Предмет и задачи информатики

Термин «информатика» получил распространение во Франции с середины 80-х гг. ХХ в. Он состоит из корня inform – «информация» и суффикса от аutomatique – «автоматика». Таким образом, информатика – это наука об информации и её автоматической обработке. В англоязычных странах термин не прижился, информатика там называется Computer Science – наука о компьютерах.

Информатика – молодая, быстро развивающаяся наука, поэтому строгого и точного определения её предмета пока не сформулировано. В одних источниках информатика определяется как наука, изучающая алгоритмы, т.е. процедуры, позволяющие за конечное число шагов преобразовать исходные данные в конечный результат, в других – на первый план выставляется изучение компьютерных технологий. Наиболее устоявшимися посылками в определении предмета информатики в настоящее время являются указания на изучение информационных процессов (т.е. сбора, хранения, обработки, передачи данных) с применением компьютерных технологий.

Информатика – это техническая наука о методах реализации информационных процессов средствами вычислительной техники, а также о принципах функционирования этих средств и методах управления ими.

Информатика – прикладная наука, использующая научные достижения многих наук. Кроме того, информатика – практическая наука, которая не только занимается описательным изучением перечисленных вопросов, но и во многих случаях предлагает способы их решения. В этом смысле информатика технологична и часто смыкается с информационными технологиями.

Методы реализации информационных процессов находятся на стыке информатики с теорией информации, статистикой, теорией кодирования, математической логикой, документоведением и т.д. В изучении состава, структуры, принципов функционирования средств вычислительной техники используются научные положения из электроники, автоматики, кибернетики. В разработке методов управления средствами вычислительной техники используют научные положения из теории алгоритмов, логики, теории графов, лингвистики, теории игр.

В предмет информатики входят основные взаимосвязанные части: технические или аппаратные (hardware), программные (software) и алгоритмические (brainware) средства, а также средства взаимодействия – интерфейсы. Совокупность аппаратных и программных средств представляет собой вычислительную систему.

Основной задачей информатики является систематизация приёмов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники. В составе основной задачи выделяются следующие практические направления: архитектура и интерфейсы вычислительных систем; программирование, автоматизация, защита информации, преобразование данных и стандартизация.

Предыстория информатики начинается с освоения человеком устной речи. Человеческая память и язык стали средствами хранения и передачи информации. По мере развития цивилизации объёмы информации, которые необходимо было накапливать и передавать, росли, и человеческой памяти стало не хватать – появилась письменность. Изменился смысл информационных сообщений. Появилась возможность обобщать, сопоставлять, переосмысливать ранее сохранённые сведения. Это же в свою очередь дало толчок развитию истории, литературы, точным наукам и в конечном итоге изменило общественную жизнь. Изобретение письменности характеризует первую информационную революцию.

Дальнейшее накопление человечеством информации привело к увеличению числа людей, пользовавшихся ею, но письменные труды одного человека могли быть достоянием небольшого окружения. Возникшее противоречие было разрешено созданием печатного станка. Эта веха в истории цивилизации характеризуется как вторая информационная революция (началась в XVI в.). Доступ к информации перестал быть делом отдельных лиц, появилась возможность многократно увеличить объём обмена информацией, что привело к большим изменениям в науке, культуре и общественной жизни.

Третья информационная революция связывается с открытием электричества и появлением (в конце XIX в.) на его основе новых средств коммуникации – телефона, телеграфа, радио. Возможности накопления информации для тех времён стали поистине безграничными, а скорость обмена очень высокой. К середине XX в. появились быстрые технологические процессы, управлять которыми человек не успевал. Проблема управления техническими объектами могла решаться только с помощью универсальных автоматов, собирающих, обрабатывающих данные и выдающих решение в форме управляющих команд. Ныне эти автоматы называются компьютерами. Бурно развивавшаяся наука и промышленность привели к росту информационных ресурсов в геометрической прогрессии, что породило проблемы доступа к большим объёмам информации.

Наше время отмечается как четвёртая информационная революция. Пользователями информации стали миллионы людей. Появились дешёвые компьютеры, доступные миллионам пользователей. Компьютеры стали мультимедийными[1], т.е. они обрабатывают различные виды информации: звуковую, графическую, видео и др. Это, в свою очередь, дало толчок к широчайшему использованию компьютеров в различных областях науки, техники, производства, быта.

Средства связи получили повсеместное распространение, а компьютеры для совместного участия в информационном процессе соединяются в компьютерные сети. Появилась всемирная компьютерная сеть Интернет, услугами которой пользуется значительная часть населения планеты, оперативно получая и обмениваясь данными, т.е. формируется единое мировое информационное пространство. В настоящее время круг людей, занимающихся обработкой информации, вырос до небывалых размеров, а скорость обмена стала просто фантастической, компьютеры применяются практически во всех областях жизни людей.

На наших глазах появляется информационное общество, где акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, финансовые, энергетические и пр.) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория.

Информационные ресурсы – это не только отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, информационных системах и других хранилищах – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях. Информационные ресурсы страны, региона, организации всё чаще рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Наши рекомендации