Тема 2: Табличные процессоры

Лабораторная работа №1

Тема: «Создание электронных таблиц в среде Excel».

Цель занятия: приобрести практические навыки по созданию и форматированию таблиц в MSExcel.

Отрабатываемые вопросы:

1. Создание таблицы и обработка в них данных.

2. Форматирование ячеек.

Организационно-методические указания

1. Запустить Excel , используя соответствующую пиктограмму на Рабочем столеи ознакомиться с ленточным интерфейсом Excel 2007.

2. Ввести текст таблицы, представленной на рис.1. Для создания таблицы рекомендуется при необходимости использовать «Справку Excel» для поиска подсказок по вводу данных и редактированию во время ввода.

3. Ввести в созданную таблицу строкуИтогои подсчитать в ней результаты значений по столбцам, используя следующие способы:

· ввести значения формул и адресов влияющих ячеек с клавиатуры, например: в ячейку B7 ввести с клавиатуры формулу = B4+B5+B6 и т.д.;

· выбрать щелчками мыши необходимые для суммирования ячейки и вводя знаки “=“ и “+” с клавиатуры, где это необходимо, с подтверждением ввода формулы клавишей Enter;

· суммировать итог по столбцам по отдельности, выделяя каждый столбец и используя кнопку Автоматическая сумма;

· выделить, где это возможно, блок соседних ячеек и суммировать итог по нескольким столбцам одновременно, используя кнопку Автоматическаясумма.

4. Изменить ширину и высоту ячейки для полного помещения в ней текста, используйте перенос по словам.

5. Изменить вид и размер шрифта в ячейке.

6. Изменить расположение данных в ячейке относительно ее границ.

7. Отцентрировать заголовки и подзаголовки таблицы относительно ее ширины.

8. Изменить цвет символов и фона в ячейке.

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис.1. Таблица исходных данных

9. Добавить обрамление ячейки, блока ячеек или всей таблицы.

Рекомендуется использовать для примера форматирования таблицу “Выручка от реализации готовой продукции”, представленную на Рис.2 в качестве образца.

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис.2.Образец таблицы

10.Отобразите связанные ячейки в таблице. Для этого установите курсор в ячейку с формулой и на вкладке Формулыленты инструментовнажмите кнопку Влияющие ячейки. В результате к ячейкам устремятся стрелки, исходящие от ячеек, участвующих в формуле.

Самостоятельно аналогичным образом определите в таблице Зависимые ячейки.

11.Отобразите формулы во всех ячейках таблицы, используя кнопкуПоказатьформулы Тема 2: Табличные процессоры - student2.ruна вкладке Формулыв группе команд Зависимости формул. При этом, вместо вычисленных значений вы увидите формулы. Для возврата к исходному режиму отображения нужно повторно нажать эту же кнопку.

12.Сохранить созданную таблицу в рабочем каталоге под уникальным именем, закрыть окно Excel.

Лабораторная работа №2

Тема: «Редактирование и форматирование электронной таблицы Excel».

Цель занятия: знакомство с новыми возможностями электронных таблиц Excel.

Отрабатываемые вопросы:

1.Использование различных приемов вычислений.

2.Форматирование таблиц.

3.Отображение формул, создание зависимостей и примечаний.

Организационно-методические указания

1.Создать на трех листах нового документа таблицу, приведенную на рис.1, введя данные в диапазон В4:F8, присвоить листам имена "Таб1", "Таб2", "Таб3".

2.Научиться использовать различные приемы заполнения ячеек формулами.

2.1.В диапазон G4:G8 записать формулу для вычисления общей суммы нагрузки по всем видам проводимых занятий (в часах занятий).

2.2.Составить формулу для вычисления суммарной нагрузки по лекциям в ячейке B10. Скопировать данную формулу в диапазон ячеек C10:F10.

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис.1. Таблица «Учебная нагрузка»

2.3.Составить формулу для вычисления общей нагрузки для всех групп всех видов занятий по строкам в ячейку G9 и записать формулу для суммирования нагрузки по столбцам в ячейку G10.

