Тематика курсовых работ по дисциплине «Теория музыки» для студентов 2 курса о/о (все направления) на IVсеместр 2013/2014 уч.г

Доцент Ященко В.Н.

Доцент Маголина М.П.

I.Подготовить письменно теоретический вопрос:

  1. Понятие музыкальной фактуры и музыкального склада и их влияние на художественный образ в произведении.
  2. Монодический и полифонический склад музыкального письма.
  3. Аккордовый и гомофонный склад музыкального письма.
  4. Музыкальный жанр и его разновидности (первичные и вторичные жанры).
  5. Мелодия как средство музыкальной выразительности. Типы мелодического движения в музыке.
  6. Кульминация, её типовое местоположение в произведении. Гармонические средства её создания в музыке.
  7. Функциональная система главных трезвучий. Главные и побочные трезвучия лада.
  8. Форма периода в гармонии, её тематическое строение.
  9. Каденционные гармонические обороты в форме периода. Кадансовый К6/4.
  10. Проходящие и вспомогательные обороты и их роль в развитии музыкального произведения.
  11. Доминантсептаккорд и его обращения. Правила его применения в гармонии.
  12. Аккорды гармонического мажора их роль в развитии музыкального образа.
  13. Прерванная каденция и прерванный оборот как выразительное средство в гармонии.
  14. Побочные трезвучия лада и значимость их применения в гармонической ткани произведения.
  15. Бифункциональная природа SII7, его обращения. Особенности их применения.
  16. DVII7 и его обращения. Значение его в динаминизации внутреннего развития гармонии.
  17. Альтерация аккордов S группы и их выразительная роль в гармонии.
  18. Альтерация аккордов D группы и их выразительная роль в гармонии.
  19. Неаккордовые звуки и выразительное значение их применения в гармонии.
  20. Применение неаккордовых звуков на сильных долях такта.
  21. Диатонические и хроматические проходящие неаккордовые звуки. Предъём.
  22. Типы тональных соотношений в музыке (отклонение, модуляция, сопоставление).
  23. Родство тональностей, степени родства.
  24. Отклонение в родственные тональности и практика его применения в гармоническом развитии музыкального произведения.
  25. Понятие о модуляции и её роль в развитии музыкального материала.
  26. Постепенный вид модуляции и этапы её осуществления на примере 1-ой степени родства.
  27. Энгармоническая (внезапная) модуляция как способ быстрого перехода в тональности далёкого родства.
  28. Диатоническая секвенция и её роль в развитии музыкального произведения.
  29. Хроматическая секвенция как способ модулирования.
  30. Органный пункт, остинато.Их выразительное значение в музыкальном произведении.
  31. Понятие имитации и её виды. Использование приёмов имитации в гомофонной музыке.
  32. Использование приёмов подголосочной полифонии в гомофонной музыке.
  33. Использование приёмов контрастной полифонии в гомофонной музыке.

Литература для теоретической подготовки:

· Дубовский, В., Евсеев, С., Способин, И, Соколов, В.- Учебник гармонии.-М.,1987.

  • Мюллер, Т. Ф. Гармония: Учебник.- М.: Музыка,1982.
  • Тюлин, Ю. Краткий теоретический курс гармонии.- СПб.,2003.
  • Абызова, Е.Н. Гармония.- М.,2008.
  • Тюлин, Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации: Учебное пособие.- М.:Музыка.,1976.
  • Основы теоретического музыкознания: Учеб.пособие для студ. высш. муз.пед. заведений / Под ред. М.И.Ройтерштейна. – М., 2003.
  • Анализ вокальных произведений /Отв.ред.О.Л.Козловский. –Л.,1988.
  • Назайкинский, Е.В. Стильи жанр в узыке:учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений. – М.,2003.
  • Мазель, Л.А. О мелодии. – М..1952.
  • Попова, Т.В. О музыкальных жанрах. – М.,1981.
  • Лобанова, М. Музыкальный стиль и жанры.
  • Ройтерштейн, М.И.Практическая полифония: Учеб.пособие для студ-ов

педаг.инст-тов. – М.,1989.

