Опции диалогового окна слои
Лекция 2. Знакомство и начало работы с GIMP
Панель инструментов располагается в левой части интерфейса программы и является одним из часто употребляемых элементов интерфейса, так как содержит инструменты, постоянно используемые при работе с изображением.
Окно диалоговых панелей располагается в правой части интерфейса программы.
Рабочая область занимает большую площадь интерфейса программы. После первого запуска она представляет собой пустую поверхность с большим изображением лисенка Вильбера — талисмана программы GIMP — в левом нижнем углу. Именно в рабочей области будут располагаться обрабатываемые изображения. Их может быть несколько, их можно раскидать по рабочей области, но одновременно работать можно лишь с одним изображением. Несколько открытых изображений удобно использовать, например, при осуществлении монтажа.
Мы начнем знакомство с редактором GIMP с рассмотрения его интерфейса.
Выпадающие меню — универсальный элемент интерфейса, характерный практически для любой программы.
Здесь собраны все основные опции и средства работы над изображением. Существенным плюсом таких меню является то, что инструменты и средства здесь четко структурированы по группам. Например, в меню Фильтры вы найдете список всех возможных фильтров, в меню Изображение — список опций преобразования всего изображения, в меню Выделение — опции по преобразованию выделения и т. д.
Как правило, некоторые из пунктов выпадающих меню дублируются на дополнительных панелях — других элементах интерфейса программы — для обеспечения удобного и быстрого доступа к часто употребляемым инструментам и функциям. В то же время многие пункты меню больше нигде не встречаются. Кроме того, некоторые из опций данного элемента интерфейса дублируются применением «горячих клавиш».
Таким образом, выпадающие меню представляют собой наиболее полный комплект инструментов и опций программы, четко распределенных по группам в зависимости от их действия и сферы применения.
Задание 1. Создание нового изображения.
Есть несколько способов создания нового изображения .
Способ А. Нажимаете Файл ->Создать... или клавиши ctrl+n откроется меню
Здесь все просто. Раскрывающиеся поле Шаблон служить для быстрого ввода предустановленных значений будущего изображения. Выбрал и рисуй.
Способ Б. Здесь есть несколько настроек, которые нужно знать. Это наиболее часто используемый способ. Под полем Шаблон расположены поля ручного указания параметров будущего изображения: Ширина и Высота - регулируется с помощью кнопок + и -. То, что эти цифры будут означать, указывается в выпадающем списке с права Пиксели (Px), Сантиметры (cm), Дюймы (in) и тд. Для цифровых изображений выбирают Px. А если собираетесь распечатать картинку, то пункты или дюймы (зависит от принтера). Ниже две кнопки для уточнения горизонтальная будет ваша картинка или вертикальная, они позволяет обменять значения ширины с высотой.
Также по необходимости указывают Расширенные настройки. Где определяют Разрешение вашей картинки по оси X и Y для компьютера достаточно 72 px\in для печати на принтере выбирают 300 px\in (но лучше смотри руководство к личному принтеру). Цветовое пространство RGB служит для растровых изображений, т.е. для показа на компьютерах.
Важный момент указание Заполнения. Это параметр отвечает за основной фон при старте работы. Если вы собираетесь сделать изображение с прозрачным фоном, то вам нужно указать здесь прозрачный слой. Поле Комментарий это та надпись, которая останется с вашей картинкой после сохранения, в ее тегах, ее можно использовать, например чтоб засвидетельствовать свое авторство.
Работа со Слоями в Gimp.
Диалоговое окно Слои на скриншоте оно обозначено зеленой стрелкой. Если случайным образом у вас данное диалоговое не открылось, то сделаем следующие идем в «Окна – Стыкуемые диалоги – Слои, Каналы, Контуры…». Данное диалоговое окно из-за его длинного названия, будем называть просто «Окно слои».
Продолжаем знакомство, рассмотрим диалоговое окно поближе, что же мы с вами увидим.
Как видите, ни одна функция данного окна пока не активна, так у нас не создано основное изображение. Для этого идем в меню «Файл -Создать..» и создадим новое изображение с настройками по умолчанию.
Вот теперь появился первый слой, который сразу же получил имя «Фон» (по англ. Background). По умолчанию данный слой будет белым, хотя мы можем сделать его любым цветом, каким захотим.
Опции диалогового окна Слои.
Давайте более подробно рассмотрим опции диалогового окна слоев и начнем с первой пиктограммы, которая называется «Создать новый слой».
Как это звучит из названия, с помощью данной пиктограммы вы можете создать новый слой. Не будем терять время и создадим новый слой. Щелкаем по пиктограмме. И вы сразу же увидите окно создания нового слоя
где можно выбрать различные настройки создания нового слоя, а также задать имя будущего слоя. Новый слой может быть как прозрачным, так и быть закрашен либо цветом переднего плана, либо цветом фона. В нашем примере слой закрашен зеленым цветом и переименован в "Слой №1".
Следующие две пиктограммы позволяют изменять положение слоя в стопке слоев. Т.е. с помощью данных кнопок вы легко можете переместить текущий слой вверх или вниз, соответственно нажав на нужную кнопку. Так как у нас сейчас активен верхний зеленый слой, то пиктограмма «Переместить слой вверх» будет не активна. Это и понятно, что перемещать данный слой вверх некуда.