2.4.Составить формулу для вычисления в ячейке H4 процентного содержания нагрузки для группы ЕС61-63 от общей суммы часов, полученной в ячейке G10.Затем скопировать данную формулу в диапазоне H5:H8, используя режимавтозаполнения ячеек таблицы.

2.5.Записать формулу в ячейку В11 для вычисления процентного содержания лекционной нагрузки от общей суммы часов, полученной в ячейке G10 и скопировать данную формулу в диапазоне ячеек C11:F11.

3.Используя кнопку Автосуммана вкладкеФормула, определить среднее, минимальное и максимальное значения нагрузки для групп ЕС61-63 и СУ61 и зафиксировать полученные результаты в выбранных ячейках таблицы.

4.Отформатировать полученную выше таблицу по образцу, представленному на рис.2, обратив внимание на центровку строки заголовка и формат процентного представления чисел в ячейках (H4:H8 и В11:F11).

4.1.Заголовки столбцов оформить с использованием непосредственного форматирования.

4.2.Отформатировать таблицу, пользуясь функцией автоформатирование.

5.Пользуясь кнопкой «Влияющие ячейки»на вкладке Формулы в подгруппе Зависимости формул, определить влияющие и зависимые ячейки для ячейки G9.

6.Показать отображение формул в ячейках таблицы. Нажав кнопкуПоказать формулы Тема 2: Табличные процессоры - student2.ruнавкладкеФормулыленты, инструментов вы можете отобразить все формулы вместо вычисленных значений. Для возврата к исходному состоянию нажмите эту же кнопку еще раз.

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис.2. Образец таблицы «Учебная нагрузка»

7.Добавить в любые из выбранных ячеек построенной таблицы примечания. Для этого установите в выбранную ячейку курсор и на вкладке ленты Рецензированиенажмите кнопкуСоздать примечание.Для удаления примечания используйте командуУдалить примечание. Посмотрите использование других подобных действий в группе команд Примечания.

8.Сохранить документ и показать результаты преподавателю.

Лабораторная работа №3

Тема: «Вычисления в Excel с использованием Мастера Функций»

Цель занятия: приобрести практические навыки в определении абсолютных и относительных адресов ячеек, использовании Мастера Функций.

Отрабатываемые вопросы:

1. Мастер функций.

2. Абсолютные и относительные адреса.

3. Использование имен в вычислениях.

Организационно-методические указания

Запустить Exсel и открыть файл с электронной таблицей, предложенный преподавателем или используйте таблицу, созданную в Лабораторной работе №1: «Выручка от реализации готовой продукции», приведенную на Рис.1.

1. ПодсчитатьИтого по столбцам, используя следующие возможности Excel:

· с помощью кнопки Автосумма;

· используя Мастер Функций,вызываемый из вкладки Формулы(Вставить функцию fx).

2. Подсчитать в правом свободном столбце суммы по строкам с помощью указанных в п.1 приемов.

3. В следующем столбце вычислить процентное соотношение суммы по каждой строке к общей итоговой сумме, задав ячейке с итоговой суммой абсолютный адрес и полученные данные представить в процентном формате.

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис.1. Таблица «Выручка от реализации готовой продукции»

4. Повторить действия п.3, назначив ячейке с итоговой суммой имя, например: Всего. Назначить имя ячейке можно следующим образом. Выделите ячейку, в которой нужно присвоить имя и щелкните мышкой по кнопкеПрисвоить имяна вкладке Формулы. Затем введите имя, которое должно использоваться для ссылки на выбранную ячейку. После выполнения «Enter» имя будет присвоено.

5. Полученные результаты также представьте в процентном формате.

В качестве примера можно использовать таблицу “Выручка от реализации готовой продукции”, приведенную ранее или использовать любую другую подобную таблицу.

6.Подсчитать в крайнем правом столбце среднее значение по строке, для чего:

· выделить ячейку для ввода формулы и запустить Мастер Функций;

· ознакомиться с видами функций, предлагаемых в окне диалога, с помощью линеек прокрутки;

· в первом диалоговом окне Мастера Функций выбрать в категории Статистические функцию СРЗНАЧ;

· во втором диалоговом окне МастераФункций задать аргументы для вычисления среднего значения по строке;

· скопировать формулы в оставшиеся ячейки данного столбца.

