Структура программы на Паскале
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №15
Программирование алгоритмов различных структур на Паскале
Цель работы: получение навыков разработки программ на языке Паскаль.
Порядок работы
1. Изучить возможности языка Паскаль для организации основных алгоритмических структур.
2. Набрать тексты программ и отладить их работу в среде Турбо Паскаль.
Основные понятия
Turbo Pascal – это эффективный компилятор языка программирования Паскаль с интегрированной усовершенствованной средой, включающей редактор, компилятор, редактор связей и отладчик для того, чтобы создавать, отлаживать и выполнять программы на Паскале.
В Turbo Pascal с помощью клавиш быстрого вызова команд (оперативных клавиш) можно выполнять определенные функции или команды интегрированной среды.
В табл.1.1 – 1.4 перечислены клавиши быстрого вызова, наиболее часто применимые при разработке программ в Turbo Pascal.
Общие оперативные клавиши Turbo Pascal
Таблица 1.1
Элемент меню | Клавиша | Функция |
Help | F1 | Показывает экран подсказки |
File/Save | F2 | Сохраняет файл, находящийся в активном окне редактора |
File/Open | F3 | Загрузить файл с помощью окна диалога |
Run/Go to Cursor | F4 | Запускает программу до строки, на которой стоит курсор |
Window/Zoom | F5 | Масштабирует активное окно |
Window/Next | F6 | Проходит через все открытые окна |
Run/Trace Into | F7 | Запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур |
Run/Step Over | F8 | Запускает программу в режиме отладки, минуя вызовы процедур |
Compile/Make | F9 | Создает выполняемый файл |
(none) | F10 | Переключает между основным меню и активным окном |
Оперативные клавиши отладки/запуска
Таблица 1.2
Элемент меню | Клавиша | Функция |
Compile/Compile | Alt-F9 | Компилирует последний файл в редакторе |
Run/Program Reset | Ctrl-F2 | Переустанавливает выполняемую программу |
Debug/ Evaluate/ Modify | Ctrl-F4 | Вычисляет выражение |
Debug/Add Watch | Ctrl-F7 | Добавляет выражение для просмотра |
Debug/Toggle BreakPoint | Ctrl-F8 | Устанавливает или очищает условные точки прерывания |
Run/Run | Ctrl-F9 | Запускает программу |
Run/Go To Cursor | F4 | Запускает программу до позиции курсора |
Run/Trace Into | F7 | Выполняет прослеживание внутри процедур |
Run/Step Over | F8 | Осуществляет перескакивание через вызовы процедур |
Compile/Make | F9 | Выполняет Make (компилирует/редактирует связи) программы |
Оперативные клавиши управления окнами
Таблица 1.3
Элемент меню | Клавиша | Функция |
(none) | Alt-# | Показывает окно, где # – номер окна, которое вы хотите посмотреть |
Window/List | Alt-0 | Показывает список открытых окон |
Window/Close | Alt-F3 | Закрывает активное окно |
Window/User Screen | Alt-F5 | Показывает экран пользователя |
Window/Previous | Shift-F6 | Проходит назад через все открытые окна |
Window/Zoom | F5 | Увеличивает/уменьшает активное окно |
Window/Next | F6 | Проходит вперед через все активные окна |
Window/Size/Move | Ctrl-F5 | Изменяет размер или позицию активного окна |
Оперативные клавиши редактирования
Таблица 1.4
Элемент меню | Клавиша | Функция |
(none) | Shift-¯ | Выделяет строчный фрагмент |
(none) | Shift-® | Выделяет блок символов в строке |
Edit/Clear | Ctrl-Del | Удаляет выбранный текст из окна и не помещает его в буфер обмена |
Edit/Copy | Ctrl-Ins | Копирует выбранный текст в буфер обмена |
Edit/Cut | Shift-Del | Помещает выбранный текст в буфер и удаляет его |
Edit/Paste | Shift-Ins | Помещает текст из буфера в активное окно |
Запуск среды TP
Для запуска среды, находясь в каталоге, содержащем систему ТР, нужно запустить программу turbo.exe, которая и вызовет среду. После этого на экране появляется изображение, состоящее из четырех частей: строки меню, содержащего поля File, Edit, Run, Compile, Debug, Options, Window, Tools, Help; окна редактора (Edit); окна просмотра (Watch); строки информации о назначении функциональных клавиш. Для выхода из подменю на предыдущий уровень меню нужно нажать клавишу Esc. Выход из главного меню происходит также при нажатии Esc.
Для выхода из среды нажмите Alt-X.
Для создания новой программы можно в меню File выбрать подменю New и набрать текст программы. Введенный текст можно записать на диск, выбрав пункт Save в подменю меню File или нажав клавишу F2.
Для компиляции в меню Compile выбираем пункт подменю Compile. Это равносильно одновременному нажатию клавиши Alt и F9. Если компиляция прошла успешно, то запуск программы на выполнение произойдет при выборе пункта Run из меню Run. Если же компилятор обнаружит ошибку, то компиляция прекращается, а в первой строке редактирования появляется сообщение об ошибке. Курсор помещается в то место, где обнаружена ошибка. После ее исправления компиляцию нужно повторить. После устранения всех ошибок, обнаруженных компилятором, программа запускается на выполнение.
Вводимые с клавиатуры исходные данные и выводимые результаты отображаются на экране пользователя.
Прерывание выполнения программы происходит при одновременном нажатии клавиш Ctrl-Break.
Запись программы на диск можно осуществить способом, отличным от описанного выше, выбрав пункт Save as в меню File. Пункт Open позволяет загрузить для редактирования существующий на диске файл. Выбрав Open, можно задать имя нужного файла, или воспользовавшись маской, или указав путь, вывести список файлов, а затем выбрать курсорной рамкой нужный файл.
Структура программы на Паскале
Программа на Паскале состоит из заголовка программы, раздела описаний (включает разделы меток, констант, типов, переменных и подпрограмм) и раздела операторов, за которым следует точка – признак конца программы.
Program <имя программы>;
Label <раздел меток>;
Const <раздел констант>;
Туре <раздел типов>;
Var <раздел переменных>;
Procedure (Function) <раздел подпрограмм>;
Begin
<раздел операторов>
End.
Раздел операторов имеется в любой программе и является основным. Предшествующие разделы носят характер описаний и не все обязательно присутствуют в каждой программе. Все операторы разделяются знаком «;». Запись внутри каждого раздела ведется с отступом в три знака для более наглядного представления програмы.
Описание переменных
Для всех переменных величин, используемых в программе, должны быть указаны их типы. Это делается в разделе переменных программы:
var <идентефикатор>:<тип>;
Пример раздела переменных программы:
Var m,n,k: Integer;
х,у,z: Real;
Symbol: Char;
Таблица 1.5 Простые типы данных
Идентификатор | Длина, байт | Диапазон (множество значений) |
Целые типы | ||
Integer | -32768 ...32767 | |
Byte | 0...255 | |
Word | 0... 65535 | |
Shortint | -128... 127 | |
Longint | -2147483648 ...2147483647 | |
Вещественный тип | ||
Real | 2,9·10-39... 1,7·1038 | |
Логический тип | ||
Boolean | true, false | |
Символьный тип | ||
Char | все символы ASCII-таблицы |