Тематика курсовых работ по дисциплине «Теория музыки» для студентов 2 курса о/о (все направления) на IVсеместр 2013/2014 уч.г
Доцент Ященко В.Н.
Доцент Маголина М.П.
I.Подготовить письменно теоретический вопрос:
- Понятие музыкальной фактуры и музыкального склада и их влияние на художественный образ в произведении.
- Монодический и полифонический склад музыкального письма.
- Аккордовый и гомофонный склад музыкального письма.
- Музыкальный жанр и его разновидности (первичные и вторичные жанры).
- Мелодия как средство музыкальной выразительности. Типы мелодического движения в музыке.
- Кульминация, её типовое местоположение в произведении. Гармонические средства её создания в музыке.
- Функциональная система главных трезвучий. Главные и побочные трезвучия лада.
- Форма периода в гармонии, её тематическое строение.
- Каденционные гармонические обороты в форме периода. Кадансовый К6/4.
- Проходящие и вспомогательные обороты и их роль в развитии музыкального произведения.
- Доминантсептаккорд и его обращения. Правила его применения в гармонии.
- Аккорды гармонического мажора их роль в развитии музыкального образа.
- Прерванная каденция и прерванный оборот как выразительное средство в гармонии.
- Побочные трезвучия лада и значимость их применения в гармонической ткани произведения.
- Бифункциональная природа SII7, его обращения. Особенности их применения.
- DVII7 и его обращения. Значение его в динаминизации внутреннего развития гармонии.
- Альтерация аккордов S группы и их выразительная роль в гармонии.
- Альтерация аккордов D группы и их выразительная роль в гармонии.
- Неаккордовые звуки и выразительное значение их применения в гармонии.
- Применение неаккордовых звуков на сильных долях такта.
- Диатонические и хроматические проходящие неаккордовые звуки. Предъём.
- Типы тональных соотношений в музыке (отклонение, модуляция, сопоставление).
- Родство тональностей, степени родства.
- Отклонение в родственные тональности и практика его применения в гармоническом развитии музыкального произведения.
- Понятие о модуляции и её роль в развитии музыкального материала.
- Постепенный вид модуляции и этапы её осуществления на примере 1-ой степени родства.
- Энгармоническая (внезапная) модуляция как способ быстрого перехода в тональности далёкого родства.
- Диатоническая секвенция и её роль в развитии музыкального произведения.
- Хроматическая секвенция как способ модулирования.
- Органный пункт, остинато.Их выразительное значение в музыкальном произведении.
- Понятие имитации и её виды. Использование приёмов имитации в гомофонной музыке.
- Использование приёмов подголосочной полифонии в гомофонной музыке.
- Использование приёмов контрастной полифонии в гомофонной музыке.
Литература для теоретической подготовки:
· Дубовский, В., Евсеев, С., Способин, И, Соколов, В.- Учебник гармонии.-М.,1987.
- Мюллер, Т. Ф. Гармония: Учебник.- М.: Музыка,1982.
- Тюлин, Ю. Краткий теоретический курс гармонии.- СПб.,2003.
- Абызова, Е.Н. Гармония.- М.,2008.
- Тюлин, Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации: Учебное пособие.- М.:Музыка.,1976.
- Основы теоретического музыкознания: Учеб.пособие для студ. высш. муз.пед. заведений / Под ред. М.И.Ройтерштейна. – М., 2003.
- Анализ вокальных произведений /Отв.ред.О.Л.Козловский. –Л.,1988.
- Назайкинский, Е.В. Стильи жанр в узыке:учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений. – М.,2003.
- Мазель, Л.А. О мелодии. – М..1952.
- Попова, Т.В. О музыкальных жанрах. – М.,1981.
- Лобанова, М. Музыкальный стиль и жанры.
- Ройтерштейн, М.И.Практическая полифония: Учеб.пособие для студ-ов
педаг.инст-тов. – М.,1989.
Франёнов, В.П.Учебник полифонии. – М.,1987
II. Выполнить целостный и гармонический анализ музыкального произведения:
- Прокофьев С. Песня без слов.