Рекомендуется в качестве примера использовать таблицу “Выручка от реализации готовой продукции”.

7.Изучение относительных и абсолютных ссылок (адресов).

7.1.Постройте таблицу, приведенную на рис.2. «Копирование формулы с относительной ссылкой». Наблюдайте при копировании формулы в ячейке C1 автоматическое изменение адресов в формулах: «=A1+В1» на «=A2+В2» и «=А3+С3» соответственно. Это соответствует относительной ссылке.

7.2.Постройте таблицу, приведенную на рис.3 «Копирование формулы с абсолютной ссылкой», создайте формулу вычисления процента покупок за январь: =В2/В5 и выполните копирование формулы в другие ячейки.

Обратите внимание на сформированные ошибки (#ДЕЛ/0!). Скорректируйте формулу, используя абсолютные ссылки путем добавления символа $ перед адресом, и выполните копирование опять (при появлении вопросов вызовете «Справку», набрав «Абсолютная ссылка»).

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис. 2. Копирование формулы с относительной ссылкой

Изучите внимательно и разберитесь в полученных изменениях. Можно использовать при необходимости также и смешанные ссылки.

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис.3. Копирование формулы с абсолютной ссылкой

8.Самостоятельно выполнить задание с использованием абсолютной и относительной ссылками.

9.Сохранить файл рабочей книги в вашем рабочем каталоге и выйти из Excel.

Лабораторная работа №4

Тема: «Способы оформления таблиц и защитаданных в таблицах»

Цель занятия: приобрести практические навыки оформления создаваемых таблиц.

Отрабатываемые вопросы:

1. Форматирование и оформление текста и данных.

2. Защитаданных.

Организационно-методические указания

1.Форматирование текста.

1.1.Выравнивание текста.Создать на первом рабочем листе таблицу по приведенному образцу на рис.1 и сохранить ее в файле для дальнейшего использования в работе. Скопировать на второй лист содержимое первого листа.

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис. 1. Образец исходной таблицы

Отформатировать тексты таблицы по образцу, приведенному на рис.2. На этом примере научиться выравнивать текст всеми доступными способами используя вкладку Главная, группу Выравнивание,кнопкуОриентация Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru .

1.2. Подстроить параметры таблицы (ширину столбцов и высоту строк) так, чтобы внешний вид таблицы соответствовал рис.2. Для выравнивания использовать вкладку Главная,инструменты группыВыравнивание.

1.3.Шрифтовое оформление текста. Воспользовавшись режимом форматирования ячеек Шрифт, оформить тексты в таблице второго листа так, как представлено на рис.2. В данной таблице использованы следующие варианты шрифтового оформления текста: жирный, подчеркнутый, курсив, жирный курсив, перечеркнутый, а также верхний и нижний индексы.

Используйте в окне Формат ячеек опцию Видоизменение (надстрочный, подстрочный) в качестве нижнего и верхнего индексов, а также инструментальную кнопкуВсе границыподгруппы Шрифт.

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис.2. Шрифтовое форматирование таблицы

1.4.Рисование рамок (обрамление). Для оформления таблицы (рис.3) использовать кнопкуВсе границы группы Шрифт (обрамление ячеек).

1.5.Выполнить "раскраску" таблиц ("Заливка" и "Узор"). Для выделения данных в таблице использовать различные варианты оформления из группы "Заливка" и "Узор".

2.Форматирование числовых данных.

2.1.Просмотреть все варианты форматирования чисел, предлагаемые табличным процессором Excel, используя группу Числовкладки Главная.

2.2.На третьем рабочем листе создать таблицу, приведенную на рис.4. Отформатировать числовые данные с использованием числовых форматов, как показано на рисунке. Столбец F заполнить формулами, вычисляющими отношение значений столбца E ("Продано шт.") к общей сумме, записанной в клетке E15.

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис.3. Обрамление таблицы

3.Защита данных.

Защитить заголовки строк и столбцов таблицы, приведенной на рис.4 и оставить возможным изменение некоторых данных таблицы, выбранных самостоятельно. Для защиты используйте на вкладке РецензированиекнопкуЗащитить лист Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru.