Нажмем на пиктограмму «Переместить текущий слой вниз»
Мы переместили слой вниз, и самым верхнем слоем у нас стал фоновый белый слой. Таким образом, в графическом редакторе gimp, видимость слоев идет сверху вниз, наш взгляд направлен сверху на все слои и самым первым видимым слоем у нас будет самый верхний слой в диалоговом окне. Это и видно из нашего простого примера, переместив зеленый слой вниз, мы тем самым переместили фоновый слой вверх, что сейчас и видно на рабочей области программы - чистое белое поле.
Перейдем к следующей пиктограмме, которая позволяет создать дубликат слоя (копию выбранного слоя). Сразу же покажу это на примере, выделите в окне зеленый слой и нажмите эту пиктограмму. У вас должно получится так.
Пиктограмма с изображением якоря позволяет прикрепить плавающее выделение в активный слой в стопке слоев. Здесь стоит остановится более подробно. В gimp плавающим выделением называется временный слой, который создается путем копирования и вставкой слоя, т.е. командами «Копировать» (Ctrl+C) и командой «Вставить» ( Ctrl+V).
Плавающее выделение (иногда называемое «плавающий слой») - это тип временного слоя, который по поведению очень похож на обычный слой кроме того, что прежде чем продолжить работу над другими слоями, плавающее выделение нужно прикрепить. Это означает, его надо прикрепить к нормальному (не плавающему) слою, обычно к тому, что был активным прежде. Это делается, на пример, простым нажатием на изображении вне этого выделения или по пиктограмме якоря.
Чтобы понять это скопируйте «Слой №1». Для этого выполните команды «Правка -Копировать», «Правка — Вставить». Получится у вас следующее.
Пиктограмма с изображением корзины (или другого значка как у меня) – нажав на нее, вы удалите выделенный слой в списке слоев.
Кроме опций слоев вы также можете видеть напротив каждого слоя пиктограмму с изображением глаза. Нажимая по этой пиктограмме, мы тем самым отключаем - включаем видимость слоя.
Чтобы сделать видимым ТОЛЬКО ОДИН СЛОЙ вы должны зажать на клавиатуре клавишу Shift и щелкнуть по пиктограмме глаза. Чтобы вернуть обратно видимость всех слоев, повторите процедуру.
Это очень полезная функция вы сами на этом убедитесь, когда более детально научитесь работать в любом графическом редакторе, каким является gimp.
Еще между пиктограммой глаза и изображением слоя есть место, щелкнете туда мышкой, в результате чего появится цепочка.
Пиктограмма цепочки означает, что при перемещении слоев, с включенной цепочкой, будут двигаться все слой, а не только активный.
Продолжаем наше знакомство со слоями и теперь переходим выше, т. е. к опции «Режим», которая находится выше рабочего пространства окна, и представляет собой выпадающее меню с разнообразными названиями режимов смешивания слоя. Сейчас просто поэкспериментировать с различными режимами, чтобы посмотреть, что они делают. По умолчанию всегда установлен режим «Нормальный» (или Обычный).
Следующая опция называется «Непрозрачность» слоя, с помощью данной настройки мы можем регулировать (перемещать ползунок или вводить цифровое значение) непрозрачность слоя. При значении непрозрачности 100% текущий (активный слой) полностью непрозрачен, т. е. за данным слоем не будут видны остальные слои в стопке слоев. Но если мы сдвинем ползунок в левую сторону, за активным слоем начнет проявляться следующий слой, который расположен ниже. Чтобы это понять возвратимся к нашему примеру. Выделите в стопке слоев верхний белый слой и сдвиньте ползунок до 50%.
Как видно, теперь на рабочей области стал заметен и следующий зеленый слой.
Ну и в завершении рассмотрим опцию окна слои под названием «Запереть» (Lock).
Если поставить галочку в данной настройке, то произойдет блокирование прозрачных пикселей в активном слое. Что это значит? Ну, это означает, что вы можете редактировать только те области, на этом слое, которые не являются прозрачными.
Рассмотрим это на нашем примере. Отключим видимость верхнего белого и среднего слоя. Далее выберем на панели инструментов «Овальное выделение» и создадим круг как на скриншоте
Теперь нажмите «Del» на клавиатуре.
Выполняем команду «Выделение - Снять»
Таким образом вы с вами сделали круглое прозрачное «окно», через которое будет виден слой расположенный ниже, но так как в настоящее время данный слой находится в самым низу стопки слоев и больше нет слоев под ним, то через данное окно видна шахматная доска.
Наличие такой шахматной доски говорит нам, что в текущем слое присутствует информация о прозрачности, т.е. в данном слое есть альфа-канал. Вот теперь если нажать на пункт «Запереть», то мы не сможем с вами нечего сделать с прозрачной областью. В дальнейшем, при работе в графических редакторах, использование данной опции значительно помогает при редактировании фотографий.
P.S. Слои очень важная и необходимая область знаний при работе с любым графическим редактором. И наверно самой главной особенность слоев, является возможность сохранения их для дальнейшего редактирования в основной файл программы. У фотошопа таким файлом является собственный формат PSD, а у графического редактора GIMP формат XCF. Сохраняя слои, вы спустя какое-то время можете легко продолжить их редактирование.
Задание 2. Эффект радужного вихря.
Шаг 1. Создайте новое изображение любого размера, например 640х480. Примените фильтр Визуализация -> Облака -> Плазма ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |