Имитация рисунка мелом и углем

Техника рисования мелом и углем зародилась в доисторические времена. Когда древние обитатели пещеры Ласко (Lascaux), расположенной на территории нынешней Франции, решили украсить стены своего жилища, они использовали цветную глину, мел и уголь, а в качестве связующего вещества - животный жир. Нынешние художники используют практически ту же технику за исключением того, что мел спрессовывается, чтобы можно было обойтись без жирового наполнителя. В сегодняшней жизни рисунки мелом можно встретить практически на любых типах поверхностей, от шероховатой бумаги до кирпичных стен и асфальтовых тротуаров. Рисование мелом в программе Photoshop позволяет вам в максимальное мере использовать возможности текстурных фильтров. Вы можете помещать рисунки на подложку в виде известняка, мешковины или на текстуру, импортированную из внешнего графического файла.
Мел и уголь - материалы для рисования линий и штрихов, а не для раскрашивания больших областей изображения, как в случае с краской. Выбирая объекты для ваших картин, не забывайте об этом. Разумеется, можно изображать полутоновые оттенки в виде узора линий или пересекающихся штрихов, размазывая мел, сколько душе угодно. Начиная рисунок с чистого листа, выполните упрощенный набросок несколькими базовыми линиями, а затем наносите штриховку. Если же вы собираетесь преобразовать в рисунок мелом или углем цифровую фотографию или сканированное изображение, выбирайте такой оригинал, в котором отчетливо прослеживаются линейные структуры и имеются четко очерченные детали.

Фильтр Уголь (Charcoal)

Используйте фильтр Уголь (Charcoal), вызываемый через подменю Фильтр - Эскиз (Filter - Sketch), для преобразования изображения в достаточно хорошую имитацию рисунка угольным карандашом. Поскольку рисунки углем не содержат никаких иных цветов, кроме цвета бумаги и цвета угольного грифеля, результаты, получаемые с помощью данного фильтра, обычно наиболее удачны при использовании черного основного и белого фонового цветов. В качестве фонового можно выбрать также бледный оттенок произвольного цвета, если вы хотите сымитировать рисование углем на цветной бумаге. Окно диалога фильтра Уголь (Charcoal) показано на рис. 7.21. Параметр Интенсивность (Charcoal Thickness) можно изменять от 1 до 7, а Детализация (Detail) - от 0 до 5. Баланс между светлыми и темными областями рисунка настраивается ползунком Тоновый баланс (Light/Dark Balance), позволяющим устанавливать значения в диапазоне 0-100.

Рисование углем с чистого листа

Чтобы создать графическую работу, имитирующую рисунок угольным карандашом, начиная с чистого листа, можно воспользоваться инструментом Кисть (Paintbrush). Я пришел к заключению, что рисование черным цветом с использованием кистей с малым или средним размером пятна и 100-процентной непрозрачностью в режиме наложения пикселей Растворение (Dissolve) обеспечивает получение штрихов и линий, наиболее соответствующих угольному карандашу. Это впечатление еще усиливается, если по завершении рисования применить инструмент Размытие (Blur) и слегка обработать резкие края линий, как это происходит естественным образом при рисовании настоящим углем, когда рука скользит по рисунку.

Пастель

Пастель - тоже разновидность мела, но совсем с другими свойствами. Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Рисунок пастелью в отличие от рисунка мелом и углем скорее похож на совокупность размытых пятен однородного цвета. Известные французские художники-импрессионисты Дега и Ренуар в свое время много работали пастелью. Выполненные пастелью зарисовки танцовщиц балета относятся к числу наиболее известных работ Дега.
Пастель, мел и уголь роднит то, что для рисования этими средствами используется обычно шероховатая бумага. Фильтр Пастель (Rough Pastels) программы Photoshop содержит средства для настройки текстуры материала, на который наносится рисунок, аналогичные тем, с которыми вы уже познакомились ранее при рассмотрении фильтров нанесения цветовых пятен и имитации рисунков мелом и углем. Текстурная основа на рисунках пастелью хорошо смотрится при умеренном использовании. На рис. 7.25 приведена фотография букета гвоздик, а на рис. 7.26 - та же фотография после преобразования в рисунок пастелью. Текстура умышленно применена на незначительном уровне, чтобы в рисунке не появились посторонние детали.

