Комментарий по составлению терминологического рассказа (сказки) и его оценке
1. Терминологический рассказ — небольшой рассказ (сказка), составленный учащимся с использованием понятий и терминов, изученных, например, в теме или на некоторых уроках.
2. В рассказе не следует использовать простые перечисления понятий и терминов.
3. Составленный дома рассказ нужно записать (в рабочую тетрадь, на лист) и быть готовым на уроке (следующем или последующих) зачитать свое произведение одноклассникам.
4. Терминологический рассказ — это творческая работа учащихся, поэтому за выступление с рассказом или проверку текстов рассказов может быть выставлена любая отметка, включая 9 и 10.
5. Первый раз учителю обязательно следует привести образец такого рассказа, например, с использованием понятий и терминов уроков 1 и 2:
«Фантастический персонаж Информик побывал на нашем уроке, узнал новые понятия и стал их применять по дороге из школы: дерево — объект; вижу дерево зеленое, высокое и т. п. — информация.
Потом Информик пошел в кино. Сидя в кинозале, он вдруг сообразил, что кино,если рассматривать его с точки зрения способов восприятия, — это зрительная и звуковая информация. «Вот удивительно! А я ведь раньше не догадывался об этом!» — подумал Информик и побежал поделиться своим открытием с другом — Фокусиком. Но Фокусик был на тренировке. Тогда Информик решил оставить ему записку, где сообщил свои удивительные заключения».
6. На следующем или последующих уроках учителю следует предложить 2—3 учащимся представить свои терминологические рассказы и обязательно поставить им отметки.
7. Можно составлять рассказы с продолжением (с новыми понятиями и терминами).
8. Задание на составление терминологического рассказа можно давать только желающим. Если рассказы составят только 1—2 человека, предоставьте им возможность выступить перед классом и поставьте им соответствующие отметки за творческую работу. Опыт показывает, что в дальнейшем такую работу с удовольствием выполняют все учащиеся.
Урок 5. Работа на компьютере с помощью меню
Обеспечение урока:
1) § 7 из [1];
2) инструкция по работе на компьютере (приложение 2).
Ход урока
1. Проверьте выполнение домашнего задания: понимание теоретических вопросов предыдущего урока (по краткому конспекту) и рассказ с использованием понятий и терминов, изученных на уроках 3 и 4.
2. Предложите учащимся самостоятельно включить компьютер.
3. Обсудите с учащимися, что такое «меню». Пусть они приведут примеры меню, с которыми они уже встречались.
Обсудите удобства использования меню (легче выбрать из перечисленных пунктов один, чем его сформулировать).
Поясните, что для удобства управления компьютером (легко выбрать, нет ошибок ввода нужной команды и т. п.) тоже используются меню.
4. Расскажите, какие виды меню существуют в используемой ОС. Например, для ОС Windows следует рассказать и показать следующие виды меню: вертикальное, горизонтальное, контекстное, подменю, панели инструментов.
При фронтальной демонстрации различных видов меню обращайте внимание учащихся на различные типы пунктов меню, различную яркость пунктов, на специальные значки и т. п.
5. Предложите учащимся открыть на своих ПК меню, указанные Вами. Объясните, как закрыть меню, не выбирая в нем никакого пункта.
Замечание. Пока не осваивалась клавиатура, можно ограничиться только закрытием меню с помощью мыши.
6. Поясните, как выбрать нужный пункт меню. Проведите аналогию с выбором объекта. В данном случае объектом является пункт меню.
Замечание. Можно пояснить, что пункты меню могут выбираться и с помощью клавиатуры (клавиш перемещения курсора). Но освоение клавиатуры будет происходить в дальнейшем.
7. Расскажите о возможном составе пункта меню (текст названия пункта, горячие клавиши, специальные значки и т. д.) и различных типах пунктов меню.
Для демонстрации различных типов пунктов меню можно использовать меню ОС или программу, интересную для учащихся, например Калькулятор.
Замечание. Объясните учащимся, что запоминание типов команд меню поможет им быстрее адаптироваться при работе с новыми программами.
Задание на дом:
1) краткий конспект урока: а) записать в рабочую тетрадь; б) уметь пересказывать своими словами содержание конспекта; в) уметь приводить примеры, поясняющие изученные понятия и термины;
2) назвать лишнее слово; объяснить, почему оно лишнее:
а) горизонтальное, вертикальное, аппаратное, контекстное, подменю, панели инструментов;
б) перемещение, щелчок, бросок, двойной щелчок, перемещение при нажатойклавише.
Урок 5 (конспект). Работа на компьютере с помощью меню
1. Меню — это набор пунктов, каждый из которых соответствует той или иной команде или действию. Пункт меню может содержать свое меню, которое называют подменю.
2. Пункт меню может иметь: текст названия пункта (обязательно), выделенный символ, горячую (быструю) клавишу (несколько клавиш), специальные значки (ü · … 4) и др.
3. Типы пунктов меню: команда, флажок, переключатель, расширенная команда, каскадное меню.
4. Чтобы выбрать пункт меню, нужно:
переместить в меню указатель мыши на пункт меню (строка выбранной команды
выделится другим цветом);
щелкнуть левой клавишей мыши.
5. Чтобы закрыть меню, не выбирая в нем никакого пункта, необходимо:
переместить указатель мыши за пределы меню (вне меню);
щелкнуть левой клавишей мыши.