Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ü сбора нормативной (правовой) и фактической информации
ü разработки документов правового характера
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 114 часов;
в том числе:
· обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 76 часов;
· самостоятельной работы обучающегося - 38 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего),в том числе |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
Раздел 1. Общие положения | ||||
Тема 1.1 Сущность и основные понятия уголовного процесса | Содержание учебного материала: Социальная и правовая природа уголовного процесса. Понятие и назначение уголовного процесса. Цели и задачи уголовного процесса. Стадии уголовного процесса, их понятие и содержание. Основные понятия науки уголовного процесса: уголовно – процессуальные правоотношения, форма, функции, гарантии и акты. Соотношение уголовного процесса и правосудия. | Ознакомительный, репродуктивный | ||
Тема 1.2 Уголовно – процессуальное право, его источники и принципы | Содержание учебного материала: Уголовно – процессуальное право, его место в системе российского права. Развитие отечественного уголовно – процессуального законодательства. Общая характеристика действующего УПК РФ и его структура. Уголовно – процессуальные нормы, их виды, структура. Понятие и виды источников уголовно – процессуального права. Понятие и значение принципов уголовного процесса. Система принципов. Значение и характеристика принципов. | Ознакомительный, репродуктивный | |||
Самостоятельная работа:доклады и рефераты на тему источники уголовно-процессуального права | |||||
Тема 1.3 Участники уголовного судопроизводства | Содержание учебного материала:Понятие участников уголовного судопроизводства, их классификация. Суд, его полномочия и состав. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения и их процессуальное положение. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты и их процессуальное положение. Иные участники уголовного судопроизводства, их права и обязанности. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве. Отводы участников уголовного судопроизводства. | 4 | Ознакомительный, репродуктивный, продуктивный | ||
Практическое занятие:Решение практических ситуаций. Работа с нормативно-законодательной литературой. | 2 | ||||
Самостоятельная работа: Доклады и рефераты на тему процессуальное положение участников уголовного процесса | 2 | ||||
Раздел 2. Доказывание | |||||
Тема 2.1Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве | Содержание учебного материала:Доказательственное право и его соотношение с теорией доказательств. Понятие уголовно – процессуального доказывания. Предмет и пределы доказывания по уголовному делу. Понятие и свойства доказательств. Классификация доказательств. Процесс доказывания по уголовному делу. Субъекты доказывания, их права и обязанности. Оценка доказательств. Виды источников доказательств в уголовном процессе. | Ознакомительный, репродуктивный | |||
Практическое занятие: Решение практических ситуаций по теме. | |||||
Самостоятельная работа: Опорный конспект классификация доказательств | |||||
Тема 2.2Меры процессуального принуждения | Содержание учебного материала: Понятие мер процессуального принуждения и их виды, основания и условия их применения и отмены. Задержание по подозрению в совершении преступления. Понятие и виды мер пресечения. Основания, процессуальный порядок применения мер пресечения, их изменения и отмены. Процессуальные сроки мер пресечения и порядок их продления. Заключение под стражу, особенности избрания этой меры пресечения за экономические преступления. Иные меры процессуального принуждения. Судебный контроль и прокурорский надзор за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. | Ознакомительный, репродуктивный | |||
Практическое занятие: Решение практических ситуаций. | |||||
Самостоятельная работа:доклады и рефераты по теме меры процессуального принуждения | |||||
Тема 2.3Уголовное преследование и реабилитация | Содержание учебного материала: Понятие и значение уголовного преследования. Виды, содержание, субъекты и порядок уголовного преследования. Основания возбуждения и прекращения уголовного преследования. Значение института реабилитации. Основания возникновения права на реабилитацию. Признание права на реабилитацию. Процессуальный порядок возмещения морального и имущественного вреда. Восстановление иных прав реабилитированного. Порядок возмещения вреда юридическим лицам. | Ознакомительный, репродуктивный | |||
Самостоятельная работа:доклады и рефераты на тему уголовное преследование и реабилитация | |||||
Тема 2.4 Ходатайства, жалобы, процессуальные сроки и издержки | Содержание учебного материала: Ходатайства и жалобы. Лица, имеющие право заявить ходатайство. Порядок заявления ходатайства и сроки его рассмотрения. Разрешение ходатайства. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Порядок рассмотрения жалобы прокурором и судом. Процессуальные сроки. Понятие, содержание и значение процессуальных сроков. Процессуальные сроки, их виды, порядок исчисления, продления и восстановления. Разумные сроки уголовного судопроизводства. Процессуальные издержки. Понятие процессуальных издержек и их виды. Порядок и основания их взыскания. Возмещение расходов свидетелю, потерпевшему, их законным представителям, переводчику, специалисту, эксперту и понятым. Оплата труда адвоката, участвующего в уголовном процессе по назначению. | Ознакомительный, репродуктивный, продуктивный | |||
Практическое занятие: Решение практических ситуаций по теме. Составление жалоб, ходатайств. | |||||
Самостоятельная работа:доклады и рефераты на тему порядок обжалования действий и решений суда и должностных лиц | |||||
Раздел 3. Досудебное производство | |||||
Тема 3.1 Возбуждение уголовного дела | Содержание учебного материала: Понятие, сущность, значение и задачи стадии возбуждения уголовного дела. Субъекты возбуждения уголовных дел. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела. Порядок и сроки рассмотрения сообщения о преступлении. Производство предварительной проверки и ее способы (методы). Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела публичного, частно – публичного и частного обвинения. Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц. Процессуальный контроль и надзор за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела. | Ознакомительный, репродуктивный | |||
Практическое занятие: Решение практических ситуаций по теме. | |||||
Самостоятельная работа:доклады и рефераты на тему порядок возбуждения уголовного дела | |||||
Тема 3.2Предварительное расследование | Содержание учебного материала: Понятие, значение и задачи стадии предварительного расследования. Органы предварительного расследования и их должностные лица: прокурор; следователь; начальник следственного отдела; орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель. Формы предварительного расследования (следствие и дознание). Общая характеристика предварительного следствия. Виды дознания и его отличия от предварительного следствия. Общие условия предварительного расследования. Следственные действия. Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения. Приостановление, возобновление и окончание предварительного расследования. Понятие, основания и порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования. Постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования: структура, содержание и порядок его вынесения. Возобновление прекращенного уголовного дела. | Ознакомительный, репродуктивный | |||
Практическое занятие: Решение практических ситуаций по теме с использованием нормативной литературы. | |||||
Самостоятельная работа:доклады и рефераты на тему дознание, предварительное следствие | |||||
Раздел 4. Производство в суде первой инстанции | |||||
Тема 4.1 Назначение судебного заседания | Содержание учебного материала: Понятие, содержание и значение института подсудности. Состав суда. Виды подсудности уголовных дел. Процессуальный порядок определения подсудности при соединении уголовных дел. Передача уголовного дела по подсудности. Изменение территориальной подсудности уголовного дела. Понятие, задачи, сущность и значение стадии назначения судебного заседания. Основания проведения предварительного слушания. Решение о назначении судебного заседания и порядок проведения предварительного слушания. | Ознакомительный, репродуктивный | |||
Самостоятельная работа:составить таблицу подсудность уголовных дел | |||||
Тема 4.2Стадии судебного разбирательства | Содержание учебного материала: Судебное разбирательство в системе стадий уголовного процесса. Понятие, задачи и значение стадии судебного разбирательства. Общие условия судебного разбирательства. Структура судебного разбирательства:подготовительная часть судебного заседание, судебное следствие, Прения сторон и последнее слово подсудимого, постановление приговора. | Ознакомительный, репродуктивный | |||
Практическое занятие: Решение практических ситуаций по теме. | |||||
Самостоятельная работа:составить таблицу стадии судебного разбирательства | |||||
Тема 4.3Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением | Содержание учебного материала: Основания применения особого порядка принятия судебного решения. Процессуальный порядок заявления ходатайства обвиняемым о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, в связи с согласием с предъявленным обвинением. Порядок постановления такого приговора и пределы его обжалования. Досудебный порядок заключения с обвиняемым соглашения о сотрудничестве: субъекты соглашения и порядок его осуществления на предварительном следствии, содержание соглашения. Действия прокурора по окончании следствия. Особенности судебного разбирательства и постановления приговора при заключенном соглашении. | Ознакомительный, репродуктивный | |||
Самостоятельная работа:доклады и рефераты на тему особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с обвинением | |||||
Раздел 5. Производство в суде второй инстанции | |||||
Тема 5.1Апелляционное и кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу | Содержание учебного материала: Понятие, задачи и значение стадии апелляционного и кассационного производства. Порядок апелляционного и кассационного обжалования. Последствия подачи жалобы или представления. Пределы рассмотрения уголовного дела судом апелляционной или кассационной инстанции. Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела. Кассационный порядок рассмотрения уголовного дела. | Ознакомительный, репродуктивный | |||
Практическое занятие: Составление апелляционной и кассационной жалобы. | |||||
Самостоятельная работа:доклады и рефераты на тему апелляционное и кассационное обжалование | |||||
Тема 5.2Исполнение приговора | Содержание учебного материала: Понятие и значение стадии исполнения приговора. Процессуальный порядок вступления приговора, определения или постановления суда в законную силу и обращения их к исполнению. Обязательность приговора, определения, постановления суда. Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора и порядок их разрешения. Суды, разрешающие вопросы, связанные с исполнением приговора. Обжалование приговора суда. | Ознакомительный, репродуктивный | |||