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис.4. Форматирование числовых данных в таблице

Показать результаты преподавателю.

Лабораторная работа №5

Тема: «Изучение типовых функций табличного процессора»

Цель занятия: приобрести практические навыки использования математических, статистических и логических функций.

Отрабатываемые вопросы:

1. Математические и статистическиефункции.

2. Логическиефункции.

Организационно-методические указания.

1.Научиться пользоваться математическими и статистическими функциями.

1.1.Создайте таблицу, приведенную на рис.1.

1.2.Ввести в столбец «B»функции, указанные в столбце «А» и сравнить полученные результаты с данными, приведенными в столбце «В» на рис.1.

1.3.Проанализировать результаты и сохранить созданную таблицу в книге.

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис.1. Выполнение математических и статистических функций

2.Изучение использования логических функций.

Функция ЕСЛИ используется при проверке условий для значений и формул. Данная функция возвращает Значение 1, если заданное условие при вычислении дает значение ИСТИНА и возвращает Значение 2, если условие соответствует значению ЛОЖЬ.

Синтаксис функции следующий:

ЕСЛИ(лог_выражение; значение 1_если_истина; значение 2_если_ложь)

Лог_выражение - любое значение или выражение, принимающее значения ИСТИНА или ЛОЖЬ. Например, A10=100- логическое выражение. Если значение в ячейке A10 равно 100, то это выражение принимает значение ИСТИНА, а в противном случае - значение ЛОЖЬ. Этот аргумент может использоваться в любом операторе сравнения (см. “Справку”). Выполните данный пример:

ЕСЛИ(А10=100; «Правда»; «Неправильно»)

Измените значение в ячейке А10 на другое, посмотрите результат и объясните причину изменений.

2.1.Ввести таблицу, приведенную на рис.2.

2.2.В ячейку С2 введите формулу для вычисления значения Скидка, используя функцию ЕСЛИи скопируйте формулу в диапазон ячеек (С3:С6):

· если стоимость товара <2000, то скидка составляет 5% от стоимости товара;

· в противном случае - 10%.

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис.2. Реализация функции ЕСЛИ

2.3.В ячейкуD2 введите формулу, определяющую Налог,и скопируйтеформулу в ячейки(D3:D6):

· если разность между Стоимостьюв ячейке В2и Скидкой>5000, то налог составит 5% от этой разности;

· в противном случае - 2%.

2.4.В ячейку А10 может быть занесена одна из текстовых констант: "желтый", "зеленый", "красный". В клетку А11 ввести формулу, которая в зависимости от содержимого клетки А10, будет возвращать значения: "ждите","идите" или "стойте", соответственно.

2.5.Введите в клетки Е8:E10 три имени: (Олег, Миша, Игорь), а в клетки F8:F10 занести даты их рождений. В клетку E4 ввести одно из упомянутых имен.

Пользуясь конструкцией "вложенного" оператора ЕСЛИ, выполнить следующие действия:

проанализировав имя в клетке Е4, записать в клетку С12 функцию ЕСЛИ, обеспечивающую:

· вывод даты рождения, взятой из соответствующей клетки;

· если же введено неподходящее имя, записать текст сообщения: "нет такого имени".

3.Использование функции СУММЕСЛИ.Для выполнения суммирования ячеек диапазона, удовлетворяющих заданным условиям, следует использовать функцию СУММЕСЛИ, имеющую следующий синтаксис:

СУММЕСЛИ(диапазон; критерий; диапазон_суммирования), где:

· диапазон - диапазон адресов вычисляемых ячеек;

· критерий - критерий в виде числа, выражения или текста, определяющего суммируемые ячейки. Например, критерий может быть выражен как 24, ">22";

· диапазон_суммирования - фактические ячейки для суммирования.

Ячейки в областидиапазон_суммирования суммируются, если соответствующие им ячейки в аргументе «диапазон» удовлетворяют критерию.

Для получения формулы, возвращающей в зависимости от выполнения условия одно из двух значений, например вознаграждение по указанному объему продаж, используйте функцию ЕСЛИ. На рис. 3 представлен пример суммирования ставок комиссионных закупаемого оборудования, значения которых превышают 12000.

