная, порядковая, интервальная и относительная [4]. Они приведены на рис. 8.1, их свойства обобщены в табл. 8.1 и рассматриваются в последующих разделах.
Номинальная шкала