Урок 20. Создание текста. Самостоятельная работа
Обеспечение урока:
1) п. 16.6 из [1];
2) ТР WordPad;
3) инструкция по работе с программой ТР WordPad (приложение 7);
4) файлы-заготовки Сам_ТР1.doc и Сам_ТР2.doc.
Ход урока
1. Проверьте выполнение домашнего задания.
2. Обсудите с учащимися основные элементы текста в ТР: символ, слово, строка, абзац, страница.
3. Вспомните вставку и удаление символов (простейшее редактирование). Поясните некоторые вопросы ввода текста в ТР: как перейти на новую строку абзаца (автоматически), как перейти на набор текста нового абзаца (клавишей Enter), способы переключения алфавитов. Поясните, что между словами вставляется пробел, около знаков препинания пробелы расставляются по-разному (поясните как).
Замечание. Если Вы хотите, чтобы ученики правильно устанавливали отступ первой строки (не пробелами!), то покажите им, как это сделать с помощью маркера на метрической линейке.Форматирование онибудут изучать только через два года.
4. Напомните учащимся о необходимости периодического сохранения текста в файле по мере набора текста.
5. Загрузите ТР WordPad. Предложите учащимся набрать небольшой текст (2—3 предложения из какого-либо учебного пособия) и сохранить его в файле.
6. Проведите небольшую самостоятельную работу на 10—15 мин. Примерные задания даны в приложении 8.
Задание на дом:
краткий конспект урока: а) записать в рабочую тетрадь; б) уметь пересказывать своими словами содержание конспекта; в) уметь приводить примеры, поясняющие изученные понятия и термины.
Урок 20 (конспект). Создание текста
1. Создание нового текста: выбрать команду Файл → Создать → указать тип создаваемого документа → нажать кнопку ОК (или нажать кнопку Создать документ на панели инструментов).
2. Основные объекты (элементы) текста в текстовом редакторе: символ, слово, строка, абзац, страница.
Урок 21. Рисование с помощью компьютера. Инструменты рисования Карандаш и Ластик
Обеспечение урока:
1) пп. 17.1—17.3, 18.1, 18.2 из [1];
2) программа графического редактора;
3) инструкция по работе с графическим редактором (приложение 9).
Замечание1. Материал §§ 17—18 из [1] следует излагать учащимся кратко и постепенно по мере необходимости в течение четырех уроков, отведенных для рисования на компьютере. На уроках следует чередовать теоретический материал с практическими заданиями.
Замечание 2. В ссылках на конкретные имена файлов не указывается их расширение, так как на уроках можно использовать любой графический редактор. Рабочие файлы, поставляемые с пособием, имеют расширения .bmp, .jpeg.
Ход урока
1. Обсудите итоги самостоятельной работы.
2. Проверьте выполнение домашнего задания.
3. Поговорите с учащимися о том, любят ли они рисовать (кто любит, кто нет, у кого получается, а у кого нет и т. п.). Обсудите, какими инструментами они рисуют на бумаге.
4. Введите понятие «графическая информация».
5. Поясните, что и с помощью компьютера можно рисовать. Введите понятие «компьютерная графика». Приведите примеры использования компьютерной графики специалистами самых разных профессий.
6. Поясните, что программы, с помощью которых рисуют на ПК, называют графическими редакторами.
Объясните назначение графических редакторов. Можно перечислить основные виды работ (типовые задачи), выполняемые с помощью графических редакторов. Приведите примеры наиболее распространенных графических редакторов.
Поясните учащимся, что в этом учебном году они познакомятся с достаточно простой программой графического редактора MS Paint и будут осваивать несколько инструментов: Карандаш, Ластик, Заливка (закрашивание цветом). В последующие годы изучения курса информатики они продолжат знакомство с графическими редакторами и более широко освоят возможности этих программ.
7. Предложите учащимся загрузить программу графического редактора, с которой они будут работать в этом учебном году.
8. Поясните кратко те элементы интерфейса программы, которые будут использоваться на уроках. Перечислите общесистемные элементы интерфейса (например, для ОС Windows — строка заголовка, строка меню и т. п.), проводя аналогию с соответствующими элементами интерфейсов уже знакомых программ.
Более подробно поясните элементы интерфейса и понятия графического редактора (рис. 3.37 из [1]):
1) холст (рабочая область для рисования);
2) панель инструментов рисования (покажите, где она находится, как выбрать инструмент, как выглядит кнопка выбранного инструмента);
3) палитра цветов (покажите, где она находится, один из способов выбора активного цвета рисования — с помощью левой клавиши мыши, где можно просмотреть активный цвет, как сменить активный цвет рисования).
Палитра — множество цветов, которые можно отобразить на экране монитора. Богатство палитры зависит как от аппаратного, так и от программного обеспечения. Монитор и видеоадаптер компьютера определяют разрешающую способность экрана и максимально возможное количество отображаемых на нем цветов. Однако имеющееся программное обеспечение может не использовать всех графических возможностей, предоставляемых аппаратурой, и ограничить число цветов, доступных для формирования изображения [22].
Замечание. В этом году можно ничего не говорить о цвете фона. Цвет фона должен оставаться белым(по умолчанию). Пусть в этом году (всего 4 урока по графике) учащиеся освоят выбор цветов с помощью одной (левой) клавиши мыши. В следующем, 7-м классе, графический редактор будет осваиваться глубже, тогда и можно будет ввести работу с цветом фона.
9. Объясните, как пользоваться инструментом рисования Карандаш.
10. Предложите учащимся выполнить пример 1 п. 18.1 из [1].
11. Объясните, как пользоваться инструментом Ластик. Уделите внимание выбору размера ластика на панели настройки этого инструмента.
Замечание. На этом этапе изучения достаточно стирать изображение ластиком белогоцвета(по умолчанию). Если учащиеся все же случайно изменили белый цвет, покажите, как его вернуть.
12. Предложите учащимся выполнить пример 2 п. 18.2 из [1].
Объясните учащимся понятие «замкнутый контур», так как оно будет использоваться в дальнейшем при заливке изображения.
Замечание. Можно показать, как создать новое изображение (это — опережающая подготовка к уроку 23). Выбирайте способ в зависимости от сложившейся ситуации:
полная очистка холста,
использование команды Файл ® Создать,
еще один запуск программы графического редактора.
13. Подведите итог урока: предложите учащимся вспомнить, что нового они узнали (новые понятия и т. п.).
Замечание. На этом уроке вводилось много новых понятий. На следующих уроках эти понятия следует постоянно обсуждать и использовать, чтобы учащиеся постепенно их усвоили.
Задание на дом:
1) краткий конспект урока: а) записать в рабочую тетрадь; б) уметь пересказывать своими словами содержание конспекта; в) уметь приводить примеры, поясняющие изученные понятия и термины;
2) поговорить с родными и друзьями по вопросам:
а) с какими графическими редакторами они работают;
б) какие виды работ они выполняют в графических редакторах.
Кратко записать их ответы.
Урок 21 (конспект). Рисование с помощью компьютера.
Инструменты рисования Карандаш и Ластик
1. Графическая информация — информация, представленная в виде образов (наглядных символов) или фигур (схем, эскизов, диаграмм, графиков).
2. Компьютерная графика — изображения (рисунки), которые подготовлены с помощью компьютера.
3. Графический редактор (ГР) — программа для работы с компьютерной графикой.
4. Назначение графического редактора — создание, редактирование, сохранение, загрузка, распечатка графического изображения.
5. Панель инструментов рисования содержит кнопки тех инструментов, которые можно использовать в графическом редакторе. Некоторые инструменты (например, Ластик) имеют дополнительную панель настройки.
6. Палитра цветовсодержит кнопки цветов, которые можно использовать.
7. Активный цвет рисования — цвет, которым будет производиться рисование.
8. Для рисования с помощью инструмента Карандаш необходимо:
1) выбрать на панели инструментов инструмент Карандаш ( );
2) выбрать подходящий цвет в цветовой палитре;
3) нарисовать на холсте нужную фигуру.
9. Для удаления части изображения при помощи инструмента Ластик необходимо:
1) выбрать на панели инструментов инструмент Ластик ( );
2) на панели настройки инструмента выбрать размер ластика;
3) удалить (стереть) в изображении ненужные детали.
10. Контур — кривая линия, нарисованная, например, инструментом Карандаш. Замкнутый контур — контур, у которого совпадают начальная и конечная точки.