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис. 3.Использование функцииСУММЕСЛИ

Можно также суммировать значения, удовлетворяющие определенным условиям, например, в таблице на рис. 4. показан пример суммирования только для оргтехники, относящейся к принтерам.

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис. 4. Суммирование с использованием функцииСУММЕСЛИ

Лабораторная работа №6

Тема: «Сортировка и фильтрация данных, построение сводных таблиц».

Цель занятия: получить практические навыки обработки данных, представленных списками и познакомиться с возможностью анализа данных с помощью сводных таблиц.

Отрабатываемые вопросы:

1. Сортировка и фильтрация данных.

2. Сводные таблицы.

Организационно-методические указания

1.Загрузить Excelи ввести в окно рабочего листа 1 текст таблицы (рис.1), представленной ниже.

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис.1. Сортировка данных

Скопируйте таблицу на рабочий лист 2 для сохранения таблицы для других заданий работы.

2. Сортировка данных. Excel позволяет выполнять сортировку данных в таблицах по возрастанию или убыванию. Для сортировки данных необходимо курсор поместить в столбец, по данным которого требуется реализовать сортировку , а затем выбрать возрастание или убывание.

2.1.Сортировка текстовых значений. Выберите столбец с текстовыми данными, поместив курсорв одну из его ячеек. На вкладке Главная в группе Редактирование выберите пункт Сортировка и фильтр

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Выполните одно из следующих действий:

· Для сортировки алфавитно-цифровых символов по возрастанию выберите вариант Сортировка от А до Я.

· Для сортировки алфавитно-цифровых символов по убыванию выберите вариант Сортировка от Я до А.

Обратите внимание на перемещение данных в других столбцах таблицы.

2.2.Сортировка чисел.Выберите столбец с числовыми данными и выполните одно из следующих действий:

· для сортировки чисел по возрастанию выберите вариант Сортировка от минимального к максимальному;

· для сортировки чисел по убыванию выберите вариант Сортировка от максимального к минимальному.

2.3.Фильтрация данных. Фильтр - это быстрый и простой способ выделения и обработки группы требуемых данных. В отфильтрованном списке отображаются только строки, отвечающие заданным условиям. Под условием понимается ограничение, заданное для отбора записей, включаемых в результирующий набор записей для столбца. В отфильтрованных данных отображаются только строки, соответствующие выбраннымусловиям(. Ограничение, заданное для отбора записей, включаемых в результирующий набор записей запроса или фильтра.), а ненужные строки скрываются. Выполните следующие действия.

Выделите все данные в таблице, на вкладке Главная в группе Редактирование выберите пункт Сортировка и фильтр, а затем выберите в списке пункт Фильтр.

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Щелкните кнопку Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru рядом с заголовком столбца Город, в качестве условия выберете СПб и посмотрите на результат фильтрации. Затем аналогичные действия повторите для столбца Агент и оцените работу некоторых из агентов данного списка. Как видно, в отфильтрованных данных отображаются только строки, соответствующие выбраннымусловиям(Условие. Ограничение, заданное для отбора записей, включаемых в результирующий набор записей запроса или фильтра.).

3.Построение сводных таблиц.Создать на рабочем листе 3Сводную таблицу, анализирующую данные в неотсортированном списке нижеприведенной таблицы «Бюджет учебного времени по видам обучения».

Для создания сводной таблицы на вкладке Вставка в группе Таблицы выберите раздел Сводная таблица, а затем пункт Сводная таблица.

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

На экран будет выведено диалоговое окно Создание сводной таблицы.

Выделите таблицу и новый или текущий лист для создаваемой сводной таблицы и нажмите ОК.

В появившемся окне Список полей сводной таблицы выберите поля для сводной таблицы и перетащите их в указанные ниже области.

Например, перетащите поле Предмет в Название строк, Кол-во часов в неделю -вполеЗначения,а поля Курс и Вид обучения – в поле Названия столбцов.

A. Создайте сводную таблицу, содержащую:

· в строках - данные по полю Курс;

· в столбцах - данные по полю Вид обучения;

· обрабатываются данные по полю Количество часов в неделю.