- Бах И.С. Прелюдия
- Вессман Г. Пьеса
4. Глинка М. Полька
- Кабалевский Д. Пьеса «Клоуны» ор. 39 № 20
6. Моцарт В.А.Соната № 11 ч.3
7. Бетховен Л. Сурок.
- Ребиков Элегия.
- Шуман Р.Баллада (№ 9) из «Альбома для юношества»
- Шуман Р Детские сцены (№ 6)
- Шуберт Ф. Музыкальный момент C-dur № 1
- Шопен Ф. Прелюдия № 7 A-dur.
- Шопен Ф. Прелюдия h-moll ор.28
- Чайковский П.И. «В церкви» из «Детского альбома»
- Шуберт Ф. Серенада (ф-ная транскрипция).
- Чайковский П.И. Зимнее утро из «Детского альбома»
- Мирза-Заде. Старинный гобелен. Чайковский П.И. «Баба-яга» из «Детского альбома»
- Прокофьев С. Марш.
- Легран . Мелодия из к/ф «Шербургские зонтики»
- Прокофьев С. Гавот.
- Чайковский П.И. «Старинная французская песенка» из «Детского альбома»
- Боккерини Л. Менуэт из струнного квартета.
- Шопен Ф. Ноктюрн № 20 cis-moll.
- Раинчик В.Калыханка.
- Шуберт Ф. Вальс,ор.9 № 32
- Чайковский П.И. «Утреннее размышление» из «Детского альбома»
- Шопен Ф. Мазурка C-dur op.24 № 2
- Чайковский П.И. «Сладкая грёза» из «Детского альбома»
- Гурилёв Романс «Внутренняя музыка»
- Григ Э. Шествие эльфов.
- Чайковский П.И. «Баркарола» из цикла «Времена года»
- Мирза-Заде. Старинный гобелен
- Чайковский П.И. «Май» из цикла «Времена года».
План целостного и гармонического анализа музыкального произведения (отрывка)
для студентов II курса (все направления) по дисциплине «теория музыки»
на весеннюю сессию 2014уч.г.
Доценты Ященко В.Н., Маголина М.П.
1. Сведения о композиторе данного произведения;
2. К какой области музыкального творчества относится данное произведение
(инструментальной, вокальной, оркестровой, хоровой и т.д.);
3. Определить жанровые особенности произведения (пьеса, танец, песня,
романс и др.) и какие выразительные средства гармонии подтверждают
наличие этого жанра (размер, ритм, характер мелодии, темп, склад письма и
т.д.);
4. Фактура и склад письма произведения;
5. Определить границы начального периода (указать по тактам), указав границы
предложений, фраз, мотивов. Определить каденционные обороты в
предложениях и их роль в гармоническом развитии (динамике) и
формообразовании;
6. Определить главную тональность произведения и другие тональности
(указать такты), появляющиеся в процессе развития данного произведения;
определить причины их появления, т.е. тип тональных соотношений
главной и новой тональностей (отклонение, модуляция, сопоставление),
степень их родства или вид модуляции;
7. Сделать анализ основной мелодии-темы (её характер, направление мелодии
или тип мелодического движения, тип развития её в дальнейшем
(повторение, варьирование, секвенцирование, контрастное сопоставление,
полифоническое имитирование), применяются ли неаккордовые звуки в
мелодии и в аккомпонементе и какие;
8. Определить кульминацию развития тематизма в произведении, какими
гармоническими средствами в ней достигается напряжённость ( особая
последовательность аккордов, гармонический оборот, нюансы, фактура,
регистр и т.д.)
Контрольная работа должна состоять из двух заданий:
1. Раскрыть теоретический вопрос, объёмом до 3-х страниц А4+
нотные примеры;
11. Сделать целостный и гармонический анализ произведения,объёмом в
7-9 страниц. Определить гармоническую вертикаль(функции
аккордов) вкаждом такте + нотный текст произведения.
Компьютерный набор через одинарный интервал, шрифтом 14 пунктов,
размеры полей: верхнее, нижнее – 25 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм.
Срок выполнения контрольной работы – до 22.05.2014г.