На рис. 7.27 показано окно диалога Пастель (Rough Pastels) со значениями параметров, использованными при обработке фотографии букета гвоздик. Изменяя их, принимайте во внимание следующее:

  • Длина штриха (Stroke Length): изменяется от 0 до 40. Слишком длинные штрихи могут выглядеть как струи дождя. Самые короткие штрихи, получающиеся при установке данного параметра в 0, имеют длину около четверти дюйма (6 мм). Направление штриховки всегда остается одним и тем же: справа сверху влево вниз. Если вы хотите, чтобы штрихи на рисунке были направлены по-иному, поверните изображение перед применением фильтра.
  • Детализация (Stroke Detail): этот параметр влияет как на цвет, так и на чистоту штрихов. Изменяется в диапазоне 1-20. При установке большой величины явно будут видны только темные и светлые линии.
  • Текстура (Texture): к числу заранее заготовленных текстур относятся Кирпич (Brick), Мешковина (Burlap), Брезент (Canvas) и Известняк (Sandstone). Текстура Кирпич (Brick) выглядит очень четко и действительно создает впечатление, что рисунок нанесен на кирпичную стену. Мешковина (Burlap) практически аналогична Брезенту (Canvas), но имеет более крупный масштаб. Обе имитируют тканую основу холста. Текстура Известняк (Sandstone) имитирует случайную шероховатость основы, неоднородности которой не имеют каких-то преимущественных направлений ориентации.
  • Масштаб (Scaling): устанавливает масштаб узора текстуры в диапазоне 50-200%. Большинство текстур выглядят лучше при уменьшении масштаба приблизительно до 75%.
  • Рельеф (Relief): определяет "выпуклость" элементов текстуры. Диапазон допустимых значений - от 0 (едва заметный рельеф) до 50.
  • Свет (Light Direction): возможны варианты Cверху (Top), Cнизу (Bottom), с одной из боковых сторон или с одного из четырех углов. При выборе направления подсветки Cверху или Cнизу подчеркиваются горизонтальные элементы рельефа текстуры.
  • Инверсия (Invert): переворачивает текстурный узор. В обычных обстоятельствах не приводит к заметным изменениям на изображении.

Рисование пастелью

Рисование цифровой "пастелью" с чистого листа представляет наибольшую трудность. Нанося мазки кистью по ровной поверхности, вы не сможете добиться требуемой бархатистости пастельного рисунка. В связи с этим имеет смысл нарисовать набросок в контурных линиях или цветовой эскиз, а затем применить к изображению фильтр Пастель (Rough Pastels), чтобы добиться желанного эффекта. Если вы намерены воспользоваться данным советом, то готовьте исходное изображение в светлых, ярких тонах. Рисунок после применения фильтра имеет тенденцию становиться темнее оригинала.
Одной из основных отличительных черт рисунка пастелью является то, что цвета практически непрозрачны, если штрихи наносятся с нажимом, и вполне прозрачны, если штрихи наносятся легко, без нажима или один цвет размазывается поверх другого. Если вы используете широкую кисть и твердой рукой наносите штрих "пастелью" в виде линии, не забудьте выбрать 100-процентную степень непрозрачности, а кроме того, проверьте, чтобы не был установлен режим Мокрые края (Wet Edges). Ползунок Нажим (Pressure) инструмента Палец (Smudge) должен стоять на отметке не более 50%. Тогда ваше изображение больше будет походить на рисунок пастелью.

Наши рекомендации