В результате данных действий получите первый вариант сводной таблицы и итоги. Нажмите на кнопку Выбора условий и выберите какой- нибудь предмет. Выделите полученную сводную таблицу и выберите вид таблицы самостоятельно, используя вкладку Конструктор и менюСтили сводной таблицы.

B. Создайте другую сводную таблицу, содержащую:

· в строках - данные по полю Предмет;

· в столбцах - данные по полю Курс;

· обрабатываются данные по полю Количество часов в неделю;

Выполните вышеуказанные действия над полученной сводной таблицей.

A. Построить гистограмму для полученных сводных таблиц. Для построения выделите сводную таблицу и используя вкладку Вставка–Работа со сводными диаграммами– Гистограммавыберите самостоятельно вид гистограммы. Используя вкладкуМакет оформите гистограмму(название гистограммы, осей и т.п.).

4.Сохранить созданныематериалы.

Таблица: Бюджет учебного времени по видам обучения

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Лабораторная работа №7

Тема: «Вычисление функций одной переменной в Excel»

Цель занятия: получить практические навыки вычисления функций одной переменной у=f(x)и построения их графиков в Excel

Отрабатываемые вопросы:

1.Создание формул для вычисления функций одной переменной.

2.Построение графиков функций.

Организационно – методическиеуказания

В Excel удобно осуществлять построение различных функций на плоскости и поверхностей в пространстве.

1.Построение прямой.Рассмотрим построение данной функции в Excel на примере уравнения у=2х+1 в диапазоне:хÎ[0; 3] с шагом х=0,25. Решениезадачи включаетследующие этапы.

1.1. Ввод данных. Для этого значения аргумента Хи функции Уследует представить в таблице, первый столбец которой будет заполнен значениями Х,а второй – функцией У. Для этого в ячейку А1 вводим заголовок Аргумент, а в ячейку В1 – заголовок Прямая.

В ячейку А2 вводится первое значение аргумента 0, а в ячейку A3 вводится второе значение аргумента с учетом шага построения (0,25). Затем, выделив блок ячеек А2:АЗ, автозаполнением получаем все значения аргумента (за правый нижний угол блока протягиваем до ячейки А14).

Далее вводим уравнение прямой: в ячейку В2 вводим формулу: =2*A2+1, затем копируем эту формулу в ячейки В2:В14. В результате должна быть получена следующая таблица исходных данных и результатов (рис.1.) .

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис.1.Построение прямой

1.2. Построение графика функции. Выделите диаграмму и, используя вкладкуВставка ® График,постройтеграфик функции у=2х+1(рис.2.).

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис.2. График прямой

1.3. Используявкладку Макет,выполните самостоятельно оформление полученного графика (название графика и осей, размещение легенды и т.п.).

2.Решение уравнения второго порядка. Примерами уравнений второго порядка являются: парабола, гипербола, окружность, эллипс и другие. В качестве примера рассмотрим построение параболы вида: у =х2в диапазоне хÎ[–3; +3] с шагом х=0,5.

2.1. Ввод данных.В ячейку А2 вводится первое значение аргумента (-3), в ячейку A3 вводится второе значение аргумента (–2,5), а затем, выделив блок ячеек А2:АЗ, автозаполнением получаем все значения аргумента (за правый нижний угол блока протягиваем до ячейки А14).

Далее в ячейку В2 вводим уравнение =А2*А2, а затем копируем эту формулу в диапазон В2:В14. В результате должна быть получена следующая таблица исходных данных.

2.2.Построение графика функции. Используя вкладкуВставка® ДИАГРАММА,постройтеграфик функцииу=х^2(РИС.4).

Используявкладку Макет,выполните самостоятельно оформление полученного графика (название графика и осей, размещение легенды и т.п.).

Тема 2: Табличные процессоры - student2.ru

Рис.3. Построение параболы

Рис.4.График параболы

Рис.5. График гиперболы

3.Построение гиперболы.В простейшем случае уравнение гиперболы имеет вид y=k/x. Задача построения гиперболы аналогична построению параболы.

Рассмотрим построение гиперболы y=1/xв диапазоне хÎ[0,1: 10,1] с шагом х=0,5.Выполните все вышеуказанные действия самостоятельно (рис.5).

Наши рекомендации