Франёнов, В.П.Учебник полифонии. – М.,1987

II. Выполнить целостный и гармонический анализ музыкального произведения:

  1. Прокофьев С. Песня без слов.
  2. Бах И.С. Прелюдия
  3. Вессман Г. Пьеса

4. Глинка М. Полька

  1. Кабалевский Д. Пьеса «Клоуны» ор. 39 № 20

6. Моцарт В.А.Соната № 11 ч.3

7. Бетховен Л. Сурок.

  1. Ребиков Элегия.
  2. Шуман Р.Баллада (№ 9) из «Альбома для юношества»
  3. Шуман Р Детские сцены (№ 6)
  4. Шуберт Ф. Музыкальный момент C-dur № 1
  5. Шопен Ф. Прелюдия № 7 A-dur.
  6. Шопен Ф. Прелюдия h-moll ор.28
  7. Чайковский П.И. «В церкви» из «Детского альбома»
  8. Шуберт Ф. Серенада (ф-ная транскрипция).
  9. Чайковский П.И. Зимнее утро из «Детского альбома»
  10. Мирза-Заде. Старинный гобелен. Чайковский П.И. «Баба-яга» из «Детского альбома»
  11. Прокофьев С. Марш.
  12. Легран . Мелодия из к/ф «Шербургские зонтики»
  13. Прокофьев С. Гавот.
  14. Чайковский П.И. «Старинная французская песенка» из «Детского альбома»
  15. Боккерини Л. Менуэт из струнного квартета.
  16. Шопен Ф. Ноктюрн № 20 cis-moll.
  17. Раинчик В.Калыханка.
  18. Шуберт Ф. Вальс,ор.9 № 32
  19. Чайковский П.И. «Утреннее размышление» из «Детского альбома»
  20. Шопен Ф. Мазурка C-dur op.24 № 2
  21. Чайковский П.И. «Сладкая грёза» из «Детского альбома»
  22. Гурилёв Романс «Внутренняя музыка»
  23. Григ Э. Шествие эльфов.
  24. Чайковский П.И. «Баркарола» из цикла «Времена года»
  25. Мирза-Заде. Старинный гобелен
  26. Чайковский П.И. «Май» из цикла «Времена года».

План целостного и гармонического анализа музыкального произведения (отрывка)

для студентов II курса (все направления) по дисциплине «теория музыки»

на весеннюю сессию 2014уч.г.

Доценты Ященко В.Н., Маголина М.П.

1. Сведения о композиторе данного произведения;

2. К какой области музыкального творчества относится данное произведение

(инструментальной, вокальной, оркестровой, хоровой и т.д.);

3. Определить жанровые особенности произведения (пьеса, танец, песня,

романс и др.) и какие выразительные средства гармонии подтверждают

наличие этого жанра (размер, ритм, характер мелодии, темп, склад письма и

т.д.);

4. Фактура и склад письма произведения;

5. Определить границы начального периода (указать по тактам), указав границы

предложений, фраз, мотивов. Определить каденционные обороты в

предложениях и их роль в гармоническом развитии (динамике) и

формообразовании;

6. Определить главную тональность произведения и другие тональности

(указать такты), появляющиеся в процессе развития данного произведения;

определить причины их появления, т.е. тип тональных соотношений

главной и новой тональностей (отклонение, модуляция, сопоставление),

степень их родства или вид модуляции;

7. Сделать анализ основной мелодии-темы (её характер, направление мелодии

или тип мелодического движения, тип развития её в дальнейшем

(повторение, варьирование, секвенцирование, контрастное сопоставление,

полифоническое имитирование), применяются ли неаккордовые звуки в

мелодии и в аккомпонементе и какие;

8. Определить кульминацию развития тематизма в произведении, какими

гармоническими средствами в ней достигается напряжённость ( особая

последовательность аккордов, гармонический оборот, нюансы, фактура,

регистр и т.д.)

Контрольная работа должна состоять из двух заданий:

1. Раскрыть теоретический вопрос, объёмом до 3-х страниц А4+

нотные примеры;

11. Сделать целостный и гармонический анализ произведения,объёмом в

7-9 страниц. Определить гармоническую вертикаль(функции

аккордов) вкаждом такте + нотный текст произведения.

Компьютерный набор через одинарный интервал, шрифтом 14 пунктов,

размеры полей: верхнее, нижнее – 25 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм.

Срок выполнения контрольной работы – до 22.05.2014г.

Наши рекомендации