Раздел 6. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлении суда | |||||
Тема 6.1Производство в надзорной инстанции | Содержание учебного материала: Понятие, сущность и значение пересмотра решений в порядке надзора и его отличия от кассационного производства. Процессуальный порядок принесения надзорной жалобы или представления и рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции. Суды, рассматривающие надзорную жалобу или представление. Недопустимость поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора. Рассмотрение дела судьей. Прядок рассмотрения дела в надзорной инстанции. Решения суда надзорной инстанции. Основания отмены или изменения судебного решения, вступившего в законную силу. Пределы прав суда надзорной инстанции. | Ознакомительный, репродуктивный | |||
Самостоятельная работа:доклады и рефераты на тему производство в надзорной инстанции | |||||
Тема 6.2Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств | Содержание учебного материала: Понятие, значение и задачи стадии возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Сроки и основания возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Порядок возбуждения производства и расследования дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Разрешения судом вопроса о возобновлении дела. Компетенция суда, разрешающего вопрос о возобновлении дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Производство после возобновления дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. | Ознакомительный, репродуктивный | |||
Практическое занятие: Решение практических ситуаций по теме с использованием нормативной литературы. | |||||
Самостоятельная работа:доклады и рефераты на тему возобновление производства по уголовному делу | |||||
Раздел 7. Особый порядок уголовного судопроизводства | |||||
Тема7.1 Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних | Содержание учебного материала: Возрастные, психологические особенности несовершеннолетних как основание нормативного закрепления особенностей судопроизводства. Особенности предмета доказывания. Дополнительные участники процесса. Особенности предварительного расследования дел о преступлениях несовершеннолетних. Особенности судебного разбирательства. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего. Порядок и виды освобождения несовершеннолетних от наказаний. | Ознакомительный, репродуктивный | |||
Практическое занятие: Решение практических ситуаций по теме с использованием нормативной литературы. | |||||
Самостоятельная работа:доклады и рефераты на тему особенности предварительного расследования дел о преступлениях несовершеннолетних | |||||
Тема 7.2Производство о применении принудительных мер медицинского характера | Содержание учебного материала: Понятие, сущность, цели и значение производства о применении принудительных мер медицинского характера. Основания и условия применения принудительных мер медицинского характера. Особенности производства предварительного следствия по применению принудительных мер медицинского характера. Подготовительные действия к судебному заседанию и разбирательства дела в суде. Принудительные меры медицинского характера, определяемые судом, их продление, изменение и прекращение. Порядок обжалования постановления суда. Возобновление уголовного дела в отношении лица, к которому применена принудительная мера медицинского характера. | Ознакомительный, репродуктивный | |||
Самостоятельная работа:доклады и рефераты на тему принудительные меры медицинского характера | |||||
Тема 7.2Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц | Содержание учебного материала: Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Порядок возбуждения в отношении них уголовного дела. Особенности задержания, избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий. Направление уголовного дела в суд. Рассмотрение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы РФ, судьи федерального суда | Ознакомительный, репродуктивный | |||
Практическое занятие: Решение практических ситуаций по теме. | |||||
Самостоятельная работа:доклады и рефераты на тему категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам | |||||
Тема 7.3Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства | Содержание учебного материала: Порядок направления запроса о правовой помощи. Содержание и форма запроса. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства. Порядок вызова отдельных участников уголовного процесса, находящихся за пределами территории РФ. Исполнение в РФ запроса о правовой помощи. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования. Исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории РФ. Основания, условия и порядок передачи лица, осужденного к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является, либо отказа в передаче такого лица. Порядок предварительного рассмотрения ходатайства об отбывании наказания в Российской Федерации. Порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора суда иностранного государства. | Ознакомительный, репродуктивный | |||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
Ознакомительный – узнавание ранее изученных объектов, свойств, понятий;
Репродуктивный - выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством;
Продуктивный – планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.